Yvision.kzYvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов41 подписчиков
Всяко-разно
40
04:50, 22 июля 2016

Коротко о салафизме в Казахстане

Теракты в Актобе и Алматы вновь до предела обострили внимание к такому религиозному течению в исламе как салафизм (ваххабизм). И хотя официального подтверждения в виде заключения следственной комиссии о причастности  салафитов к данным преступлениям нет, но общественное мнение склоняется именно к данному выводу. Салафиты, как известно, считают, что подлинный ислам был только в течение трех поколений первых мусульман. И именно к возвращению к такому ортодоксальному исламу эпохи VII века (времени зарождения мусульманской религии) призывают проповедники салафизма. Я не теолог, чтобы вдаваться в богословские споры, но хотел бы акцентировать внимание читателей на политической составляющей идеологии этого движения, а оно заключается в отрицании любой власти, отходящей от канонов шариата. То есть любое светское государство на нашей планете, в том числе, естественно и Казахстан, априори является «неправильным», «неверным» и подлежит уничтожению. Стоит ли говорить о том, какой мощный радикальный потенциал заложен в таком религиозном течении? Сейчас, судя по официальной информации, которая оперативно появилась после теракта в Актобе, в Казахстане насчитывается 15 тысяч приверженцев салафизма… Не совсем понятна методика подсчета количества салафитов в стране, поэтому сама цифра вызывает определенное сомнение. На мой взгляд, их, возможно, значительно больше. Тем не менее даже официальные данные заставляют тревожно задуматься…

К причинам быстрого распространения идей салафизма я бы отнес следующие:

1) На первоначальном этапе проникновения салафизма в Казахстан имела место крайне недальновидная либеральная государственная политика в религиозной сфере, что значительно облегчило распространение идей салафизма в нашей стране.

2) Низкий моральный авторитет священнослужителей среди верующих, особенно молодежи. «Бюрократия в чалмах» оказалась совершенно не готова работать в конкурирующей среде.

3)  Отсутствие детально разработанной и последовательно внедряемой государственной идеологии, основанной на светскости, толерантности и законопослушании.

4) Социальная политика государства, особенно в отношении сельской молодежи. Именно низкий уровень жизни, отсутствие перспектив вызывает у молодежи (и не только) разочарование, переходящее в резкое неприятие действительности, которое является благодатной почвой для проникновения идей салафизма в их радикально воинственной трактовке.

5) И, наконец, сугубо психологический фактор: человек, попавший в секту, ощущает неподдельную заботу и внимание к себе со стороны единомышленников, по сути, обретает новую семью, в которой к нему относятся с уважением и пониманием, и где он чувствует себя комфортно. В условиях нашего эгоистичного общества это крайне немаловажно. Салафиты поддерживают друг друга и даже сферы деятельности выбирают по возможности одну и ту же, например, продажа сотовых телефонов. Этот бизнес весьма криминален, но для салафитов он не представляет проблемы морального выбора, так как исповедуется другая шкала ценностей в отношении неверных, т.е. тех, кто не придерживается их религиозных взглядов. К тому же этот бизнес позволяет проводить и агитацию среди покупателей путем закачки проповедей в телефоны.

Любое радикальное движение, в какую бы идеологическую тогу оно не рядилось,  набирает мощь и многочисленных сторонников там, где есть критическая масса людей, чувствующих себя, в силу различных причин, отверженными и покинутыми обществом и государством. Эта проблема требует комплексного решения путем не просто улучшения ситуации в экономической сфере, но и усовершенствования системы образования, создания эффективно функционирующих социальных лифтов, подготовки специалистов в области теологии и эффективной идеологической пропаганды.

 

40