Yvision.kz
kk
Popcorn
Popcorn
Popcorn
3 932 постов66 подписчиков
Это проект о хорошем, качественном кино
6
14:56, 24 июля 2016

Вы слышали это имя. Хаяо Миядзаки.

Blog post image

Когда я слышу его имя, представляю, как передо мной возникает дверь. Она сразу распахивается. За дверью течет поток самых чистых эмоций. Поток льется внутри сознания, сверкая своим разноцветьем. В нем видны миры красочные, и невероятные, каждый раз потрясающие своей непостижимостью.

- ох, как пафосно получилось.

Для тех, кто все еще не вспомнил великого японца, я приготовил небольшой список фильмов для последовательного ознакомления с творчеством дедушки и мои попытки упорядочить мысли на его счет.

Список:

1 Унесенные призраками (2001)

Увидев отрывок в раннем детстве, я до смерти перепугался, однако образы остались при мне. И тогда я даже подумать не мог, что первый сознательный просмотр заставит вновь стать четырехлетним мальчишкой: пугаться, переживать и раскидывать руки в стороны от желания взлететь.

Сейчас все точно так же. Чувства всегда немного обостряются, стоит несколько минут понаходиться в мире духов Хаяо Миядзаки.

Экшена и ярких событий в мультфильме много. Да что говорить, это лучшая картина мастера. Вы ее, скорее всего только и видели. А если не видели, то готовьтесь удивиться и полюбить режиссера.Blog post image

2 Мой сосед Тоторо (1988)

Вы поймете, почему я выбрал этот фильм вторым, сразу как начнутся чудеса.

Всегда очень жалею, что не видел Тоторо в детстве. Своему братику никак не позволю пропустить такое кино.

Когда я сам смотрел Тоторо, на несколько минут получил мироощущение ребенка, который не беспокоится ни о чем. Ведь какая бы беда ни пришла, какой бы дождь не лил на улице, твои друзья рядом. Они не дадут замерзнуть и помогут найти нужную дорогу или сесть на правильный автобус, если ты потерялся.Blog post image

3 Ведьмина служба доставки (1989)

- Послушай, Кики, не зацикливайся на внешнем виде. Важно то, что внутри тебя.
- Да, я знаю, что ты имеешь в виду. Ладно, можешь рассчитывать на это мое "внутри". Жаль, только, что его не видно снаружи.

Фильм исключительно детский. Пропустив его, вы многого не потеряете, но это всё- таки Миядзаки. Возможно, вы найдете что-нибудь в этой картине для себя. Я нашел.Blog post image

4 Порко Россо (1992)

Джентльмен свин, да еще и летчик военного самолета. Что может быть забавнее?

Я готов смело утверждать, что с этой картины Миядзаки стал по-настоящему тем кого признал мир. Проглядывается его знаменитый свободный ход событий, и больше нет какой-то примитивной и предсказуемой сюжетной линии.

Мультфильм основан на короткой манге Мастера и рассказывает о том, как виртуозному летчику трудно быть человеком среди свиней, которые вдобавок считают, что он сам — свинья промеж людей.Blog post image

6 Навсикая из долины ветров (1984)

Картина полная непонимания того, как мы можем отвергать природу будучи неразрывно связанными с ней. В ней есть немного жутких и даже пугающих сцен, поэтому не советую детям до 6. Но у всего есть свое предназначение: показать что плохо и что такое настоящее и безжалостное зло. Фильм воспитательный. И если ты видел его раньше, образы в голове не дадут переступить черту в будущем.Blog post image

7 Небесный замок Лапута (1986)

С недавних пор в Японии появилась своеобразная традиция: каждый раз, когда «Лапуту» вновь показывают по телевидению, японцы пишут твиты со словом «барус». Новый рекорд составляет 143 199 твитов в секунду.

Такие факты думаю, о многом говорят. Даже с учетом того, что Япония это немного страна фриков, которые постоянно выделяются, представьте сколько человек в этот момент просто смотрели Небесный замок - миллионы.

Очень свойственный для Миядзаки фильм 80-х годов. Тут появляются те самые магические места и классический “носатый персонаж” прослеживающийся в будущих произведениях. Все очень живописно и несет в себе важный для людей посыл на тему причастности к небу.Blog post image

8 Принцесса Мононоке (1997)

Анимизм. Война с природой как самоубийство. Не для детей.

Фильм вышел на 13 лет раньше Аватара, но явно круче. Это бесспорнейший шедевр своего жанра. Старые фанаты анимации до сих пор считают “принцессу волков” вершиной работ Мастера. В картине все чрезвычайно продуманно. Периодически даже чувствовал холодок на коже. Так и скажу. Фильм, от которого в дрожь берет.Blog post image

9 Люпен III. Замок Калиостро (1979)

Типичный ранний Миядзаки для детской беззаботности.

Забавнейший мульт. Очень комичный главный герой делает настроение. Дело в увлекательной атмосфере которую несет фильм. Очень легкий, сделанный по канону для своего времени и мастерский для анимации в целом. Обязательно рекомендую детям.Blog post image

10 Ходячий замок (2004)

Специально оставил на десерт одно из самого красочного. Эстетичность, поэтичность и сверхъестественность мест захватывает дух. Я до сих пор мечтаю выглянуть в окно и увидеть что движусь в ходячем замке, пусть даже это был бы сон.

Девушка, которая жила как старушка прошла сквозь преображение, как, собственно, и все герои рассказа. Проклятия, любовь и война, основные темы истории.Blog post image

11 Рыбка Поньё на утесе (2008)

Цитата из Ведьминой службы доставок:

Дети - это счастье, но очень утомительное.

И все же СЧАСТЬЕ.

Пропускать мульт запрещается. Смотреть всем без исключения.

Хаяо Миядзаки в начале этого века совсем зарылся в мистике, что чуть не забыл явить миру еще одного Тоторо. Конечно, это два совершенно разных мультфильма, но у них общий добрый, сказочный посыл. Картина с огромной концентрацией детской прозорливости помноженной на нежность и любовь.Blog post image

13 Ветер крепчает (2013)

Великая картина. Очень размеренная, аккуратная, живая и реалистичная. Напоминает прочтение книги.

Это рассказ о японском авиастроителе Дзиро Хирокоси. Изготовлением, чьих самолетов занималось семейство  Хаяо Миядзаки. Режиссер решил увековечить человека, которым восхищался. Он создал картину длинною в жизнь Дзиро сквозь призму своего неповторимого видения.

Исторические детали в фильме повсюду. Каждая мелочь имеет свою роль, будь то косточка макрели или белый зонтик. После просмотра приходит понимание того, что в масштабах отведенного нам времени, некоторые события будут играть ключевую роль. И предугадать, когда они произойдут, мы будем не в силах. На то это и есть жизнь. Прекрасная и безжалостная. Le vant se leve…Blog post image

14 Царство грёз и безумия (2013)

Документальная картина. Её съемки проходили на знаменитой студии Гибли во время работы над “Ветер крепчает”.

Царство я советую к просмотру только тем, кто дойдет до конца списка без перескоков и захочет увидеть и послушать Миядзаки вживую, а не сквозь анимированных персонажей. Царство приоткрывает завесу на мнения Хаяо Миядзаки о самых разных вещах. И в действительности дедушка оказывается не таким,  каким его представляешь. Какой он именно? Узнайте сами.Blog post image

Просто мысли.

Хаяо Миядзаки - синоним японского аниме. Я помню момент, когда фильмография дедушки кончилась, и я искал себе еще годной анимации. Меня не сильно удивил факт, что самые великие работы в этом жанре были созданы его коллегами из Гибли или людьми, называвшими себя последователями мастера. Такая преемственность радует. Ведь выходит, мы все получили десятки прекрасных картин благодаря возможно одному лишь главному вдохновителю. И я искренне благодарен ему, всей студии Гибли и его преемникам. Они немного изменили меня в лучшую сторону, и научили понимать себя. Спасибо.

Стиль мастера легко отличить от различных "one punch manов", "тетрадей смерти" и "нарут". Миядзаки придерживается максимальной натуральности. Каждая его работа отличается неким винтажем, настолько он бережет свой стиль. Миядзаки даже как-то сказал:

-Я не считаю себя человеком 21ого века. Я человек 20ого века и не хочу иметь общего с 21ым.

Blog post image

Всегда забавляло, что дедушка фэнтезист да еще и всю жизнь работавший исключительно с анимацией создал одни из самых НАСТОЯЩИХ миров и персонажей в кинематографе. Все помнят двух сестер Сатсуки и Мэй из Тоторо, Тихиро, Навсикаю или Хаула. Хаяо Миядзаки как будто давал каждому своему персонажу душу. И во время просмотра перед тобой не просто маг из волшебного замка, но и обычный человек с небольшими заскоками на тему цвета своих волос и амулетов.

Персонажи Миядзаки либо слегка чудоковаты, либо являются олицетворением невинности, ну или и то и то вместе. Также встречаются зрелые герои со своей мудрой или ироничной точкой зрения на мир. Такие свойства главных героев приближают их к обывателю, ведь мы все когда-то были детьми, а по ходу взросления обзавелись еще и своими придурошными особыми чертами.

Знаете, когда зритель смотрит сериалы, то сильно привязывается к героям. Узнает их все ближе и ближе, сопереживает, будто они его близкие друзья. Это все достигается путем постепенного раскрытия персонажа в течение десятка серий. Миядзаки же получает подобный результат за полтора-два часа, еще бывает и с большим размахом. Его герои заставят вас плакать, и смеяться, словно это вы сами встретили старого приятеля, потеряли родителей или скованны проклятьем. Поверьте мне на слово. Многие люди до сих пор считают, что умение создать такую близость - главный талант дедушки.

Blog post image

А его великолепные пейзажи: ходячий замок или лес магических животных!Образы, вышедшие из воображения Миядзаки восхитительны и похожи на работу с хрусталем. С трудом принимаешь вымышленность его нарисованных декораций. Все очень тонко и сбалансировано. Ландшафты и городские пейзажи всегда идеально дополняют происходящее в картине.

Blog post image

Нужно смотреть на мир глазами, не затуманенными ненавистью. Замечать плохое в хорошем и хорошее в плохом. Не отдавать заранее свой выбор какой-то одной стороне, но стараться сохранить баланс, существующий между ними. – Хаяо  Миядзаки

Blog post image

Что я люблю в Миядзаки, так это отсутствие плохой и хорошей сторон в фильмах. Его антагонист не выглядит картонным. Он имеет свои положительные черты, которые вызывают симпатию. Как пример можно взять Ведьму пустоши из Ходячего замка, Госпожу Эбоси из принцессы Мононоке, и выскочку Кёртиса из Порко Россо. Все они меняются на наших глазах. “Антагонист” Миядзаки динамичен подобно протагонисту. Тебе порой не за что их невзлюбить, ведь на их месте ты, возможно, вел бы себя так же. Стоит ещё отметить, что борьба в его фильмах даже больше идет с реальностью. Мир очень грешен, жесток и холоден. Битва именно с ним один из основных концептов Хаяо Миядзаки. К примеру, можно отнести: замок Хаула с его темными войнами, Ветер крепчает с теми же бессмысленными гонками вооружений и Унесенные призраками, где Тихиро ставится как антипод всеобщей жадности и алчности. Подобные ситуации показывают, насколько тяжела борьба с обстоятельствами и несправедливостью. И что порой мы ведем бой с невидимым врагом, победа над которым стала бы великим достижением для нас всех.

В наши дни если на экране показывается зло, то оно наверняка будет уничтожено. На мой взгляд, это отвратительная тенденция. Принцип, утверждающий, что за каждое совершенное злодеяние обязательно будет наказан кто-то конкретный, не действует в нашей жизни и в политике. – Хаяо Миядзаки

Blog post imageНекая медлительность картин не должна заставлять вас ослабить свое внимание. Иначе вы рискуете прошляпить пару тройку отсылочек, а к отсылкам у Мастера тоже свой подход.

Он никогда не держит своего зрителя за дурака. Ровно, как и не разжевывает непонятные фрагменты. В его отсылках может таиться название студии или какой-нибудь картины мастера, а может быть там насмешка над фашистским правительством или целый вымышленный персонаж из классической литературы.

Миядзаки не пишет сценарий. Миядзаки не акцентируется на сюжете. Он создает персонажей и отталкивается от их характеров. Так зародился его фирменный стиль повествования: до самого конца держащий интригу. Иногда сюжет не совсем понятно куда движется. (И вновь - как в жизни.) За легким, казалось, сумбуром не замечаешь, что история плавно шла к логическому завершению.

Я не знаю, использует ли Хаяо Миядзаки символизм в своих работах умышленно или нет. Но найти его не составляет труда. Каждый видит свои метафоры. Моя любимая - поезд полный призраков (фильм #1 в списке). Ты идешь по городу и повсюду люди. Они неотъемлемая часть атмосферы, но ты никого не знаешь и вряд ли запомнишь. Безмолвные силуэты вокруг.

Blog post image

Для многих дедушка – человек приложивший руку к твоему воспитанию, пусть и самую малость. Поэтому я Миядзаки и называю дедом. Он ведь сказочник, сказочник своего времени. А сказки развлекают и воспитывают детей. Люди начавшие смотреть его работы обычно идут по следам своего прошлого и ненадолго возвращаются туда. Ведь никакие богатства не вернут тебе былую беззаботность как произведения искусства неразделимо связанные с "мировой детской душой".

Недавно прочел одну книгу. Она была на тему писательства. В ней была фраза “Не рассказывай, а показывай”. Думаю, кое-кто сделал ее правилом, ключевым и незыблемым.

Вокруг много вещей, магию которых ты не в силах объяснить. К примеру, банальный закат. Ты видишь его каждый день, но если заглядишься, уже не оторвешь глаз. Или же связь с дорогим тебе человеком. Простые слова никогда в полной мере не раскроют значение дружбы, братства и любви. Все это не стоит пробовать описать. Дело не в том, что у тебя маленький словарный запас или ты не умеешь описывать. Просто некоторые вещи нужно показать и дать пережить. Иначе тонкие магические нити останутся невидимыми. Нити эти протянуты к любой повседневной мелочи. Может быть вы без ума от того как кто-то краснеет или смеется, может быть вам нравится спокойствие и умиротворенность или то как этот кто-то чешет голову карандашом, когда решает тяжелую задачу по математике. Миядзаки показывает такие вот, казалось бы, ненужные мелочи. И именно они делают его героев живыми, настоящими.

В заключение хочу сказать пару слов.

Миядзаки даёт почувствовать, что сердце оно тяжелое и намного больше своих анатомических размеров.

Для внимательных и дочитавших отличные картины в которых Миядзаки выступил сценаристом:

5 Шепот сердца (1995)

Blog post image

12 Со склонов Кокурико (2009)

Blog post image

Надеюсь, вам понравится.

Пока

 
6
2096
2