Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов41 подписчиков
Всяко-разно
0
22:26, 04 июля 2016

Культ личности Эмомали Рахмона вышел на новый уровень

Президент Таджикистана Эмомали Рахмон, находящийся у власти уже более 20 лет, подписал закон о праздновании Дня президента. Несмотря на то, что он будет проводиться 16 ноября, в тот самый день, когда в Худжанде начала свою работу XVI сессия Верховного Совета Республики Таджикистан, на которой Эмомали Рахмон был избран председателем Верховного Совета, сторонники главы государства заявляют, что эта дата не имеет отношения к его личности, и не противоречит Конституции и другим законам.

С каждым годом стареющий президент Таджикистана Эмомали Рахмон присваивает себе все больше титулов и регалий и это все сильнее походит на признаки развивающегося маразма. Возникает вопрос, не стоит ли пожилому политику уступить место более молодым и здравомыслящим претендентам? Если в первые годы правления таджикского лидера не сильно заботила необходимость «обожествления» своей личности, то в последние годы он  старательно наверстывает упущенное.

Так, в конце прошлого года ему присвоили официальный статус «Лидера нации» и «Основателя мира и национального единства». Прям, видите ли, он не хотел, его заставили. Закон, принятый специально для этого, сохранял за ним пожизненное право влиять на политику государства - даже после отставки с поста президента — и освобождал его от ответственности «за действия в период исполнения полномочий главы государства». Он был принят местным парламентом, большинство депутатов которого из пропрезидентской Народно-демократической партии.

Очевидно, что без санкции самого Лидера нации этого бы не произошло. Мог бы и отказаться. Новый президентский титул уже отметили книгой (ее презентовал Союз писателей Таджикистана) и песней «Эй, лидер нации!».

Следующая стадия поражения маразмом мозга таджикского лидера - попытка выдвинуть свою кандидатуру на Нобелевскую премию. Кроме того, в последние десять лет он сильно увлекся религией, совершил ряд «хаджей» в Мекку, и даже дважды совершал «намаз» внутри священной «каабы». После этого, супругу президента предложили объявить «лидером исламских женщин», и это при том, что звания «лидер исламских женщин» и «матери всех мусульман» удостаивались только жены пророка.

Этим дело не ограничилось. В Таджикском национальном университете стали читать лекции на тему «Эмомали Рахмон — архитектор нового государства таджиков». Среди студентов объявили конкурс на лучшее сочинение о Лидере нации. В честь президента также назвали село и фруктовый сад, посаженный на юге страны.

Чтобы подчеркнуть особый статус таджикского лидера была разработана целая серия ритуалов. Для их соблюдения, перед его поездкой в тот или иной район, как рассказывали очевидцы, туда приезжают специальные группы — обучают местное население, как вести себя при встрече с Президентом Таджикистана.

Общение включает в себя дифирамбы в адрес Джаноби Оли (Его Превосходительство — полуофициальный титул Эмомали Рахмона) и зачитывание хвалебных стихов — как взрослыми, так и детьми.

Подобные ритуалы, по словам местных журналистов, происходят повсюду, куда приезжает президент. Сам он формально осудил эту практику несколько лет назад. Однако и после этого она сохранилась.

Не редки случаи, когда к главе государства не допускались граждане, имеющие не привлекательную, не «арийскую» наружность. Самому Эмоммали Рахмону нравиться думать о его арийском происхождении, поэтому подобные мысли внушаются и простым людям.

Между тем, никакое арийское происхождение не способно заменить продуманной экономической политики. В результате которой Таджикистан остается одной из самых бедных постсоветских стран. Средняя зарплата в Таджикистане, согласно данным Статкомитета СНГ, самая низкая в странах Содружества. Уровень недоедания, согласно исследованию 2015 года, самый высокий среди постсоветских стран Центральной Азии (в мировом рейтинге Таджикистан занял 84-е место). Ситуация усугубляется коррумпированностью чиновничьего аппарата, ростом преступности и наркомании. По официальным данным, уровень бедности в стране с начала 1990-х годов снизился с 87% до 32%, однако во многом он сдерживается за счет переводов из-за рубежа, которые в последнее время сокращаются из-за экономического кризиса в России, где трудится большинство таджикских трудовых мигрантов. Только в 2015 году, по данным ЦБ РФ, сумма переводов сократилась примерно на 66% — до 1,2 млрд. долларов (в 2014 году она составляла 3,8 млрд., а годом ранее — 4,1 млрд. долларов).

Официальная безработица в стране невысока — лишь несколько процентов, в абсолютном выражении — десятки тысяч человек. Если же учитывать незарегистрированных безработных и трудовых мигрантов, которые уехали, не найдя приемлемой работы на Родине, — цифра, по неофициальным оценкам, вырастает до сотен тысяч.

Все это не мешает таджикскому президенту считать себя «лидером нации», в то время, как каждый его гражданин мечтает поскорее покинуть свою истерзанную Родину.

 
0
451
0