От солнечного побережья Гоа в деревушку Хампи проще всего и дешевле добраться на slipper bus – автобусе с полками. По правой стороне от входа полки одиночные, по левой – сдвоенные. Если перевести на наши деньги, билет «туда-обратно» мне обошелся примерно в 3000 тенге. Сначала кажется: slipper bus еще и удобнее обычного автобуса. Можно поспать, как в поезде. На самом деле не так. Во-первых, постельного белья нет. Поезд идет по ровным рельсам, и вас ничего не беспокоит, кроме мелодичного тук-тук-тук, под которое сладко дремлется. Автобус подпрыгивает на ухабах – приготовьтесь к тому, что ночь будет веселой. И еще, обязательно берите в дорогу теплые носки, плед или куртку. Это на пляже было плюс тридцать. В горах ночью холодно.
Тут, в деревушке Хампи, посреди руин древней империи Виджаянагара, живут всего три тысячи человек. Население занято либо в сфере туризма, либо в сельском хозяйстве. Кругом живописные рисовые поля и банановые плантации.
В местных джунглях - огромный затерянный город, с храмами, дворцами, дорогами и каналами, который только на 20 процентов изучен археологами. Виджаяна́гар (букв. «город победы») - крупнейшее в истории средневековья индуистское государство, которое просуществовало с середины XIV до середины XV вв. Империя пала, когда большая часть Индии была захвачена мусульманами.
Правительство Индии сейчас выделяет огромные деньги на реставрацию, и часть дворцов буквально «слеплены» заново.
Сюда массово привозят школьные экскурсии, рассказывают про величие прошлых лет. Всевозможных памятников истории в Хампи столько, что можно потратить месяцы на доскональный осмотр каждого монумента. Большинство из них без охраны и бесплатные для посещения, но лучше брать с собой гида, иначе вам скоро наскучит гулять по развалинам, не зная истории.
Здесь есть интересная традиция. Перед входом в дом женщины каждое утро рисуют толченым мелом ранголи, рисунок-молитву.
Ранголи происходит от соединения двух слов на хинди –«ранг», что означает «цвет» и «аволи» - «ряд». Это домашняя магия, которая граничит с искусством. У разных народов Индии есть рисунки ранголи, традиция уходит корнями в глубочайшую древность, в те исторические эпохи, когда им приписывали магическое значение и наносили на земле возле алтарей. Ранголи имеют круглую форму, напоминающую о бесконечности времени. Все линии рисунка непрерывные и не должны преломляться — тогда он будет приносить удачу и защищать дом от злых духов.Изначально узоры делали рисовой мукой, куркумой, в общем – растительными «красками», а сейчас продают специальные порошковые краски.
На заре, когда мужчины ещё спят, женщины, зачерпнув в горсть краску, и пропуская её узкими струйками между пальцами, неуловимыми движениями кисти руки быстро и безошибочно вырисовывают на полу и на земле тонкий и сложный орнамент. Каждое утро создается новый рисунок и каждый вечер он стирается под ногами. Это мимолетная красота. Такой же техникой пользуются и тибетские монахи для создания песочных мандал.
Чтобы попасть в историческую часть, надо переплыть небольшую реку. Насколько я поняла гида, колонны на другой стороне - это остатки моста. Сейчас, спустя пятьсот лет, моста нет. Переправиться можно на пароме (если вы на байке - идеальный вариант).
а можно вот на такой симпатичной лодочке.
Первое, что видят туристы – храм Вирупакша (Virupaksha), это здание на фото относится к началу XV века.
Это действующий индуистский храм, куда толпами приходят паломники. Он был частично разрушен и отреставрирован. Историю храма Вирупакши ученые проследили вплоть до VII века. Культовое сооружение было здесь задолго до появления большого храма и большого города.
По улице, которая идет к храму, великое множество ресторанчиков. Но самое вкусное, это купить какие-нибудь блинчики с бананами, которые тут же при тебе испекут торговцы, кофе, свареный в турке (вполне сносный), усесться на теплые плиты и смотреть, как мимо тебя уже тысячу с лишним лет течет река Тунгабхадра…. Здесь каждый вечер купается храмовый слон в древней реке….рядом с ним купаются дети, стирают белье женщины, чистят зубы мужчины.
Добро пожаловать в Индию!
Фото: Ольга Настюкова. Перепечатка фото без указания автора запрещена.