Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов41 подписчиков
Всяко-разно
1
00:40, 29 июня 2016

Заповедные кущи внутреннего туризма

Blog post image

Сейчас в Казахстане только и разговоров, что о внутреннем туризме. Предстоящая выставка EXPO-2017 и «Дорожная карта бизнеса – 2020» выступают парадным стимулом, а политические волнения в мире, пугающая неконтролируемость курса тенге с ослаблением экономики – толчком к освоению родных рубежей.

Впрочем, все это не ново. Пролистав на несколько лет назад новостные и аналитические ленты, можно встретить все те же, родные уже в своем постоянстве, причины, чаяния и проблемы внутреннего туризма: экономический кризис, желание аккумуляции средств внутри страны, отсутствие стандартов сервиса в местах отдыха, плохая инфраструктура и высокие цены. Благо из-за основной идеи ЭКСПО – показать привлекательность республики иностранцам – на туризм стали обращать более пристальное внимание. Но основная нагрузка остается на плечах частного предпринимательства. Это энтузиасты своего дела, любящие родные края.

Глава павлодарской турфирмы «Тегерек-тур» Татьяна Смола рассказала о своем бизнесе и одновременно хобби во время сборов на очередной выезд в детский лагерь – один из многих ее действующих проектов на территории Восточного Казахстана.

Blog post image

– У вас рабочий сезон уже начался?

– Ой, у нас он в этом году и не заканчивался. Обычно весна-осень – межсезонье, наступает затишье, а в этом году каждый месяц был хотя бы один выезд. Так что в мае у нас совпали закрытие зимнего и открытие летнего сезонов. В горах Западно-Алтайского заповедника было еще полтора-два метра снега, и при этом солнце шпарило, мы ходили на лыжах и загорали.

– Ваша фирма, я смотрю, устраивает самые разные экскурсии…

– Да, водный туризм, пеший, горный – восхождение и мастер-классы по скалолазанию, лыжный, конный, автомобильный – как часть маршрута, мечтаю когда-нибудь еще велосипедный развить. По идее, если хорошо вложиться в то же снаряжение, можно все сделать. Сейчас я подала заявку на грант – хочу взять автомобиль класса «экспедиция». А детский лагерь у нас только в этом году стал настоящим лагерем, потому что уже на два сезона ребятишек зарегистрировали.

Blog post image

– С чего и почему начался твой бизнес?

– В первый раз я сама случайно попала в лагерь по йоге на российском Алтае, давно, когда мы еще работали в хосписе (Валерий и Татьяна Смола – учредители хосписа в Павлодаре – авт.). Конечно же, я сразу влюбилась в эту природу. Там каждый день получаешь невероятные впечатления: туман ползет, как живой, бурные речки, буйная растительность. И, как человека, выросшего в степи, меня поразил горный ландшафт. Приехала домой, мужу взахлеб рассказала об этом, и на следующий год мы уже поехали вместе с ним и с друзьями в места, которые они знают – в Риддер. С того момента остановиться было уже невозможно, мы стали ездить в тот край постоянно. Выбирали с мужем точку на карте и заводили машину. И так объездили почти всю Восточно-Казахстанскую область: Рахмановские ключи, Катон-Карагай, район горы Белухи, озера Маркаколь и возле Риддера, вот только Зыряновский район обычно мимо проскакиваем.

Blog post image

В горы мы тогда еще не ходили, просто приезжали на понравившееся место и гуляли. И думали: «Зачем люди ходят в горы, и так же красиво?» – смеется Татьяна. – У нас и без того была масса открытий. Например, в районе Черной Убы я как-то нашла полянку с папоротником, целые заросли, окруженные деревьями. Осматриваюсь и вижу муравейник почти в метр высотой. А я как раз недавно прочитала, что они строятся, как яйцо: то, что на поверхности, – это вершина яйца, а вглубь земли идет сфера раза в два больше. На той поляне таких больших муравейников было штук двенадцать, а раздвинула папоротник – там еще множество муравейников поменьше. Смотрю под ноги, а там настоящий мегаполис, где все движется, и движется осмысленно, организованно. Целая цивилизация! Я поняла, что есть на земле такие параллельные миры, и неизвестно еще, кто к кому в гости пришел.

И столько еще было подобных открытий, что нам уже стало не хватать – мы стали и два, и три раза в год ездить за новой дозой. Естественно, делились с друзьями фотографиями, впечатлениями. И в один прекрасный год собрались человек тридцать, которые сказали: «Мы тоже хотим». Я подумала: а почему бы не нанять автобус, не заказать базу отдыха – нереально же всем в палатках ночевать, не все сразу приспособятся к таким условиям.

На коммерческую основу я это не ставила, в первые массовые выезды мне было в принципе достаточно, что я покрываю свои расходы на поездку. Но люди стали интересоваться все больше, звонить целыми группами, и тогда я подумала: а почему бы и нет, раз у меня получается все это организовать? Я к тому времени уже поневоле обросла партнерскими связями на базах отдыха, в заповеднике, лесхозе. Большей частью я сама сопровождала новые группы, а сейчас уже бывают моменты, когда самой ехать не надо – я отправляю группу отсюда, там ее встречают, процесс идет сам собой.

Blog post image

– И когда пришло в голову уже зарегистрироваться как коммерческое предприятие и как-то назваться?

– Фирму я зарегистрировала в 2011 году, потому что уже была потребность и я за легализацию бизнеса. Тут как раз подвернулся конкурс грантов областного акима на открытие бизнеса. Условием получения гранта было прохождение курсов по бизнес-планированию. Я обучилась на них и то, что до этого было бессистемно в голове, разложила по полочкам. Собственно во время этих курсов написала свой бизнес-проект и на грантовые деньги зарегистрировала фирму (говорят, сейчас это бесплатно делают), их хватило также на создание сайта и выпуск кое-какой полиграфии. Еще участникам программы выделили офисы в бизнес-инкубаторе, что тоже стало ответом на возникшую потребность в своей точке. Наняла офис-менеджера, что облегчило мою работу. Но все равно было тяжело – это сезонный бизнес, и я продолжала им заниматься в прикладном порядке.

Потом с тем офисом я рассталась, потому что он в очень неудобном месте. По-моему, это просчет государственной программы – делать бизнес-инкубатор на Суворова, 9, возле мебельной фабрики. Причем все это вначале обещалось бесплатно, на второй год – за половину стоимости аренды, на третий – за 75% цены. Однако оплату нам насчитали уже за первый год. Поскольку я попыталась доказать, что они неправы, мне списали аренду втихую, остальные же промолчали. По-моему, организаторы сами не поняли смысла программы и решили что-то еще поиметь с этого. А в итоге все арендаторы разбежались, потому что за такие же деньги мы можем спокойно снять офис в центре города.

Blog post image

Название фирмы выбирали так, чтобы оно было необычным и запоминающимся, потому что турфирм полно. Тегерек – это целая местность на Алтае, есть горный хребет Тегерек, который тянется на российско-казахстанской территории, в России также есть водопад, речка и даже деревня Тегерек. Слово вообще алтайское, обозначает приблизительно то же, что и казахское «донгелек», – колесо, круг, солнцеворот, символ вращения, движения, жизни.

Спустя некоторое время нашлась компаньонка, у которой имелся опыт организации образования за рубежом и которая была настроена на внешний туризм. Мы с ней объединились: она работает на образование и на выездной, а я – на внутренний туризм. Нас обеих это устраивает: мы друг другу помогаем, делим затраты на офис, на зарплату работника офиса и экономим таким образом 50 процентов. Это было до недавнего времени, а потом грянул кризис…

– Очередной.

– Последний, связанный с политическими волнениями. Заметно упали продажи во внешнем туризме, разорился крупнейший туроператор «Гульнар-тур». И «влетели» агентства по всему Казахстану. До сих пор мы одной клиентке выплачиваем неустойку. Страховка была, но страховые фирмы наотрез отказались нести издержки со стороны турфирм.

Blog post image

Так люди повернулись лицом к внутреннему туризму. И оказалось, что негативные факторы свелись в итоге к позитивным причинам и возможностям его развития.

Эта отрасль заметно оживает. Государственные органы сейчас реально работают в этом направлении, и есть результаты. К примеру, я прошла бесплатное обучение экскурсоводов, получила сертификат, и это очень помогло повысить мою компетенцию в туристическом бизнесе, обогатило программу наших походов. Да и у самих туристов продолжаю учиться.

– Ощущение, что обучение гидов проводилось ради нескольких месяцев выставки.

– Конечно, это делалось в расчете на ЭКСПО. Но государство на самом деле очень нацелено на развитие внутреннего туризма, и я вижу, как проводятся эти рабочие заседания заместителя акима Николая Дычко, не для галочки. Нас, предпринимателей, тоже стимулируют. Спрашивают, что нам нужно, каких людей. Регистрируйте маршруты, говорят. Вот я зарегистрировала трансрегиональный сплав из Риддера до Павлодара. Тестирование маршрута намечено на начало сентября. И меня спрашивают и Дычко, и начальник управления предпринимательства, торговли и туризма: «Что, неужели у вас там все легко и гладко? Может, что-то нужно? Почему вы не приходите?» Понимаешь, уже сами дергают!

Blog post image

– И чем они могут помочь, что ты попросила?

– Мне надо организовать ту часть маршрута от Семипалатинска до Павлодара, где течение маленькое. Если первый участок на рафтах за неделю проскочим, тот тут скорость упадет, застрянем на две и более. Грести на веслах среди однообразного пейзажа людям будет неинтересно. Поэтому мне надо будет либо мотор ставить на рафт, либо пересаживать группу на катер. Для этого мне нужны водники с хорошими катерами, чтобы и по цене было доступно, и техника соответствовала стандартам. Управление туризма сэкономило мне время на поиски и согласование. Они уже провели встречу, познакомили меня с водниками, осталось только просчитать все по времени и по деньгам.

– Все же зависит от направления государственной политики. Если сказали «ЭКСПО» и «Дорожная карта бизнеса», то, считай, команда дана, все заработало.

– Да. Как с тем же Баяном, который мы сейчас начинаем распахивать. Там ведь предлагался только пляжный отдых и отельный. Активного отдыха очень мало, работает одна Марина Каримова, возглавляющая филиал Федерации альпинизма и скалолазания. И управление туризма специально организовало нашу поездку туда, чтобы познакомить с людьми, с объектами – им нужно, чтобы мы там что-нибудь новенькое организовали. Я проехала там и поняла, что автоэкскурсии не годятся. Ездить пыль глотать… По таким тихим местам, где нет машин и где самая красота скрывается, можно проехать на лошади! Там можно воздухом подышать, и вообще, общение с животным меняет отношение к жизни, к миру, все меняет! И это гораздо легче, чем пеший туризм. Когда с грузом за плечами идешь, тебе порой не до пейзажей, – смеется Татьяна.

Blog post image

Несколько лет я организовываю конные туры на Западном Алтае, это уже определенный бренд нашей фирмы, и теперь хочу сделать это в Баяне. Там же этого не делалось никогда, хотя что мешает? Два больших поселка – неужели там никто лошадей не держит? Теперь я нашла там людей, которые могут дать коней для экскурсий. Осталось только научить их, как к этому относиться, как это правильно организовать.

Такие же планы мы наметили с Чалдайским резерватом «Ертыс орманы» – думаю, к осеннему сезону уже запустим пробный маршрут. Главное – найти какие-то интересные объекты: те же озера, мавзолей духовного просветителя Габдылуахита  Хазрета…

Blog post image

– Ты исходила Западно-Алтайский заповедник и наверняка видела помимо природных красот что-то еще необычное, о чем любят рассказывать в мифах и легендах. На какие объекты ты вообще ориентируешься, когда выбираешь маршрут?

– Ты напомнила мне смешной случай. Я как-то повезла на короткую автоэкскурсию пару молодых людей, и девушка меня всю дорогу засыпала различными вопросами. К моменту возвращения в лагерь она уже спросила про НЛО. Отвечаю: нет, не видела. И тут гость, сидевший на крылечке с биноклем, говорит: «Хотите НЛО посмотреть?» Что ты думаешь, и вправду НЛО! Как по заказу. И оно там несколько дней летало.

Конечно, в первую очередь я выбираю интересные объекты, которые на слуху. Мифы украшают любой маршрут. Тема для отдельного разговора – легенда о Беловодье, о Шамбале – мифической стране изобилия. Каких-то физических границ она не имеет, это понятие скорей метафизическое. Но белые горные реки, реально белые, там протекают. (Как и в Тибете, который также оспаривает географическое расположение Шамбалы. – Авт.)

Blog post image

В том направлении много мест, связанных с мистикой. Из последнего: в прошлом году я наняла проводника и сходила с ним на разведку – осмотрели варианты восхождения на Черный Узел – место силы, там есть несколько озер и сходятся три горных хребта. В этом году уже собираю туда группу.

Миф о белоглазой чуди слышала? Чудь – это низкорослый народец, прообраз гномов. Причем легенда об этом племени распространена на большой территории России – и на Урале, и в Архангельске считают их «своими». Ходят слухи, что они были искусны в горнодобывающем, кузнечном деле. Город Риддер как раз основан на чудских копях, горных выработках, которые обнаружил в своей геологической экспедиции горнопромышленник Риддер.

У староверов сохранились легенды, а у Рериха есть даже картина «Чудь белоглазая под землю ушла». Якобы они жили где-то в пещерах, горных выработках. Они не пожелали ходить под белым царем – не знаю, кто имеется в виду, – и ушли под землю, завалив за собой входы. То есть это не массовое самоубийство было, а спланированный отход тайными тропами куда-то в другое место. По возрасту найденных Риддером копий, ушли они приблизительно две-три тысячи лет назад. По одной из версий, в предгорье Тибета. Может, в сторону Саян. Так вот в районе Черного Узла, куда я сейчас собираю группу, есть Палевское озеро. По одной из легенд, это место, куда чуди зашли и затопили вход. Там какие-то огни видят, гул голосов слышат. Я сама там видела светящийся шарик, который вылетел из воды и – вжих! – улетел вверх.

Blog post image

Объекты могут представлять и чисто спортивный интерес, как определенная высота для восхождения. И обязательно, чтобы рядом было красивое озеро, снежник, живописные скалы – чисто природные объекты.

– А если там нет никакой инфраструктуры…

– Если ее нет, я называю это приключенческим туром,– смеется Татьяна, – беру проверенных людей, чтобы не паниковали и не испортили отдых ни себе, ни другим, и предупреждаю о нагрузках, о том, что баз отдыха не будет. Зато эти походы самые малобюджетные! Единственное – не экономлю на инструкторах: чем сложнее маршрут – тем больше в них необходимости.

Blog post image

– Стоит ли расширять эту сферу, увеличивать конкуренцию за счет новых игроков и тем самым демократизировать цены?

– Думаю, искусственно не стоит. Сам спрос, который немного увеличился, но не на порядок, показывает, что не стоит.

– А что может увеличить спрос?

– Улучшение инфраструктуры, думаю, поможет не только туристическому бизнесу, но и вообще регионам. Насколько красивое расположение, скажем, у Риддера, настолько же отвратительная инфраструктура.

Blog post image

Сервис. Вот с этим вообще беда! Просто всеобщая. Я уже молчу про Баян – это наш «заповедник плохого сервиса». Риддер не намного отличается. Каждый владелец базы по-своему представляет себе эту сферу. Я почти на всех базах пожила, и поэтому-то мне и пришла идея создавать свою. Лучшее, конечно, я от них возьму, но худшее… Конфликты могут быть на пустом месте, из-за отсутствия понимания, тупого нежелания создавать качественную услугу. Доходит до смешного: нам предлагают отдельно баню, отдельно дрова! Как будто аренда чего-то одного уже сама по себе стоящая услуга. Любят также практиковать неожиданное изменение тарифов на местах. Или на одной базе почему-то считают, что гостей надо сразу встречать с хлебом-водкой.

Blog post image

И если с персоналом государственных заповедников я могу сотрудничать в конструктивном русле, они прислушиваются к пожеланиям и исправляют недостатки, то владельцы частных баз на контакт не идут. Сервис остается на том же низком уровне, а цены растут! И мотивации что-либо менять у них нет. Так что тут надо разработать стандарты на государственном уровне и обучить людей, возможно, организовать экскурсии на места, где все сделано правильно – для примера.

– Полагаю, культура туризма тоже не на последнем месте в рейтинге проблем. Кого бы ты не взяла в поход?

– В первую очередь, отсекаю по медицинским противопоказаниям. Бывает, что скрывают о диагнозе, а потом какой-нибудь эпилептический припадок начинается. Хотя, если люди взрослые, то должны сами отдавать себе отчет, с какими заболеваниями туда лучше не идти и какие нагрузки им не будут полезны.

Blog post image

Также, если один раз проявилась горная болезнь, в следующий раз я туриста уже не возьму, как бы он ни просил. Это опасно для жизни, и лекарство только одно – спустить вниз. А это уже большие затраты по времени: начинаем переносить заболевшего, искать медицинскую помощь, транспорт для отправки в город. И люди, оплатившие путевки, уже не успевают обойти запланированные места.

Для туристических походов нужно учиться ответственности. Как-то одни весельчаки-романтики взяли помимо необходимого груза сковородку, два кило муки и восемь килограммов повидла – пончики жарить на высоте. Это дополнительная нагрузка, и бывалые знают: если с тобой что-то случится, придется тащить и тебя, и твой груз тем, у кого и так рюкзаки тяжелые. На этой почве поход был изрядно испорчен конфликтами среди туристов. В условиях похода и без того на третий день железно обостряется конфликтность – в силу пережитых испытаний. Так что усиливать стресс никому не выгодно.

Blog post image

Есть и такие, кто из желания покрасоваться начинают вести себя с риском для жизни. Примеров масса. Да что говорить о любителях, если одна знакомая пошла проводником будучи глубоко беременной! Какая-то никому не нужная и опасная бравада.

Опять же, алкоголь перед восхождением пить запрещаю. Если пренебрегают, не беру людей с похмелья в горы. Это суровый вид отдыха, и в нем и без того экстрима и красоты достаточно!

Беседовала Юлия МАКСИМОВА

 
1
802
0