Yvision.kzYvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов41 подписчиков
Всяко-разно
6
22:22, 27 июня 2016

А вам давно не подбрасывали черного ягненка?

Двое скончались, еще у восьми жителей Карагандинской области подтвержден диагноз «сибирская язва». Таковы предварительные итоги, недавней вспышки этого опасного заболевания в Казахстане. Я мало интересуюсь подобными новостями, впрочем, как и многие из нас, т.к. подобные вещи происходят где-то далеко и наша деятельность не связана животноводством. А вот казахи-кочевники в прошлом видимо сталкивались с подобным явлением довольно часто..

 

Сама «сибирская язва», потому так и называется, что ее эпидемии приходили в Россию с Востока, из Сибири. В дореволюционной России в виду преимущественного распространения в Сибири это заболевание получило название «сибирская язва», когда русский врач С. С. Андреевский в 1788 году описал в сочинении «О сибирской язве» крупную эпидемию этой инфекции в западносибирских губерниях, а в опыте самозаражения установил идентичность сибирской язвы животных и человека и доказал возможность её передачи от животных к людям.

 

Возбудитель «сибирской язвы» — бацилла Bacillus anthracis. Сибиреязвенная бактерия вне организма при доступе кислорода образует споры, вследствие чего обладает большой устойчивостью к высокой температуре, высушиванию и дезинфицирующим веществам. Споры бактерий сибирской язвы могут сохраняться годами; пастбище, заражённое испражнениями и мочой больных животных, может долгие годы сохранять сибиреязвенные споры. Вегетативные формы сибиреязвенной палочки быстро погибают при кипячении и воздействии обычных дезинфектантов. При автоклавировании споры при температуре 110 °C гибнут лишь через сорок минут. Сухой жар при температуре 140 °C убивает споры через два с половиной — три часа. Прямые солнечные лучи споры сибирской язвы выдерживают в течение десяти — пятнадцати суток.

 

Как видим, споры сибирской язвы, - это устойчивая система, которая может существовать много лет, и практический, стойка к любым воздействиям. Кроме того, она вызывает летальный исход у человека, при заражении. Именно это свойство привлекало военных для использования спор сибирской язвы в качестве бактериологического оружия.

 

Впервые споры сибирской язвы, как бактериологическое оружие было использовано в 1916 в Финляндии против Русской армии. Разработкой бактериологического оружия на основе спор занимался и «отряд 731» японской Квантунской армии в Маньчжурии в 1930-х годах. Подобные программы были в Великобритании, США, СССР…

 

Т.е. сибирская язва это смертоносное оружие, и как со вспышками сибирской язвой справлялись казахи в прошлом, понять трудно. Я перерыл огромное количество литературы на этот счет, и вот что интересно, в начале 19 века проблем с болезнями скота, джутом, и здоровьем степняков нет. А вот к концу 19 века различные описания джута, падежа скота, голода среди степняков, встречаются с периодичностью 10-12 лет. Думаю, это связано с тем, что численность казахов за этот период увеличилось в 3-4 раза, увеличилось и поголовье скота, аулы стали ближе друг к другу, а это сделало скот и людей подверженным различным инфекциям.

 

По Левшину, в начале 19 века, сибирская язва редка у казахов, и в основном приходит с русской границы, из Сибири:

…к ним иногда с границ наших заходит сибирская язва, и что многие умирают мучительною смертию от оспы (Болезнь сия внушает киргиз-казакам особенный страх, зараженных оною они иногда бросают без присмотра и поспешно удаляются от них. Некоторые думают, что болезнь сия родилась у самих киргизов от неопрятности), но оба бича сии совсем не свирепствуют с тою силою, какую могли бы они иметь в стране, где врачебная наука не останавливает сильных действий растроенной природы человека…

 

А вот Гавердовский, тоже начало 19 века, врач по образованию, утверждал, что сибирская язва у казахов местного происхождения:

Воздух от многих болотистых мест и от испортившихся летом озер наносит многие болезни, а нередко и известную сибирскую язву.

Но, кочевники сознательно сторонились болотных мест, для выпаса скота.

 

Что касается распространения сибирской язвы у людей, то Гавердовский отметил, что подобное бывает «иногда»:

Киргизцы вообще все крепкого сложения, проживают до глубокой старости, очень мало чувствуют жестоких болезней, а зараз, кроме, иногда, сибирской, совсем не знают. Не видно также здесь уродов, подобно как все дети природы редко носят они следы безобразия. Если бы не имели они толстоты и неповоротливости, соединенных с неопрятностью в одежде и с нечистотою в их жизни, то были бы из числа приятных народов. Главные болезни здесь венерическая, называемая мериз, глазная, сыпь котор. Иногда же случаются…1(1 Не разобрано одно слово) remitlentes, по-киргизски кельте, собственно горячка; и перемежающиеся лихорадки Febris intemittentes, по-киргизски базгак; собственно трясовица; кашель тумау; грудные болезни кокрюг. Оспа кеуль и корь бывают здесь очень редко. Последние приносят с собою великое опустошение.

 

Киргизцы вообще сильны и проживают до глубокой старости, очень мало чувствуют они жестоких болезней, а зараз совсем не знают, не видно также здесь и уродов; подобно, как и все дети природы, редко несут они следы безобразия, и кроме неповоротливости и толстоты киргизцы были бы для вида из числа приятных народов. Невоздержанность к любострастию и главнейший порок их – нечистота, которая видна во всей жизни их, к старости заражает киргизцев венерическими и глазными болезнями, сыпью и ломотою, иногда же посещаемы бывают горячками и зубными припадками.

Таким образом, ни один из исследователей в начале 19 века, не отмечал, что в степи свирепствуют эпизоотии сибирской язвы. Это связано с низкой плотностью населения, скота и культурой животноводства у кочевников; выпас в определенных местах, избегание болотистых мест, не смешивание скота между аулами, изоляция аулов подвергшихся даже малейшим признакам заразных болезней.

 

А вот как описывают в «Степной газете» за 1895 год состояние с заболеваниями скота, как его «лечили» от болезней, и насколько мастерскими ветеринарами были казахи.

У киргиза Чирубай-Нуринской волости Акмолинскокого уезда Саткожа Бийбытова на овцах появилась повальная болезнь, - «топалан». Между киргизами издревле существует поверие, что можно остановить такую болезнь. Стоит только достать череп какого-нибудь покойника, будь он родственник или чужой. Добытый череп стоит закопать в навозе в овчарне. После этого, будто бы, болезнь совсем прекратится. Саткоже Бийбытову напомнили об этом поверии, и он, недолго думая, решился достать человеческий череп. Бийбытов достал человеческий череп, принадлежащий Кошкару, отцу своих одноаульцев киргизов Кошпеса и Тайжана Кошкаровых. Череп был зарыт, куда следует. Между тем «топалан» приближался к концу, а после «лечения» совершенно прекратился. Хотя прекращение повальной болезни нисколько не зависело от черепа, и оно было случайным совпадением с зарытием его в навоз, но Бийбытов был уверен в благотворном действии человеческого черепа на прекращение «топалана». Однако Бийбытов никому не говорил о своем поступке, и если бы не ссора, возникшая между ним и сыном покойного Тайжаном Кошкаровым, то лечение Бейбытова осталось бы никому не известным. Оспаривая у Тайжана топор, Бийбытов упрекнул его: «Чем ссориться со мной из-за топора, лучше отыщи череп своего отца. Череп воляется на моем дворе».

Сыновья Кошкарова не обратили на слова Бийбытова внимания. Они думали, что тот говорит от злости. Между тем над Кошкаровыми стали смеяться другие киргизы, как это водится в степи, что они, недостойные сыновья, допустили поругание над прахом своего отца. Выведенный из терпения злыми насмешками, Кошпес Кошкаров обратился за объяснениями к Бийбытову. Тот чистосердечно сознался в своем поступке. Кошпес Кошкаров подал на него жалобу в суд.

Кроме описанного поверия в степи существуют и другие, которые нередко влекут за собою еще большее распространение повальной болезни. Так, при появлении чумы на рогатый скот, «топалана» на овец, язвы на лошадей киргизы весь скот на ночь угоняют на кладбище, где находится могила ими чтимого киргиза, человека, известного своей набожностью, справедливостью. Около его могилы разводят большой костер, куда бросают овчины и кости, павших от болезни животных. Загоревшиеся шкуры привязывают к шестам и ими пугают животных, гоняя их нескольку раз вокруг кладбища и костра.

Иногда, кусок сырого мяса павшего от болезни барана с семью круглыми маленькими камешками завертывают в тряпку. Этот узелок подбрасывают в котан (место стоянки аула) одного из соседних аулов.

Если «топалан» появился весною, то из стада выбирают только что родившегося черного ягненка, которого по несколько раз водят вокруг стада, обмазывают слюной больных овец и оставляют его у какого-нибудь озера или речки, куда другие киргизы гоняют на водопой своих баранов. При появлении сибирской язвы на лошадей киргизы на «желы» (место, где привязывают жеребят и доят кобыл) соседних аулов подбрасывают уздечки, или потник. Много есть и других подобных суеверных обрядов.

Поступая так, суеверные киргизы думают, что болезнь скота их с подбрасыванием сырого мяса, ягненка, уздечек и потников переходит на скот других аулов и тем они спасают скот от болезни.

Вот почему повальная болезнь, появившаяся на скоте только одного киргиза, быстро распространяется по всей степи и уносит многочисленные жертвы. Не принимая никаких разумных мер к прекращению болезни, киргизы делаются виновниками своего разорения. После исполнения описанных нами суеверных обрядов многие богатые киргизы часто остаются без скота. Мы советуем киргизам не слушаться внушений суеверных людей и никогда не прибегать при появлении эпизоотии к выкапыванию из могил черепа, подбрасыванию сырого мяса, ягненка, уздечек, потников и проч. Все подобные обряды никогда не прекратят болезни, а, напротив, разнесут по степи заразу.

Лучше всего при появлении эпизоотии подальше откочевать от других аулов, больных животных отделить от здоровых, пригласить ветеринарного врача или фельдшера и поступать по советам их. Только при таких мерах можно спасти свой скот от эпизоотий, главного бича нашего скотоводства.

 

6
561
8