Обычно я пишу свои впечатления от чего-либо. Как правило, это спектакли, концерты, выставки или ещё какие-нибудь мероприятия. Сегодня поделюсь тем, с чем сталкивается тот, кто видит в мечтах изданную книжку своего авторства. Ну и собственный роман попиарю, что уж.
Как показали отзывы, практически все мечтают создать что-то такое своё, в чём бы потомкам была передана накопленная мудрость, просто знакомые восхитились бы признанным гением, Спилберг снял фильм, а Джоли бы потом со слезами давала интервью о том, как она счастлива, что её пригласили на экранизацию шедеврального произведения. Детали могут быть разными, но по сути любой из нас хотя бы в самых потаённых мечтах хотел бы книжку, пусть даже тоненькую тетрадочку стихов с ладонь, но со своей фамилией на обложке.
К этому, как и к Истине, ведут разные пути. Давать статистику и анализ классиков- выходцев из Литературных институтов, воевавших, бывших врачами и лётчиками не буду, ибо дело, как мне кажется, совершенно не в том, чем человек занимается по жизни, а в том, что он может дать на выходе в печатной форме.
Предположим, что урывками от сна, еды, работы и развлечений создан определённый материал. Для того, чтобы его увидел свет, есть разные варианты:
- Выложить в общий доступ. Для этого есть множество ресурсов вроде www.proza.ru и http://proza.kz/. Я нарисовала сайтик http://uyt.litkaz.com/ и кое-что из архива разместила там. Это даёт некоторое утоление тщеславию. Особенно, если есть доступ к статистике и видно, чем посетители интересуются больше. В моём случае это маленькая рифмованная пьеска «Из жизни репрессированных», поставленная ещё в далёком студенчестве. Как показывают цифры, такой материал востребован. Ни денег, ни славы этот путь не даёт. Вы просто теряетесь в океане таких же гениев.
- Воспользоваться услугами одной из огромного количества типографий и сделать Самиздат. Учитывая требования по минимальному тиражу, желание видеть свою книгу на полке будет утолено полностью. Более того, эти 500 экземпляров займут всё свободное пространство в доме. Зато когда в разговоре с друзьями и знакомыми Вы так небрежно оброните «да вот, книгу написал…», всегда можно будет торжественно вручить одну из них с дарственной надписью. Кстати, в моём случае 99,9% собеседников недоуменно вопрошают, почему же я до сих пор не подарила им свой роман с автографом. Честно признаюсь, что у меня самой нет ни одного бумажного экземпляра, а рассылать электронный издательство не велит. Но если так сильно хочется ознакомиться с моим творчеством, всегда к услугам электронный и бумажный варианты в продаже. Приходите со своим экземпляром, и я его с удовольствием подпишу. Особенно, если он будет зачитан до потёртостей. Для тех, кто выбрал Самиздат, советую запастись деньгами и пространством для хранения своего нетленного тиража. Можно, конечно, и распродать его. Но столько друзей, готовых выложить энную сумму, обычно нет. Вид мужчины у ГАТОБ перед началом некоторых спектаклей, предлагающего купить его книгу, в которой, как он говорит, написано о смысле жизни, удручает. Больше похоже на паперть. А это бесконечно далеко от той мечты, из-за которой, собственно, это всё затеивалось.
- Участвовать в литературных конкурсах. Таких превеликое множество. Особенно, если принять во внимание российские ресурсы. Ещё проводят самые разные фестивали по поиску авторов и дальние зарубежья. Например, из Великобритании. Главный пряник – это денежные призы и обещание издать книгу. А то и перевести на английский язык и опубликовать там. Ақ жол! Единственная моя рекомендация: обратите внимание на убористый текст под всеми пряничными глазурями о том, что призовые деньги идут, как правило, на само издание, а также небольшая фраза, что своим участием Вы отказываетесь от авторского вознаграждения. В личной переписке могут быть заверения о пресловутых 10%, но неистребимый банковский работник во мне всегда напоминает, что всё, что написано пером, не вырубается топором и даже не отсуживается судом. И ещё. Конкурсные тексты обычно выкладываются в общий доступ. Даже, если потом Вы найдёте издательство, которое решит Вас печатать, как положено, с гонораром, этот текст уже никакими Comet-ами с халявного пространства сети не вычистить. А значит, для издательского бизнеса он уже неинтересен.
- Найти издательство. Вот это настоящая эпохальная песнь писательских викингов, плывущих на собственноручновыструганных текстах между неприветливых берегов вроде как многочисленных литературных контор. Опять же, я не имею в виду наши казахстанские. У нас их раз-два, а им тоже надо выживать. Брать никому не известного автора – большой риск. Я бы на их месте точно не решилась. Знаю некоторых наших казахстанских писателей, которые лет семь каждый год отправляют десятки писем по самым разным именитым и не очень местам, где могут всё сделать как надо. Т.е. подойти к тексту по-серьёзному – с редакторами, корректорами, иллюстраторами, присвоить ISBN, заплатить гонорар или же договориться об авторских отчислениях. Кстати, на тему того, как не дать себя обмануть с этими самыми гонорарами, правами и отчислениями на просторах сети масса материала. Оказывается, есть всякие разные детали вроде выплаты денег при условии продажи всего тиража. Поэтому специально несколько штук так и остаётся навсегда в типографии. Оговорки о правах на переводы и экранизирование. Счастливый от того, что его заметили, автор обычно подписывается на всё. Но и до этой стадии надо ещё дойти. Как правило, издательства не снисходят даже до отказа. Лично я получила только один. Причина была в том, что они не работают с теми, у кого нет хотя бы 5-6 изданных в печатном виде книг. И на самом деле стать автором именитого издательства – это ещё та ответственность. Была я на мастер-классе Дианы Машковой и Олега Роя. Всё не так просто. Выдавать каждые 3-4 месяца по положенному по контракту роману – это не козюльки по заборам мазать (вот такой я деятель высокого искусства! :)). В итоге выбрала для себя Ридеро. Там тоже есть модерация, которую можно не пройти, но, видимо, повезло. Соотношение «цена-качество» просто замечательное! К слову, я истратила что-то вроде тысячи тенге за письмо с бумажным договором. И то лишь из-за того, что выбрала авиапочту с уведомлением. Можно было сэкономить примерно вдвое. Консультанты Ридеро - милейшие люди. Книга отправлена практически во все интернет-магазины. И даже есть печать по заказу. Учитывая всё нарастающую глобализацию, мне вариант интернет-магазинов нравится даже больше, чем огромный тираж на бумаге в Алматы, который пылится на складах. Какому-нибудь почитателю из Австралии и Уругвая так её однозначно гораздо удобнее приобрести. Кроме того, есть статистика (люблю это дело!), по которой можно каждый месяц видеть сколько и через какой магазин продано. Из минусов – редактора и корректора надо заказывать отдельно. Красиво оформить обложку тоже могут. И продвижение книги организовать. И аудиокнигу сделать. Любой каприз за деньги. Зато ISBN и персональная страничка для книжки в подарок! Например, в нашей Книжной палате получить этот уникальный международный номер можно за что-то порядка 5000 тенге. Для этого надо потратить несколько дней, принести сам текст, пару рецензий от мало-мальски известных авторов, видимо, ещё походить с квитанциями, и в итоге будет только ISBN. Наверное, он нужен как раз для самиздата.
Догадываюсь, что есть и другой путь, который как-то пролегает на каком-нибудь этапе через Союз писателей Казахстана, но мне он неведом, поэтому о нём умолчу.
Теперь о неприятных моментах, возникающих на пути писательского рыцаря.
- Недоумение от сколько-нибудь пищущей братии относительно того, что зачем плодить лишние сущности и в миллиардный раз поднимать одни и те же темы. Могут даже проскочить термины вроде «графоманство». Или такое снисходительное «ну ничего так девочковый роман». Дескать, «ну не высокое это искусство. А раз так, то зачем?» Для набора внутреннего спокойствия рекомендую Дж.Кэмерон «Путь художника». А от себя скажу, что если что-то прямо так просится на бумагу, что аж терпеть невмочь, то это зажигаются звёзды, которые, как известно, для чего-то. Бедняга Лавкрафт всю жизнь страдал, мучился в затворничестве, писал то, что даже за жанр то не считалось. А спустя двадцать лет после его смерти это оказалось новым мощным направлением, и львиная доля ужастиков в основании имеет его творчество. Которое теперь классика и очень даже искусство. Вот только рассчитывать на то, что после нашей смерти кто-то возьмёт на себя труд рыться в старых файлах и публиковать их, не стоит. Перефразируя известное выражение, можно сказать, что мы не должны ждать милостей от душеприказчиков.
- Претензия, что слишком дорого. Да, дорого. Особенно, если хочется получить бесплатно. Если это кого-то успокоит, моих там в лучшем случае тенге 200 из почти полутора тысяч. Но, как говорится, было бы желание. Уверена, что даже если лично привезу в подарок по экземпляру, далеко не каждый захочет прочесть. А захочет, так и стоимость в 260 рублей не остановит.
- Господа критики. Особенно те, что из серии «не читал, но порицаю». С заявлениями, что раз у меня в аннотации написано про ЭКСПО 2017, то значит, что я подлизываюсь, а то и состою на содержании у властьдержащих, даже не спорю. Биться в истерике и рвать волосы на себе или на критике не собираюсь. Просто наблюдаю. В конце концов, «нам не дано предугадать, как наше слово отзовётся» (с).
- Продажи не измеряются тысячами в день. Да, неприятный факт. Прямо-таки щелчок по тщеславию. И Спилберг не звонит. Успокаивает лишь то, что ещё не прошло и полутора месяцев, как книга на витринах. А если серьёзно, то продвижение – это отдельная тема. Которая тоже стоит денег. Но не обязательно. В свободном доступе открытие страничек в соцсетях специально под книгу. Опять же можно посмотреть видеоуроки и научиться делать индексирование своего сайта в поисковиках. Было бы желание. А ещё можно поменять аннотацию. Спасибо тебе, злобный критик из предыдущего пункта! Людям не особо интересно читать про базу в пустыне, занимающуюся возобновляемыми источниками энергии, полной переработкой отходов и игрой в мяч специальными машинами. А вот если акцентировать, что роман том, как женщины в Казахстане подвергаются ментальному и физическому насилию, причём не только в самостоятельно созданных семьях, то в свете последних громких событий можно насобирать дополнительные просмотры и лайки. Если добавить загадочно, что героини успешно выбрались из своих клеток, и вообще там полный хэппи-энд, то почитательницы Сумерков и Пятидесяти оттенков потенциально уже в активе. В общем, есть над чем поработать.
Аль Пачино устами своего персонажа Дьявола сказал, что тщеславие – его любимый грех. А ещё есть лень – она же двигатель прогресса и поиска разных путей. Одним словом, господа «пока ещё неизвестные писатели», выход есть всегда. Главное – желание.
Ах да. О тщеславии. Мой роман называется «Кобелек», и найти его можно тут:
https://www.litres.ru/madina-rahimbaeva/kobelek/
https://www.ozon.ru/context/detail/id/137408364/
http://knigoland.ru/elektronnaya-kniga/103681.html
http://www.moscowbooks.ru/ebooks/book.asp?id=19424180&p=1