Yvision.kzYvision.kz
kk
BookVision
BookVision
616 постов4 подписчика
11
00:29, 09 сентября 2016

Путь писателя в Казахстане

Обычно я пишу свои впечатления от чего-либо. Как правило, это спектакли, концерты, выставки или ещё какие-нибудь мероприятия. Сегодня поделюсь тем, с чем сталкивается тот, кто видит в мечтах изданную книжку своего авторства. Ну и собственный роман попиарю, что уж.

Как показали отзывы, практически все мечтают создать что-то такое своё, в чём бы потомкам была передана накопленная мудрость, просто знакомые восхитились бы признанным гением, Спилберг снял фильм, а Джоли бы потом со слезами давала интервью о том, как она счастлива, что её пригласили на экранизацию шедеврального произведения. Детали могут быть разными, но по сути любой из нас хотя бы в самых потаённых мечтах хотел бы книжку, пусть даже тоненькую тетрадочку стихов с ладонь, но со своей фамилией на обложке.

К этому, как и к Истине, ведут разные пути. Давать статистику и анализ классиков- выходцев из Литературных институтов, воевавших, бывших врачами и лётчиками не буду, ибо дело, как мне кажется, совершенно не в том, чем человек занимается по жизни, а в том, что он может дать на выходе в печатной форме.

Предположим, что урывками от сна, еды, работы и развлечений создан определённый материал. Для того, чтобы его увидел свет, есть разные варианты:

  1. Выложить в общий доступ. Для этого есть множество ресурсов вроде www.proza.ru и http://proza.kz/. Я нарисовала сайтик http://uyt.litkaz.com/ и кое-что из архива разместила там. Это даёт некоторое утоление тщеславию. Особенно, если есть доступ к статистике и видно, чем посетители интересуются больше. В моём случае это маленькая рифмованная пьеска «Из жизни репрессированных», поставленная ещё в далёком студенчестве. Как показывают цифры, такой материал востребован. Ни денег, ни славы этот путь не даёт. Вы просто теряетесь в океане таких же гениев.
  2. Воспользоваться услугами одной из огромного количества типографий и сделать Самиздат. Учитывая требования по минимальному тиражу, желание видеть свою книгу на полке будет утолено полностью. Более того, эти 500 экземпляров займут всё свободное пространство в доме. Зато когда в разговоре с друзьями и знакомыми Вы так небрежно оброните «да вот, книгу написал…», всегда можно будет торжественно вручить одну из них с дарственной надписью. Кстати, в моём случае 99,9% собеседников недоуменно вопрошают, почему же я до сих пор не подарила им свой роман с автографом. Честно признаюсь, что у меня самой нет ни одного бумажного экземпляра, а рассылать электронный издательство не велит. Но если так сильно хочется ознакомиться с моим творчеством, всегда к услугам электронный и бумажный варианты в продаже. Приходите со своим экземпляром, и я его с удовольствием подпишу. Особенно, если он будет зачитан до потёртостей. Для тех, кто выбрал Самиздат, советую запастись деньгами и пространством для хранения своего нетленного тиража. Можно, конечно, и распродать его. Но столько друзей, готовых выложить энную сумму, обычно нет. Вид мужчины у ГАТОБ перед началом некоторых спектаклей, предлагающего купить его книгу, в которой, как он говорит, написано о смысле жизни, удручает. Больше похоже на паперть. А это бесконечно далеко от той мечты, из-за которой, собственно, это всё затеивалось.
  3. Участвовать в литературных конкурсах. Таких превеликое множество. Особенно, если принять во внимание российские ресурсы. Ещё проводят самые разные фестивали по поиску авторов и дальние зарубежья. Например, из Великобритании. Главный пряник – это денежные призы и обещание издать книгу. А то и перевести на английский язык и опубликовать там. Ақ жол! Единственная моя рекомендация: обратите внимание на убористый текст под всеми пряничными глазурями о том, что призовые деньги идут, как правило, на само издание, а также небольшая фраза, что своим участием Вы отказываетесь от авторского вознаграждения. В личной переписке могут быть заверения о пресловутых 10%, но неистребимый банковский работник во мне всегда напоминает, что всё, что написано пером, не вырубается топором и даже не отсуживается судом. И ещё. Конкурсные тексты обычно выкладываются в общий доступ. Даже, если потом Вы найдёте издательство, которое решит Вас печатать, как положено, с гонораром, этот текст уже никакими Comet-ами с халявного пространства сети не вычистить. А значит, для издательского бизнеса он уже неинтересен.
  4. Найти издательство. Вот это настоящая эпохальная песнь писательских викингов, плывущих на собственноручновыструганных текстах между неприветливых берегов вроде как многочисленных литературных контор. Опять же, я не имею в виду наши казахстанские. У нас их раз-два, а им тоже надо выживать. Брать никому не известного автора – большой риск. Я бы на их месте  точно не решилась. Знаю некоторых наших казахстанских писателей, которые лет семь каждый год отправляют десятки писем по самым разным именитым и не очень местам, где могут всё сделать как надо. Т.е. подойти к тексту по-серьёзному – с редакторами, корректорами, иллюстраторами, присвоить ISBN, заплатить гонорар или же договориться об авторских отчислениях. Кстати, на тему того, как не дать себя обмануть с этими самыми гонорарами, правами и отчислениями на просторах сети масса материала. Оказывается, есть всякие разные детали вроде выплаты денег при условии продажи всего тиража. Поэтому специально несколько штук так и остаётся навсегда в типографии. Оговорки о правах на переводы и экранизирование. Счастливый от того, что его заметили, автор обычно подписывается на всё. Но и до этой стадии надо ещё дойти. Как правило, издательства не снисходят даже до отказа. Лично я получила только один. Причина была в том, что они не работают с теми, у кого нет хотя бы 5-6 изданных в печатном виде книг. И на самом деле стать автором именитого издательства – это ещё та ответственность. Была я на мастер-классе Дианы Машковой и Олега Роя. Всё не так просто. Выдавать каждые 3-4 месяца по положенному по контракту роману – это не козюльки по заборам мазать (вот такой я деятель высокого искусства! :)). В итоге выбрала для себя Ридеро. Там тоже есть модерация, которую можно не пройти, но, видимо, повезло. Соотношение «цена-качество» просто замечательное! К слову, я истратила что-то вроде тысячи тенге за письмо с бумажным договором. И то лишь из-за того, что выбрала авиапочту с уведомлением. Можно было сэкономить примерно вдвое. Консультанты Ридеро - милейшие люди. Книга отправлена практически во все интернет-магазины. И даже есть печать по заказу. Учитывая всё нарастающую глобализацию, мне вариант интернет-магазинов нравится даже больше, чем огромный тираж на бумаге в Алматы, который пылится на складах. Какому-нибудь почитателю из Австралии и Уругвая так её однозначно гораздо удобнее приобрести. Кроме того, есть статистика (люблю это дело!), по которой можно каждый месяц видеть сколько и через какой магазин продано. Из минусов – редактора и корректора надо заказывать отдельно. Красиво оформить обложку тоже могут. И продвижение книги организовать. И аудиокнигу сделать. Любой каприз за деньги. Зато ISBN и персональная страничка для книжки в подарок! Например, в нашей Книжной палате получить этот уникальный международный номер можно за что-то порядка 5000 тенге. Для этого надо потратить несколько дней, принести сам текст, пару рецензий от мало-мальски известных авторов, видимо, ещё походить с квитанциями, и в итоге будет только ISBN. Наверное, он нужен как раз для самиздата.

Догадываюсь, что есть и другой путь, который как-то пролегает на каком-нибудь этапе через Союз писателей Казахстана, но мне он неведом, поэтому о нём умолчу.

Теперь о неприятных моментах, возникающих на пути писательского рыцаря.

  1. Недоумение от сколько-нибудь пищущей братии относительно того, что зачем плодить лишние сущности и в миллиардный раз поднимать одни и те же темы. Могут даже проскочить термины вроде «графоманство». Или такое снисходительное «ну ничего так девочковый роман». Дескать, «ну не высокое это искусство. А раз так, то зачем?» Для набора внутреннего спокойствия рекомендую Дж.Кэмерон «Путь художника». А от себя скажу, что если что-то прямо так просится на бумагу, что аж терпеть невмочь, то это зажигаются звёзды, которые, как известно, для чего-то. Бедняга Лавкрафт всю жизнь страдал, мучился в затворничестве, писал то, что даже за жанр то не считалось. А спустя двадцать лет после его смерти это оказалось новым мощным направлением, и львиная доля ужастиков в основании имеет его творчество. Которое теперь классика и очень даже искусство. Вот только рассчитывать на то, что после нашей смерти кто-то возьмёт на себя труд рыться в старых файлах и публиковать их, не стоит. Перефразируя известное выражение, можно сказать, что мы не должны ждать милостей от душеприказчиков.
  2. Претензия, что слишком дорого. Да, дорого. Особенно, если хочется получить бесплатно. Если это кого-то успокоит, моих там в лучшем случае тенге 200 из почти полутора тысяч. Но, как говорится, было бы желание. Уверена, что даже если лично привезу в подарок по экземпляру, далеко не каждый захочет прочесть. А захочет, так и стоимость в 260 рублей не остановит.
  3. Господа критики. Особенно те, что из серии «не читал, но порицаю». С заявлениями, что раз у меня в аннотации написано про ЭКСПО 2017, то значит, что я подлизываюсь, а то и состою на содержании у властьдержащих, даже не спорю. Биться в истерике и рвать волосы на себе или на критике не собираюсь. Просто наблюдаю. В конце концов, «нам не дано предугадать, как наше слово отзовётся» (с).
  4. Продажи не измеряются тысячами в день. Да, неприятный факт. Прямо-таки щелчок по тщеславию. И Спилберг не звонит. Успокаивает лишь то, что ещё не прошло и полутора месяцев, как книга на витринах. А если серьёзно, то продвижение – это отдельная тема. Которая тоже стоит денег. Но не обязательно. В свободном доступе открытие страничек в соцсетях специально под книгу. Опять же можно посмотреть видеоуроки и научиться делать индексирование своего сайта в поисковиках. Было бы желание. А ещё можно поменять аннотацию. Спасибо тебе, злобный критик из предыдущего пункта! Людям не особо интересно читать про базу в пустыне, занимающуюся возобновляемыми источниками энергии, полной переработкой отходов и игрой в мяч специальными машинами. А вот если акцентировать, что роман том, как женщины в Казахстане подвергаются ментальному и физическому насилию, причём не только в самостоятельно созданных семьях, то в свете последних громких событий можно насобирать дополнительные просмотры и лайки. Если добавить загадочно, что героини успешно выбрались из своих клеток, и вообще там полный хэппи-энд, то почитательницы Сумерков и Пятидесяти оттенков потенциально уже в активе. В общем, есть над чем поработать.

Аль Пачино устами своего персонажа Дьявола сказал, что тщеславие – его любимый грех. А ещё есть лень – она же двигатель прогресса и поиска разных путей. Одним словом, господа «пока ещё неизвестные писатели», выход есть всегда. Главное – желание.

Ах да. О тщеславии. Мой роман называется «Кобелек», и найти его можно тут:

ridero.ru/books/kobelek/

https://www.litres.ru/madina-rahimbaeva/kobelek/
https://www.ozon.ru/context/detail/id/137408364/
http://knigoland.ru/elektronnaya-kniga/103681.html
http://www.moscowbooks.ru/ebooks/book.asp?id=19424180&p=1

 
11