• 247356
  • 595
  • 43
Нравится блог?
Подписывайтесь!

Кофейные легенды

Так уж повелось, что история возникновения практически каждого напитка связана либо с монахами, либо с пастухами. И кофе – не исключение. Его появлению, якобы, способствовали и пастух, и священник. Вот что гласит легенда: эфиопский пастух Калди как-то пришел к имаму соседнего суфийского братства, чтобы пожаловаться на свое стадо коз.

Животные не только перестали спать по ночам, но и начали резвиться и прыгать весьма странным образом. Мудрый имам справедливо рассудил, что причина неожиданного поведения коз может крыться в съеденной ими пище и отправился на пастбище. Обнаружив там кустики с красными ягодами, он решил проверить свою догадку. Причем, на себе: обдал ягоды кипятком и выпил получившийся настой. Опыт удался: имам легко выдержал бессонную ночь и предписал своим дервишам ежедневное употребление этого напитка, позволяющего им «охотно отдаваться молитвам по ночам».
Существует и другая версия, особенно любимая мусульманами. По ней Божественное Провидение ниспослало Джебраила, дабы тот открыл пророку Мухаммеду «достоинства (кофе) и научил приготовлять его», позволив правоверным мусульманам извлечь пользу из «столь благотворного напитка».
А еще один миф рассказывает о дервише Омаре, прославившемся своей способностью исцелять больных с помощью молитвы. Изгнанный из своего родного города Мохи, Омар едва не погиб от голода в пустыне. Отчаявшись, он попробовал жевать ягоды с каких-то кустов. Однако они оказались настолько горькими, что дервиш попытался сперва их пожарить, а потом обдать кипятком. Выпив получившееся ароматное варево, он сразу почувствовал прилив сил и даже отпоил этим напитком нескольких больных, пришедших к нему за советом. Чудодейственный напиток, конечно же, исцелил болезных от всех недугов. Весть об этом дошла до Мохи, Омар с триумфом вернулся в родной город и стал его святым покровителем.
Легенды легендами, но доподлинно известно, что из Эфиопии в Аравию кофейное дерево попало где-то между 575 и 850 годами н.э. Зерна туда принесли то ли африканские племена, мигрировавшие к Аравийскому полуострову из Кении и Эфиопии, то ли арабские рабовладельцы после экспедиций в Эфиопию. Однако прошло еще не одно столетие, прежде чем человечество освоило процесс превращения зеленых кофейных зерен в известный нам благородный напиток. По рассказам первых европейских исследователей и ботаников, эфиопы жевали сырые кофейные семена ради их стимулирующего эффекта. Кроме того, они толкли спелые плоды кофе, смешивали их с животным жиром и делали из этой массы шарики. В результате получался энергетический концентрат, который пользовался немалым спросом у воинов в период племенных конфликтов. Старинные документы упоминают и о вине, приготовляемом из перебродившего сока спелых кофейных ягод.
В итоге всех этих экспериментов еще на рубеже второго тысячелетия кофейный напиток представлял собой довольно примитивный настой, состряпанный из зеленых, не очищенных от оболочки зерен. К 13 веку зерна перед употреблением научились высушивать, чтобы они могли долго храниться. А чуть позже их стали жарить на огне в дровяной печи.

Пили кофе и в мечети. Имам вначале подавал его дервишам, а после предлагал всем присутствующим. Вскоре этот напиток стал пользоваться таким успехом, что практически все стали регулярно посещать мечеть. Заметив это, культовые власти возмутились. И постарались ограничить потребление кофе широкими слоями населения. Санкция на его потребление была выдана имамам и монахам, но только во время ночных молитв, а врачи могли предписывать кофе лишь в малых дозах.

Однако правоверные мусульмане уже увидели в кофе приятное стимулирующее средство, способствующее развитию торговли. И вскоре напиток открыто продавался в этом регионе, пользуясь спросом у разношерстной толпы студентов-правоведов, ночных рабочих, путешественников. Кроме того, горячий и крепкий напиток пришелся как нельзя кстати во время священного месяца рамадан, когда мусульмане обязаны поститься от восхода до захода солнца.
В результате кофе быстро завоевал соседние города, к концу 15 века достигнув священного города Мекки. Там его тоже вначале распивали в общине дервишей, в мечети. Но уже очень скоро жители города стали пить кофе либо дома, либо в общественных местах, специально отведенных для этого обычая. По свидетельству арабского историка, горожане находили в этом изрядное удовольствие: «В любое время дня туда направлялись толпы людей, дабы вкусить удовольствий беседы, поиграть в шахматы или другие игры, развлечься песнями, потанцевать или найти себе еще тысячу и одну забаву – под предлогом выпить кофе». Пример Мекки – колыбели ислама – подействовал и на другие крупные города. Кофе распространился по всей Аравии, достиг Египта и Сирии. Но и на этом его победное шествие не прекратилось. Ведь мусульманские армии в то время надвигались на южную Европу, Испанию и Северную Америку, а на востоке – на Индию. И всюду, где появлялись воины, они приносили с собой кофе.
Постепенно этот напиток стал неотъемлемой частью общественной жизни Ближнего Востока. Во многих регионах брачные контракты обязывали мужа предоставлять жене столько кофе, сколько она пожелает. Малейшее невыполнение этого договора влекло за собой требование развода.
В Персии потребление кофе, возможно, укоренилось даже раньше, чем распространилось на всю Аравию. И уже очень скоро большинство крупных персидских городов могли похвастаться изящными просторными кофейными заведениями, расположенными в самых красивых кварталах. Эти первые кофейни славились тем, что подавали кофе быстро и «с большой учтивостью». Они создали репутацию мест, где беседуют, слушают музыку, танцуют и «все такое прочее».
А вот в Турции кофе распространялся достаточно медленно. Тем не менее с экспансией Оттоманской империи и покорением арабов-мусульман турки стали страстными любителями кофе. Это подтверждали записи английского врача, жившего в Константинополе: «Когда турок заболевает, он постится и пьет коффа. Если же этого недостаточно, он составляет завещание и никакого иного лекарства не предусматривает». Появились в Турции и свои кофейни. Если верить арабскому автору 16 века, первые два заведения такого рода были основаны в Константинополе в 1554 году двумя сирийскими предпринимателями. Это были пышно обставленные помещения с «очень красивыми диванами и коврами, на которых принимали общество, состоявшее преимущественно из людей усидчивых, любителей шахмат, игры в триктрак и иных малоподвижных развлечений». Такое описание турецких кофеен дополняют воспоминания английского путешественника сэра Джорджа Сэндиса: «Они сидят там, занятые болтовней, едва ли не целый день и потягивают из небольших фарфоровых чаш напиток, именуемый коффа, ... горячий, насколько возможно, черный, как сажа, и немногим отличный от нее по вкусу... Многие хозяева держат миловидных официантов, чтобы привлекать клиентов».
Дома, однако, турки пили не меньше кофе, чем в общественных кофейнях. Один французский путешественник заметил, что «в константинопольских семьях на кофе тратится столько же денег, сколько в Париже на вино». А Генри Блант писал другу: «Ведь помимо бесчисленных кофеен нет ни единого дома, где бы не угощали кофе весь день». И, действительно, в 16 веке в Константинополе во всех домах, бедных или богатых, турецких или еврейских, греческих или армянских, кофе подавался как минимум дважды в день, а нередко и до девяти раз за день. По традиции, напиток подавался очень церемонно: «протокол» предусматривал долгий обмен любезностями, участники справлялись друг у друга о самочувствии и близких, возносили хвалу всевышнему и совершали иные ритуалы, не менее сложные, чем знаменитая японская чайная церемония. В большинстве зажиточных домов держали слуг, чья единственная обязанность состояла в приготовлении и подношении кофе. Главный слуга, именуемый «кахведжи», пользовался привилегией жить в «квартире» поблизости от зала, в котором принимали гостей. Этот зал украшали красочными коврами и подушками, а также кофейниками изящной работы. Кофе торжественно вносили на подносах, которые могли вмещать до двадцати фарфоровых чашек. Чашки наполняли до половины, чтобы кофе не разливался и чтобы чашку можно было держать, прикладывая большой палец к верхней кромке, а два других – под донышко.

http://igor_saparaev.yvision.kz/profile/

Odarik igor_saparaev
Редактор журнала AlmatyLife
3 сентября 2010, 15:55
750

Загрузка...
Loading...

Комментарии

Оставьте свой комментарий

Спасибо за открытие блога в Yvision.kz! Чтобы убедиться в отсутствии спама, все комментарии новых пользователей проходят премодерацию. Соблюдение правил нашей блог-платформы ускорит ваш переход в категорию надежных пользователей, не нуждающихся в премодерации. Обязательно прочтите наши правила по указанной ссылке: Правила

Также можно нажать Ctrl+Enter

Популярные посты

Маргулан Сейсембаев: Об идеальных учителях, финской модели обучения и дисциплине

Маргулан Сейсембаев: Об идеальных учителях, финской модели обучения и дисциплине

Крупнейшая частная школа осознала, что внедрять финскую модель в чистом виде в Казахстане, не имеет смысла. Нельзя давать детям свободу без "идеальных" учителей.
Zhumanova
вчера / 8:18
  • 5003
  • 7
О проститутках, ЗППП и других сексуальных страстях

О проститутках, ЗППП и других сексуальных страстях

У меня обширный сексуальный опыт, и я этим не хвастаюсь. Будь у меня возможность, променял бы это всё на одного партнёра. Но так как с личной жизнью не заладилось, а секс я очень люблю, то приходилось изворачиваться.
bez_prav
18 окт. 2017 / 18:01
Я помню тот день, когда мне позвонили друзья и сообщили: «Она выходит замуж». Часть 2

Я помню тот день, когда мне позвонили друзья и сообщили: «Она выходит замуж». Часть 2

Я знал дату свадьбы. За неделю до свадьбы в соцсети "Вконтакте" на все мои последние фото, был проставлен лайк с её профиля. Сердце забилось сильнее. В душе загорелась наивная, крошечная надежда.
Dominator-kz
17 окт. 2017 / 15:41
Льготное кредитование для молодежи Алматы. Не хоромы, но для начала неплохо

Льготное кредитование для молодежи Алматы. Не хоромы, но для начала неплохо

Если вам нет 35 лет и у вас нет своего жилья, то есть интересная гос.программа. Нишевая программа - молодые семьи Алматы до 35 лет, семья - это как минимум 2 супруга без детей.
DanaJarlygapova
19 окт. 2017 / 16:21
Мой парень – «тиран». Почему я вступила в такие отношения?

Мой парень – «тиран». Почему я вступила в такие отношения?

История из моей жизни. Я вспоминаю эти отношения и сама не могу понять - как так произошло? А дело в том, что вы и сами не заметите. Это наступает плавно и динамично.
Altynai_JA
18 окт. 2017 / 14:17
Доверяют ли граждане Казахстана полицейским? Социальный опрос

Доверяют ли граждане Казахстана полицейским? Социальный опрос

Борьба с оборотнями в погонах идёт не один год, но без особого эффекта. Это даёт повод подробнее поговорить о нашей полиции и её проблемах. Как относятся к полицейским казахстанцы?
voiceQZ
20 окт. 2017 / 18:42
  • 2627
  • 41
Как и где найти дешевые авиабилеты?

Как и где найти дешевые авиабилеты?

Дешевые авиабилеты и не только. Какими сайтами воспользоваться лучше всего? Байки о том, что чем раньше вы покупаете билет, тем дешевле, не всегда верны и точны.
dianaobyrne
вчера / 9:25
  • 2171
  • 15
Сказ об офисных планктонах. А какой работник ты?

Сказ об офисных планктонах. А какой работник ты?

Я проработала во многих компаниях и повстречала очень много разных интересных людей. Исходя из моих наблюдений, могу описать несколько категорий работников. Может, речь пойдет о ком-то из вас…
Altynai_JA
18 окт. 2017 / 17:51
  • 2033
  • 20
«Автобусная неделя». Выдержит ли аким Шымкента давку в общественном транспорте?

«Автобусная неделя». Выдержит ли аким Шымкента давку в общественном транспорте?

Аким Шымкента Габидулла Абдрахимов нашёл решение накопившихся проблем городского транспорта. Все ключевые работники акимата некоторое время будут сами ездить на автобусах.
openqazaqstan
18 окт. 2017 / 10:53
  • 1967
  • 36