Yvision.kzYvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов41 подписчиков
Всяко-разно
11
22:29, 15 июня 2016

«Өзіміз шәй ішейік». Чайные традиции народов исторического Туркестана

«Если пиала горячего напитка обожгла только тело, значит, вы пили воду. Ибо чай согревает и душу».

Абай Кунанбайулы

Эти слова известного казахского мыслителя поймут настоящие любители чая из нашего региона.

Как казах и человек, интересующийся культурой народов нашего региона, я не являюсь исключением и очень люблю пить чай. Мой день начинается с утра с чашки бодрящего чая с молоком, так и перед сном в кругу семьи пью свежезаваренный этот горячий напиток.
Это не удивительно, ведь у народов Центральной Азии чаепитие является частью любого застолья.

Поэтому решил сделать обзор по чайным традициям и обычаям народов исторического Туркестана, куда входят страны Центральной Азии, а также Синьцзянь в Китае.

_____________________________________________________________________

ЧАЙХАНА

Не зря  именно в соседней казахам оседлой культуре родственных народов Средней Азии появилось понятие "Чайхана", став частью караван-сараев, существовавших в торговых городах и на территории Казахстана. Ибо чай был важным достоянием этих заведений, который привозился торговцами из Китая и Индии как бесценный импортный товар, пользовавшийся успехом у всего населения бес исключения.

Этимология слова "Чайхана" от китаизма в языках исторического Туркестана «чай», и персидского «хана», то есть дом. Иначе говоря чайхана дословно переводится как "чайный дом", и эти дома стали частью культуры народов исторического Туркестана (Центральной Азии). 
Аналогом чайханы можно считать современные кафе, кофейни. Если первое кафе появилось в Стамбуле в 16 веке, то чайхана своим происхождением тесно связана именно с регионом Центральной Азии и имеет свою интересную историю.

Ведь образовавшиеся в эпоху расцвета Великого Шелкового Пути в городах Центральной Азии караван-сараи имели свои комнаты общепита, где отдыхали люди. Торговцы, проходившие по древним городам исторического Туркестана привозили чай с Индии, Китая и останавливаясь в караван-сараях, где и образовались первые прототипы чайханы.

Blog post image
Чайхана. Картина Алексея Исупова

Если чайхану посещал путешественник, то это становилось особым событием для посетителей, ведь он мог рассказать о странах, их нравах, достопримечательностях, которые он посетил как торговец.

Не только поэтому, но и по другим причинам в культуре народов нашего региона Чайхана не просто "чайный дом", где можно поесть и напиться чаю, но издавна является местом, куда люди приходят пообщаться, поделиться новостями, провести важные переговоры, отметить то, или иное событие в кругу приятелей.

И сейчас, иностранцы удивляются, что люди в южном Казахстане или Узбекистане утоляют жажду в знойную жару в Чайхане за чашкой чая на топчанах.

Но, несмотря на то, что народы Центральной Азии казахи, узбеки, туркмены, кыргызы, таджики, каракалпаки и уйгуры, монголы, дунгане живут в одном регионе, чай пьют они разный, их вкусовые предпочтения в чайных традициях отличаются.
Это позволяет говорить нам о богатой и разной чайной традиции всего исторического Туркестана, где тесно переплелись традиция, обычаи кочевой и оседлой культур, а также влияние Российской колонизации и родины чая - Китая.

Итак, давайте рассмотрим какой чай пьют народы Центральной Азии и каковы их чайные традиции..

____________________________________________________________________

КАЗАХИ. ЧЕРНЫЙ ЧАЙ С МОЛОКОМ "ҚАЗАҚША ШӘЙ"

В рейтинге чаелюбивых нации в мире по информации ИА "КазИнформ" казахи официально входят в топ 10, а в своем регионе занимают 1-е место.

Меня не удивило, что Казахстан вошел в топ, поразило лишь то, что есть страны, где пьют чай больше.
Еще в 1894 году  "Тургайская газета"  Российской империи писала: "Казахи - большие охотники чая, пьют его в большом количестве. Самая бедная семья выпивает в месяц до двух фунтов чая (800 граммов) и два фунта сахара. А по зажиточнее - до восьми фунтов (3 кг)".

Известно и то, что в 19 веке город Верный (современный Алматы) даже считался крупнейшим чайным центром Российской империи. Из-за близости к китайской границе чай стоил в разы дешевле чем в метрополии (Петербурге), поэтому в 19 веке можно сказать, что через Семиречинский край русские торговцы импортировали большие партии для всех концов империи. Можно предположить, что массовым явлением чаепитие стало в немалой степени среди казахов именно тогда, в 19 веке.

При этом, самим же чаем казахи и их предки знакомы через торговцев Великого шелкового пути и китайцев уже много веков. 
Но, к сожалению достоверных источников нет, про то, когда именно чай стал неотъемлемый частью казахского застолья.

Так что такое казахское чаепитие?!

В отличие от соседних народов черный чай с молоком со сладостями пьют в основном казахи, который они называют "Ақ шәй" (белый чай). Его пьют уйгуры, узбеки, кыргызы и другие, но называют они такой чай – «казакша шай», «козакша чай» (чай по-казахский). 
Вместе с тем казахи пьют и черный чай, который они называют "қызыл шәй" (красный чай).

Blog post image
Восточный Казахстан, начало 20 века.

Правильно в рецепте чая по-казахский, это когда в его составляющих компонентов все подается горячим: молоко, заварка и вода. Так, заварку не только заливают кипятком, но и томят его. Вода должна быть вскипячена на огне. Предпочитается, когда кипяток для чая готовится на самоваре и дровах, что, конечно в квартирных условиях практически невозможно.

Когда смешивают продукты для получения чая по-казахский, важна их последовательность наливания. Так, для начала наливается молоко, затем только заварка, а после вверх него кипяток. Причем считается, что для правильного чая важно наливать правильно кипяток, должна быть соответствующая высота между чашкой и чайником. Сейчас, многие казахи не соблюдают эту последовательность, ибо не редко и не знают, что так принято. Но по правилам именно так. Раньше на это сильно обращали внимания, сейчас все эти моменты упростились.

Принято обращать внимание и как налит сам чай в пиалу по густоте,  объему, цвету. Дурным тоном считается, когда чай налит до краев пиалы, заварка получается недостаточно густая, а также выходит не красивый цвет чая. Хороший цвет это не сильно светлый и не совсем темный.

К чаю принято подавать казахские пряности как жент, шекер, тары, сары иримшик, сузбе, а также бауырсаки с маслом, сметаной, казахский чак-чак.

Существовали у казахов специальные сундочки для церемонии чаептия, который так и назывался "шай сандык" (чайный сундук), где хранилось все, что нужно для чая: заварка и сладости.
Blog post image
"Шәй сандық". Казахский "Чайный сундучек"

В целом, чай имеет особое значение в культуре казахского народа. Практически все традиционные обычаи всенепременно сопровождаются чаепитием. В начале любого праздничного застолья всегда подается именно чай.

Blog post image
Семья пьет чай в своей юрте. Кызылорда, начало 20-го века.

У казахов слова "Шәйға шақыру" (Пригласить к чаю) используются как синоним словосочетанию пригласить в гости. Только к чаю и мясу "Етке шақыру" применимо такое отношение в понимани дастархана (стол для еды), который очень свят в казахской культуре. Казах, чтоб пригласить человека к столу не скажет, что приглашает к торту, конфетам, воде, бульону и т.д. Это применимо только в отношении мяса и чая. Ибо дастархан для казаха это где есть мясо и чай.

Ведь и само застолье казахов для гостей традиционно делиться на две части: "ет асы" (мясное застолье) и "шай асы" (чайное застолье). Казахи говорят "астың бір атасы – ет болса, бір атасы – шай", то есть "если один из предков пищи - мясо, то другой - чай".

Причем многие виды собраний гостей по специальным целям за одним дастарханом используются с приставкой "чай", где непременно подается и сам этот горячий напиток.

Некоторые из них:

  • "Ақыл шәй" или "Кеңес шәй" (Чай совещания). Посиделки за дастарханом для обсуждения важного вопроса в семье, сообществе друзей или сородичей, где безусловно наливается чай.
    Blog post image
  • "Келін шәй" (Чай невесты). Традиция, когда после свадьбы родственники мужа, соседи приходят в дом молодоженов, где новоприбывшая невеста ухаживает за гостями и наливает им чай.
    Blog post image
  • "Көңіл шәй" (Чай для выражения соболезнования). Обычай, когда после выражения слов соболезнования, в течение года после смерти человека приглашают членов его семьи в гости чтоб оказать им поддержку за дастарханом и разливается чай.
    Blog post image
  • "Абысын шәй" (Чай невесток одной семьи). Cобрание за дастарханом, когда за дастарханом для общения между собой собираются невестки одного дома или семейной династии. Этот чайный обычай делается чтоб скреплять связь между невестками. Казахи говорят "Абысын тату болса ас көп" - "Если невестки дружны между собой будет достаток за столом". Это чайное застолье принято проводить без мужей и когда их нет дома.
    Blog post image
  • "Шүкір шай" (Чай благодарения/удовлетворения). Этот чайный обычай с приглашением гостей связан с тем, что человек пережил определенные возрасты, а именно 37, 49, 61 годы. То есть так называемые "мүшел жасы" (возраст переходного этапа), которые считаются у казахов  критическими.
    Blog post image
  • "Сарқыт шай" (Чай с гостинцами) - чайное застолье, когда человек после долгого путешествия собирает своих родных, соседей и друзей, чтоб рассказать о себе и путешествии.
    Blog post image
  • "Бойдақ шай" (одинокий чай или чай для торопящихся). В отличии от вышеперечисленных чайных обычаев  со всеми подаваемыми блюдами - это скромная чайная посиделка для тех, кто не может долго сидеть за дастарханом и торопится. Поэтому хоть дословно этот обычай за чашками чая и называется чай одинокого /чай холостяка, но вернее его перевести по смыслу как чай для торопящихся.
    Blog post image
    ____________________________________________________________________


УЗБЕКИ. "НАЛИВАЙ ЧАЙХАНЩИК ЧАЮ! ЗДЕСЬ ЗАСТОЛЬЕ, НО НЕ ПИР!"

Все наверное помнят и знают узбекскую группу "Ялла" с песней "Чайхана", которая очень хорошо передает душевную атмосферу Чайханы не только в Узбекистане, но и во всей Средней Азии:

Наливай чайханщик чаю
Вместо крепкого вина
Я вам музыку сыграю
Здесь всем нравится она
На Востоке на Востоке
Что за небо без луны
На Востоке на Востоке
Что за жизнь без чайханы
Пиала идет по кругу
Аксакалы смотрят в мир
Рады гостю рады другу
Здесь застолье но не пир
Хоть бывает здесь и тесно
Чайхана не чудо-рай
Чтобы песня стала песней
С нами вместе напевай

Чай-ха-на-ха-на чай...

Blog post image

Картина. Бурцев Е.Г. Чайхана в Шайхантахуре, Ташкент. 1919 г.

По-моему мнению Узбекистан лидер по количеству чайхан не только в Средней Азии, но и в мире. Возможно их больше только в Иране. Они везде в этой стране, начиная от маленьких кишлаков до всех махалей городов.

В традициях узбеков с чаем начинается трапеза, им же и заканчивается. В Казахстане стереотипно считают, что узбекский чай это зеленый, но в их традициях есть и черный. Но, в основном узбеки пьют зеленый. 
Blog post image
Р.Зоммер. Чайхана

В самом Узбекистане пьют и черный с молоком, но это больше типично для Каракалпакстана и ташкентских, чирчикских казахов этой страны.

Но, в целом независимо какой чай пьет узбек, будь это "кок чай" (зеленый), "кора чай" (черный), "конд чай"  (с сахаром) или узбекский чай с перцем, есть общие правила.
В способе  их приготовления заварку надо засыпать в хорошо согретый чайник, затем налить немного кипятка, держа на пару. Затем чайник доливают до половины, затем почти до полного объема и, наконец, доверху, соблюдая временную паузу между ними.
Blog post image
Узбекские аксакалы за чайным столом.

Перед тем, как угощать чаем, принято подающему человеку трижды налить и перелить обратно его с чайника в пиалу. Это делается для того чтобы чай быстро заваривался, а не для того чтобы остыл.

Как и в казахской традиции считается проявлением уважения частое обращение за добавкой чая, поэтому пиалу не принято наливать полной. Тем самым считается, что угощающий показывает гостю уважение и желание большего пребывания его за столом. Несомненным атрибутом узбекского чаепития являются знаменитые лепешки (тондыр нан), которые в каждом регионе готовятся по особому рецепту, ну и конечно элитное узбекское чаепитие, это где есть изюм, кишмиш, курага, орехи и другие восточные сладости.
Blog post image

Традиционно за чаепитием принято общаться, расспрашивать гостя о его делах, что отличает узбеков и других центральноазиатов от русских к примеру, где есть правило в виде пословицы "когда я ем, то глух и нем". В чаепитии узбеков общаться "гяп" это норма и культура, молчание наоборот признак недоверия к гостю.

____________________________________________________________________

КЫРГЫЗЫ И УЙГУРЫ. САМЫЙ СЫТНЫЙ ЧАЙ C CОЛЬЮ

Несмотря  на то, что кыргызы как народ наследник кочевой культуры, а уйгуры преимущественно оседлой, но рецепт их национального чая идентичен, в принципе как и традиции чаепития.
Blog post image

Пишкек, 1928 г. Чаепитие на базаре.

Национальный их чай называется "Аткан/аткян чай".  Есть мнение, что, это возможно является культурным наследием  кочевников, которые являются предками как кыргызам, так и уйгурам (моголы). Практически такой же рецепт чая существует у кочевников-монголов. Кочевникам необходима была еда быстрого приготовления, которое могла утолить их жажду и насытить. В результате возможно и был придуман аткан чай.

Но, чай с таким рецептом, но под другим названием есть и в Тибете, называемый Часуйма, поэтому возможно корни рецепта этого вида чая исходят из Тибета. А так, достоверно неизвестно откуда произошел рецепт уйгуро-кыргызского Аткан чая.

Аткан чай, являясь и чаем и едой быстрого приготовления одновременно, считается самым сытным видом чая в регионе Туркестана (Центральной Азии).

Blog post image

Уйгурский аткян чай.

Способ его приготовления: берется заварка черного чая, заваривается крепко, затем на нее доливают такое же количество молока и дают время закипеть. Добавляют сливочное масло или сметану, а также соль,  и снова ждут до кипения.

Аткан чаем можно не только напиться, но и насытиться.

Наливается этот чай не в традиционную пиалу как принято у казахов и узбеков к примеру, а в большую пиалу, больше похожую на под супницу.

____________________________________________________________________

ТУРКМЕНЫ. ЧАЙ БЕЗ ВОДЫ НА ВЕРБЛЮЖЬЕМ МОЛОКЕ

"Пей чай - получай удовольствие" - гласит туркменская пословица.
Из статьи Овеза Гундогдыева в туркменской газете:  "О том, что в средние века чаепитие широко распространилось в Туркменистане и других странах Средней Азии, говорит, хотя бы, находка, напоминающая по форме современный чайник. Этот чайник имеет шарообразную форму (высоту – 155 мм, вес – 1535 г., диаметр тулова – 146 мм) и изготовлен из цельнопиленого куска тальковой породы среднеазиатского происхождения. Дело в том, что тальковый камень, легко поддающийся обработке, обладает жаростойкими свойствами и из него вырезали даже котлы, ковши, украшения, светильники и т.д.".
Blog post image

Туркменский аксакал с пиалой чая.

Как известно туркмены делятся на племена, которые проживают в велаятах (областях) этой страны. В каждом велаяте свои предпочтения чая.
В целом суровые условия проживания туркменов в пустынях Каракума отложили отпечаток и на их чайные традиции. Но в любви к чаю, туркмены не уступают своим соседям. Они пьют чай с молоком как казахи, так и зеленый чай как узбеки, таджики. В основном чай пьют они зеленый, а западные туркмены, соседствующие с казахами отдают предпочтение черному чаю с молоком.

Из-за нехватки воды, но благодаря изобилию верблюдов туркмены сарыки Марыйского велаята чай заваривают по-особенному оригинально.

А именно заваривают его не водой, а верблюжьим молоком, что, кстати известно и казахам Мангыстау, а также казахам приаральского региона, где до недавнего времени такой способ тоже часто практиковался.

Так как этот способ приемлем в условиях знойно жаркого климата этих мест, где огромный дефицит воды и достаточно обильное наличие горячего песка.
Blog post image

Чал - изюминка  для приготовления чая по-туркменский.

Готовится он так: чайник ставят на раскаленный песок для прогревания, затем засыпают заварку черного чая и литр горячего верблюжьего молока, держут пока не вскипит, затем доливают сливками от чала (чал - сброженное естественным образом верблюжье молоко). Взбалтывают чайник или несколько раз переливают из одной пиалы в другую чтоб перемешать. По вкусу он отличается от других чаев с молоком очень сильно. И на мой взгляд он на любителя.

____________________________________________________________________

PS

Слово чай в тюркских языках является китаизмом и исходит из слово мандаринского диалекта китайского языка «ЧА». Интересно, что и английское «Tea» тоже является китаизмом и происходит из другого диалекта китайского языка. Видимо, связано с тем, что, с чаем познакомились наши народы благодаря китайцам из разных регионов.
Blog post imageBlog post image

Несмотря на это, примечательно, что казахи и англичане предпочитают чай с молоком в отличие от своих соседей. Поэтому в своих чайных предпочтениях,  казахов и каракалпаков можно назвать англичанами в Центральной Азии или наоборот англичан казахами в Европе. Ведь в Европе, где царит кофемания, англичане, предпочитающие чай с молоком сильно разятся на этом фоне.

Если сказать, что во всех случаях казах пьет чай,  это будет не далеко от правды. Не редко казахи в шутку говорят, что если он не попьет чай, то у него голова заболит. А после каждого застолья с гостями, как они уходят  хозяева стола говорят «ал енді өзіміз шәй ішейік» (а теперь давайте сами чай пить будем).

Так что, давайте «өзіміз шәй ішейік», ценить свои обычаи и традиции, и поменьше головных болей.

Blog post image

11