Банковский гоп-стоп Центркредита – как поймать за руку гоблинов в галстуках

Дана Джарлыгапова 2016 M06 20
6705
100
69
0

Вот с таким необычным делом обратились ко мне знакомые юристы, чтобы я вынесла вердикт. С одной стороны - потерпевшая сторона, состояние которой я хорошо понимаю, будучи таким же обычным...

"Банки, банки! Как только они нас не обманывали? Да, по-всякому. От мелкого шрифта внутри договора, через который они постепенно высосут немалую долю нервных клеток и несколько лет жизни, до собственно неожиданного своего банкротства, при котором Вы имеете право, пройдя семь кругов ада вытащить свои деньги, если их сумма была относительно небольшой."

Из письма клиента в юридическую фирму.

 

С таким вот необычным делом обратились ко мне знакомые юристы, чтобы я вынесла вердикт. С одной стороны - потерпевшая сторона, состояние которой я хорошо понимаю, будучи таким же обычным потребителем банковских услуг, а с другой - холодные буквы закона. Итак, в одну хорошо известную мне юридическую компанию за консультацией обратился клиент, пострадавший от необоснованных и неправомерных действий АО «Банк ЦентрКредит».


Как сохранить лицо, будучи физлицом? Рассказ потерпевшей стороны

Всё началось с письма возмущенного клиента, который охарактеризовал действия своего банка ни много ни мало произволом. Давайте разбираться в произошедшем:

Банки, банки! Как только они нас не обманывали? Да, по-всякому. От мелкого шрифта внутри договора, через который они постепенно высосут немалую долю нервных клеток и несколько лет жизни, до собственно неожиданного своего банкротства, при котором Вы имеете право, пройдя семь кругов ада вытащить свои деньги, если их сумма была относительно небольшой.

Я вам расскажу про очередной банальный вариант гоп-стопа, и не от кого-то, а от столпа банковской системы, от Банка ЦентрКредит. «Гоблины» оказались очередной «шарашкиной конторой»!

Итак, я как физическое лицо открыл в декабре 2015 года текущий счет в ЦФО-2 АГФ АО «Банк ЦентрКредит», заключив договор в форме «Заявления на присоединение к типовой форме договора банковского счета с физическим лицом». На момент заключения договора в тексте договора не было комиссии за снятие наличных денег, именно поэтому я выбрал для открытия счета АО «Банк ЦентрКредит».

23 мая 2016 года я внес наличным способом дополнительные деньги на счет в банке, 02 июня 2016 года снимаю часть денег без комиссии за снятие, как это было оговорено изначально. Не прошло и недели – 07 июня 2016 года я снимаю  деньги, и здесь за снятие денег банк вдруг выкатывает мне комиссию в размере 1,2% от снимаемой суммы денег.

Когда меня поставили перед фактом уплаты комиссии 1,2%  за снятие моих денег, которые я внес наличными, я … какое бы цензурное слово здесь подобрать… был безмерно возмущен и разгневан! Я открыл здесь текущий счет именно из-за отсутствия комиссий! Если бы банк предупредил об этом заранее, я бы перевел свои деньги в другой банк, зачем мне такие бешеные комиссии, но этот «Банк ЦентрКредит» не соизволил заранее известить клиентов. На мои возмущенные вопросы касательно внезапной комиссии сотрудники банка вначале невразумительно мямлили про новые тарифы. Когда я попросил предоставить доказательства и документы, они смогли показать только клочок бумажки без подписи, печати и реквизитов решения уполномоченного органа банка, на котором было написано, что «операции по текущим счетам независимо от способа поступления и срока хранения – в тенге 1%, в иностранной валюте – 1,2%».  Что за …? Я пришел в банк снять свои личные деньги, а не выяснять загадочные обстоятельства, почему меня обдирают как липку на ровном месте. Но уплатив такую конскую комиссию за снятие наличных денег 1,2%  от суммы, я решил найти концы такого произвола, потому что не собираюсь дарить банку свои кровно заработанные деньги. Поэтому после консультации с юридической компанией, я решил повторно прийти 10 июня 2016 года в банк, чтобы снять оставшиеся деньги.

Клиента ввели в заблуждение, это носило систематический характер. Мнение юристов

Знакомые юристы дали исчерпывающее заключение, которое, если особо не драматизировать, является поводом крепко задуматься об отношениях с банком, вплоть до судебного иска. Итак, читаем:

Клиент подписывает Заявление о присоединении к типовой форме договора банковского счета с физическим лицом.

Согласно п.1.1.1 Договора банковского счета с физическим лицом (Текущий счет), условия Договора могут быть приняты Клиентом не иначе как путем подписания Заявления о присоединении к нему.

В соответствии с п.2.2.5 Договора, Банк имеет право в одностороннем порядке вносить изменения и дополнения в тарифы на услуги Банка, вводить новые тарифы на услуги Банка и уведомлять об этом Клиента путем размещения тарифов с учетом внесенных изменений и дополнений на интернет-ресурсе Банка www.bcc.kz и через объявления в операционных залах Банка (также см. п.3.1 Договора).

В соответствии с п.2.3.5 Договора, Клиент обязуется самостоятельно узнавать об изменении тарифов Банка в структурных подразделениях или по телефонам справочной службы Банка, а также на интернет-ресурсе Банка www.bcc.kz.

Согласно п.6.4 Договора, изменения и дополнения в Договор вносятся Банком в одностороннем порядке, в том числе путем размещения Договора в новой редакции на интернет-ресурсе Банка www.bcc.kz и вступают в силу с момента такого размещения.
Необходимо отметить, что Банк не уведомляет об изменении предварительно, а в день вступления изменений  в силу.

Таким образом, на момент присоединения клиента к Договору тарифы были одни, после этого Банк может неожиданно поменять тарифы и в тот же день их применять. Из этого следует, что клиент должен узнавать о действующих тарифах ежедневно?..

Действующие на сегодняшний день тарифы Банка (изменены с 03 июня 2016 г. согласно Приложения №1 к Постановлению Совета Директоров АО "Банк ЦентрКредит" от 31.05.2016 г. №98) были размещены на интернет-ресурсе только вечером 08 июня 2016 года после 16:00 часов, и в отделениях Банка не были вывешены объявления о новых тарифах, хотя они уже применялись повсеместно!  Из содержания Выписки по лицевому счету видно, что 07 июня 2016 г. Банк начислил клиенту комиссию 1,2% за снятие наличных средств с текущего счета. Хотя по данным на 08 июня 2016 г., последнее обновление тарифов на интернет-ресурсе было только 05 февраля 2016 г., и сами тарифы размещены прежде действовавшие.

Здесь ссылка уже не открывается, но 08 июня 2016 года в 14-45 было указано обновление тарифов от 05.02.2016 года - вот мой скриншот - Дана)



При этом, Выписке по лицевому счету противоречит другой документ Банка - Корешок к расходному кассовому ордеру, согласно которому за выдачу наличных средств клиенту 07 июня 2016 г. с него взята комиссия 0 денежных единиц.

По тарифам, действовавшим на момент присоединения клиента к Договору 30 декабря 2015 г., начисление комиссии за снятие наличных средств со счета клиента не предусматривалось, так как данные средства были зачислены на открытый текущий счет так же наличными через кассу банка. В соответствии с действовавшими на тот момент тарифами, комиссия взималась лишь за выдачу наличных средств с банковского счета, поступивших в безналичном порядке.

Таким образом, клиента ввели в заблуждение, не уведомили предварительно об изменении тарифов, грубо нарушили порядок применения тарифов Банком, и такое нарушение имеет систематический характер и применяется ко всем клиентам, так как расчет комиссии производится единой программой, установленной во всех банковских отделениях.

Как противостоять произволу банков? Мнение Даны Джарлыгаповой

Как потребитель банковских услуг и финансист я знаю, что у многих банков есть практика взимания комиссий при снятии наличных денег, поступивших безналичным путем, если они находились на счете менее 7-30 дней, но только у некоторых банков была комиссия за  снятие наличных денег, внесенных наличным способом, если они пробыли на счете менее 7-10 дней. Комиссия 1-1,2% за снятие наличных денег, которые клиент внес наличными, независимо от срока хранения – это воистину драконовская комиссия! Представьте, банк пользовался вашими деньгами, не платил вам за это ни копейки (речь идет не о депозите, а о текущем счете) и еще без предупреждения сдирает с вас 1-1,2%, когда вы свои собственные деньги забираете со счета.

Даже если исходить из того, что банк вправе менять тарифы, он должен уведомить об этом клиентов. Однако АО «Банк ЦентрКредит» даже на своем сайте своевременно не разместил информацию о дополнительном обдирании клиентов, которые кладут в банк свои собственные деньги.

Но самое главное – внедрение комиссии за снятие наличных денег независимо от срока хранения и способа поступления – это не изменение тарифа, это изменение условий договора банковского счета! То есть, фундаментальное изменение договора.

Между понятиями «условие» и «тарифы» есть существенная разница, это как если заключать моногамный брак (условие: брак -  это союз между мужчиной и женщиной), в котором вдруг потом появилась возможность многоженства. Изменение тарифов или комиссий – это изменение размера тарифа, количества дней для нахождения на счете при безналичном поступлении денег и прочее. Но взимание комиссии за снятие наличных денег, внесенных наличным образом на свой счет – это принципиальное условие договора и деловая этика. АО «Банк ЦентрКредит» не только без тени смущения поставил клиента перед фактом уплаты незаконно возникшей комиссии, но и не предпринял никаких мер по заглаживанию ситуации, чтобы снизить ущерб для клиента. Хотя мог сразу же предложить различные схемы в пользу клиента.

Например, в моей практике финансовых консультаций другой банк, чьим рекламируемым преимуществом было снятие наличных денег без комиссии с первых же дней депозита, весной 2016 года внедрил комиссию за снятие наличных денег с депозита, внесенных наличным способом, если они находились на счете менее 15 дней. Своих клиентов банк от этом не уведомил в формате СМС-сообщений. И когда в мае 2016 года один клиент внес наличные деньги, его не предупредили об изменении условий, через 3 дня клиент пришел снимать деньги, его поставили перед фактом комиссии за снятие. Но клиент был юридически подкован и с активной гражданской позицией, в итоге тот банк пошел навстречу и ситуацию на месте разрулили так: часть суммы сняли через кассу с комиссией, а большую часть денег со счета зачислили на депозитную карточку, с которой клиент снял деньги через несколько дней без комиссии (за эти несколько дней были начислены проценты по депозиту в соответствии с договором вклада, сопоставимые  по размеру с комиссией за снятие суммы через кассу, то есть, клиент не потерял ни одного тенге, но все же потратил несколько дней ожидания и нервы во время возникновения конфликтной ситуации).

Но в рассматриваемом случае АО «Банк «ЦентрКредит» даже не предложил клиенту альтернативные способы снижения издержек, которые возникли у клиента по причине неправомерных действий банка. Это банк в одностороннем порядке изменил существенные условия договора текущего счета, банк не уведомил об этом клиента надлежащим образом, банк не предпринял никаких мер по минимизации ущерба для клиента. Таким образом, в день возникновения конфликта АО «Банк «ЦентрКредит» не проявил клиентоориентированность.

Незаконно снятые деньги возвращены, клиент победил! Вот его рассказ

Забегая вперед, скажу, что клиент все же смог одержать верх над "гоблинами" Центркредита, но меня гложат сомнения: а каждый ли клиент настолько подкован, чтобы избежать банковского произвола?

Банк «ЦентрКредит» мог бы избежать подобного случая, если бы в погоне за прибылью не создавал драконовские комиссии на ровном месте без уведомления клиентов и если бы умел или желал разруливать спорные ситуации хотя бы так, как в вышеуказанном примере про другой банк.

10 июня 2016 года после юридической консультации я пришел в отделение ЦФО-2 АГФ АО «Банк ЦентрКредит» для решения возникшей проблемы и снятия оставшихся денег. В отделении банка не было размещения информации об изменении условий снятия денег, поэтому я предложил составить акт отсутствия достоверной информации в банке, сотрудники банка предложили переговорить с руководителем отделения. По итогам переговоров мне предложили написать заявление с просьбой разрешить снять наличные деньги без уплаты комиссии 1,2% и возвратить от банка уплаченные 08 июня 2016 года 1,2% от снятой суммы. Я снял деньги без уплаты комиссии, но с оставлением на счете денег в размере 1,2% от снятой суммы, потому что банк должен был принять решение касательно той комиссии, которую банк принудил меня уплатить. Только 14 июня  банк сообщил мне, что Председатель банка подписал служебную записку  по снятию мной денег с моего счета 10 июня и 7 июня  без уплаты комиссии 1,2%. Получается, что банк сам не информировал клиентов об изменении условий, снял с меня комиссию на ровном месте и только после моих неоднократных обращений, подкрепленных юридической консультацией, решил вопрос через несколько дней, дойдя аж до Председателя. И это я такой настойчивый, а сколько клиентов по всему Казахстану попали на этой бешеной комиссии и не стали добиваться справедливости, махнув рукой и подарив банку 1,2% от своих денег!

В-общем, для меня это весомый повод задуматься о дальнейшем обслуживании в  АО «Банк ЦентрКредит», чтобы избежать неприятных сюрпризов на будущее. Столько нервов и времени потратил! Всем клиентам, пострадавшим в эти дни от «гоблинского» произвола я настоятельно советую обратиться в банк с заявлением о возврате этой незаконной комиссии! Гасите их при попытке содрать с вас ваши же деньги – сразу! У меня  получилось – и вы сможете, ребята!

Как избежать банковских "сюрпризов" в будущем? Мнение Даны Джарлыгаповой

Как финансист, из своей практики работы с банками я рекомендую всем потребителям банковских услуг следующий алгоритм действий:

  1. знать свои права и обязанности банков по заключенным договорам;
  2. в случае возникновения подобных спорных ситуаций вначале решить проблему внутри банка: обязательно оставить письменное заявление, оставив себе копию заявления со входящим штампом банка; можно позвонить в колл-центр для оперативности. Я обычно звоню сразу с озвучиванием основных моментов, а потом направляю письменное заявление с детализированным описанием;
  3. если отделение банка не уполномочено разруливать такие конфликты самостоятельно, то в головном банке всегда есть подразделение, которое отвечает за качество услуг и решение конфликтов;
  4. если это не помогает, то обратиться в Нацбанк РК – в Управление по защите прав потребителей финансовых услуг и внешних коммуникаций;
  5. в серьезных случаях можно защищать свои права в судебном порядке.

Клиентоориентированный банк заинтересован в удержании своих клиентов и поэтому, как правило, идет навстречу. В любом случае – это ваши личные заработанные деньги, при неправильном обращении с ними убытки несете тоже вы, поэтому так важно правильно выбрать банк и грамотно с ним взаимодействовать.

А кто-то из вас тоже недавно попал на такой внезапной комиссии за снятие денег? Какой это был банк? Поделитесь своей историей в комментариях)

Оцените пост

68

Комментарии

6
Браво! Всем нам урок! Спасибо за пост!
1
спасибки
3
Пожалуйста! ) Знание - сила )
-5
"На момент заключения договора в тексте договора не было комиссии за снятие наличных денег, именно поэтому я выбрал для открытия счета АО «Банк ЦентрКредит»"
Наивный дурачек, я если не вижу ценника на товаре в магазине мне и в голову не приходит что этот товар раздается бесплатно и я его могу смело положить в карман и уйти. Или может могу? Охране заявлю что не видел бумаги установленного образца с апостилем, подписью и реквизитами магазина которая бы уведомляла меня об необходимости оплаты товара в магазине. Хочу спросить вы какой то заказ некой организации/страны выполняете на взращивание у населения ненависти к банкам?
Показать комментарии