Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов42 подписчика
Всяко-разно
12
22:38, 01 июня 2016

Эффективны ли шаги построить инклюзивное общество?

«Для улучшения жизни инвалидов-колясочников в Казахстане и РФ пишут законы о наличии пандусах во всех общественных заведениях, о трудоустройстве инвалидов с 3% квотой и в целом цель построить инклюзивное общество.»

Звучит правильно, проявлением заботы, но отбросив красоту слов, видится, что нет эффективности в решениях.

Давайте разберём всё это моим видением, раз я вхожу в число тех, кому эта помощь нацелена. Я являюсь инвалидом-колясочником, живу в небольшом городе, не село, но и далеко не город, «аудан».

Пандусы.

Во-первых, в небольших городах большая часть инвалидов сидят дома, а если и выходят из дома, то уж точно не на прогулки по городу. Во-вторых если выйти в улицы своего города, то зачем ему пандусы? Ведь нет такого заведения, куда хотелось бы попасть инвалиду в маленьком городе. Тем более правильных пандусов максимум 2 из 10.

Исходя из этого задаюсь вопросом: зачем требовать от всех заведений наличия пандусов?


Трудоустройство.

В прошлом году не раз в новостях говорили и на брифинге про трудоустройство инвалидов. О как мы прыгнули! А где же ступенька образование, а потом трудоустройство? Я не сомневаюсь, у городских инвалидов полное среднее образование, есть высшее, по крайней мере средне-специальное, и не всегда за свой бюджет.

Расскажу как у меня. В своё время один историк на втором уроке пользуясь случаем отсутствия родителей в доме поиздевался надо мной, назвав «тупым инвалидом, которого бесполезно учить». Лишь в 9-ом классе наверстал упущенные предметы по истории (преподавателя поменяли) и географии классов с 6-9. Другие преподаватели не приходили. Выдали аттестат, мол, здоровье важнее, чем учёба, а на деле избавились от проблемы для школы. С остальными почти так же. Не раз слышал рассказы, как преподаватели ради чаепития приходят к инвалиду, а не ради обучения.

Благо у меня есть интернет, есть книги, и время, чтобы заняться самообразованием. Но у большинства инвалидов нет компьютера или интернета, а если есть и то и другое, то лишь у небольшого числа есть желание заняться самообразованием.

На ЕНТ у нас с большим трудом пускают инвалида, всячески пытаясь отговорить сладкими речами как «тебе и так грант гарантирован, квота, благотворительные организации и прочее». А в колледже только после окончания учебы вспомнят про скидки для инвалидов, а не вспомнят старый вопрос про скидки.

…и мы говорим о трудоустройстве.

 

Инклюзивное общество.

Это значит, что город обустроен с удобствами для всех, как для ходячих, так и для колясочников, и люди, которые могут отличать каким инвалидам подавать монеты, а каким нет и прочее.

 

Эффективная помощь.

И так, если выбрать 3-4 развитых крупных городов, собирать инвалидов именно в эти города. Только эти города обустроить на доступность для всех, со всеми пандусами, транспортами с широкими дверьми и т.п. По-моему это будет дешевле и эффективнее.

Насчёт трудоустройства. Много сидеть вредно для инвалида-колясочника. Неполный рабочий день это не больше 6 ч(?) Если два инвалида живут близко к одному рабочему месту, то было бы лучше дать им одно рабочее место, чтобы заменяли друг друга. Чем не решение?

Да, есть те, которые без проблем могут более 12 часов сидя провести время, но это не значит всё это время посвящать работе.

У нас нет ограничения в выборе профессии инвалиду, отчасти в этом-то и проблема отсутствия рабочего места.

Если ограничить выбор, а точнее создать программу, которая даёт гарантированное рабочее место, а инвалиду лишь надо получить соответствующее образование. По-моему таким образом можно упростить решение задачи трудоустройства, а главное «помощь» дала бы результаты.

Бонусом жительства инвалидов в одном городе было бы запуск или повышение активной жизни на колёсах. Встреча с такими же людьми, польза пандусов, и люди вокруг начнут видеть и привыкать к людям на колёсах.

 

Идея не новая, а почему не реализовывают у нас и в РФ, это вопрос…

 

12