В стране есть могучая группа людей, которые очень заинтересованы в трехъязычии. И это не родители, не директора компаний, не бизнесмены и не силовые структуры. Это само минобразования. Учреждения, которые проводят экспертизу учебников и программ. Издательства, выпускающие учебники. И вся сопутствующая инфраструктура. Тысячи человек - чиновников, бюрократов, коммерсантов и просто паразитов всех мастей. Трёхъязычие стартует многолетний забег по переделке всех учебников, подготовке и переподготовке кадров. И впереди маячат еще много вкусных мероприятий.
Позиция общества неизмеримо слабее позиции этой могучей кучки чинобизнесменов. И не потому, что у них есть адмресурс, хитрожопость, доступ к СМИ и годами отработанное умение заболтать любую тему.
А потому, что они знают чего хотят. Им надо, чтоб реформы продолжались и бюджет на эти реформы беспрерывно рос. И еще хотят, чтобы вокруг этого ресурса постоянно возникали новые платные сервисы. Все эти репетиторы/центры подготовки. То есть банально стремятся выкачать больше денег. Понятное желание.
А вот общество никакого желания не артикулирует. Чего мы хотим от образования - сами не знаем. Высказываем много разных и, зачастую, взаимоисключающих хотелок. Чтобы не так как в совке. Чтоб детей не напрягали, а преподносили всё в игровой форме. Чтобы вместо математики - как не лохануться в банке на процентах. И вообще формул поменьше. Но при этом - конкурировать на международном рынке труда.
У нас нет сформированного заказчика на образование, который выставит ясные требования к выпускникам. Государство плутает в политических потёмках, а бизнес не организован и не консолидирован. Сами по себе образовательные чиновники никогда не сформируют внятный заказ. Мне кажется, что они и программу родить не способны, потому что им это не надо. Им нужно много рассуждать про "требования времени", "высокий научный уровень". Вводить "сквозные учебные материалы" - это когда каждый учебник нагружается рабочими тетрадями, методическими пособиями и еще всякой хренью - намного дороже стоит и это надо печатать каждый год. А еще им надо делать "как в Кембридже", "как у финнов" и прочее "как в европах", а на результат насрать - процесс важнее.
В общем, пока общество не озвучит конкретных требований к системе образования, реформы не прекратятся.