Yvision.kzYvision.kz
kk
yviMUSIC
yviMUSIC
581 постов3 подписчика
17
22:53, 27 мая 2016

Forte Music Fest. День первый.

Как великая тетралогия Вагнера (только без повечерия) - на три дня растянулся Forte Music Fest; с 27-го по 29-ое мая сего года в Алматы проходит фестиваль классической музыки.

Поскольку это явление уже привлекло довольно пристальное внимание города, несвойственное уровню внимания к классике - то и ваш покорный слуга, дабы не остаться в стороне и не оскоромиться молчанием - пишет вам отчет с первого дня фестиваля.

Blog post image

Поехали.

Культурная весна в Алматы в этом году крайне насыщенная; разные концертные организации, коллективы и отдельные исполнители радуют нас три месяца подряд. И последнее крупное музыкальное событие этой вечны началось сегодня. Первый вечер, первый концерт этого фестиваля отзвучал сегодня в концертном зале Казгосфилармонии.

Об этом фестивале (что, где, когда и сколько) было уже написано очень много. Желающие могут освежить память тут и тут. Хороший пиар, красивый маркетинг (в том числе - благодаря финансовому бэкграунду - Форте-банку), шикарная полиграфия - позволили состояться этому мероприятию самым лучшим образом. Я бы хотел сосредоточиться немного на организационных вопросах и много - на собственно музыкальной части.

Итак.

Первое, о чем бы хотелось сказать - свободный вход. Фестиваль бесплатный, и в моих глазах это однозначный минус. Бесплатный сыр рождает нездоровый интерес, и еще до начала концертов рождает как неприятные эмоции (беспокоишься - а достанется ли место), так и неприятные действия (культурное мероприятие начинается с некультурного прорыва в зал. Ребята, да сделали бы платные билеты - кто реально хотел - купил бы заранее. Многих проблем и некрасивостей удалось бы избежать. Отсеялась бы самая малокультурная публика.

Впрочем, дарёному коню в зубы не смотрят. Скандал - тоже способ продвижения. Зал, конечно, был переполнен.

Сегодняшний вечер был посвящен камерной музыке - это выступления небольших коллективов разного состава. Были заявлены выступления признанных мастеров и виртуозов, и эти заявления оправдались.

Концерт открыло произведение Бориса Ерзаковича "Сюита на казахские народные темы", называемое еще "Казахский квартет". Этому произведению в рамках фестиваля был придан некий особый смысл, почти сакральный, почему-то именно с него решили начать весь фестиваль. На мой взгляд - зря. Произведение откровенно слабое, с разваливающейся формой, с крайне слабым развитием инструментальных партий, сплошные бурдонные басы в квинту (видимо, призванные отразить "казахский" колорит), бесконечными пиццикато в гармонии, поверх которой солирует первая скрипка. Гармония - не впечатляющая, маловыразительная, у неподготовленного слушателя создающая впечатление фальши в исполнении. Как нам сообщили, это произведение было написано в страшные 36-37 годы, и было забыто на 80 лет. Думаю - справедливо забыто. Скучная музыка.

Исполнение, хоть и виртуозное, оставило впечатление недосказанности; возникло ощущение плохой сыгранности коллектива (все-таки - это была "сборная", а не постоянный квартет). Вторую скрипку вообще было почти не слышно. Не сомневаюсь, каждый по отдельности - эти исполнители наверняка прекрасны. Но выбрав такое проигрышное произведение для начала - они не смогли воодушевить зал.

Разрыв между публикой и программой ярко обозначился в начале концерта - слушатели начали воодушевленно аплодировать между частями. Я такого в Алматы вообще не помню; в Астане - да, это норма, но Алматы??? Кто сидел сегодня в зале? Упорно хлопали после каждой части до конца концерта, музыканты уже и руками в зал показывали, и подносили палец к носу - "тссс", в конце уже начали снимать с пюпитра ноты и показывать "что еще полно музыки, мы не доиграли" - в последнем произведении люди хлопали уже не только между частями, но и между разделами формы в одной части. Позорище. Это к слову о бесплатный концертах - или собралось много сброда, или все мы стали сбродом в этой толпе.

Народ занимался самыми разными вещами - читали с соток, делали селфи, обжимались и спали. Перефразируя классика: Кто на стульчике сидел, кто на сцену не глядел, Галым спал, Баке скучал, Николай ногой качал.

Далее прозвучала "Фантазия-квартет" Бенджамина Бриттена, но это уже был квартет другого состава - вместо скрипки был гобой. Произведение долго не могли начать, потому что не могли дождаться тишины в зале - квартет начинается на пианиссимо фразами виолончели. Музыка квартета - интересная (как и весь Бриттен), с красивой зеркальной формой (квартет кончается тем же пианиссимо виолончели, но с обратной динамикой), но опять же - не для этого зала. Публика упорно шуршала, кряхтела на ужасных креслах, откашливалась и шепталась. Дети пищали (Дети, КАРЛ! Опять на Бриттене дети в зале!). Завладеть вниманием публики не удавалось, она была неготова к такому произведению, со сложным музыкальным языком. Впрочем, когда звучал Бриттен - яснее обозначилась слабость Ерзаковича - развитые партии, равнозначность всех исполнителей, и первый среди равных - гобой. Его звучание добавило произведению плотности. Прекрасный исполнитель - Эрик Чалабаев, гобой. Вообще, состав этого квартета понравился мне больше, чем предыдущего, звучание было ровнее, глаже, полнее. Партии скрипки, альта и виолончели исполнили соответственно Аскар Дуйсенбаев, Владимир Косьяненко, Алексей Найденов.

Приятным сюрпризом вечера стало выступление следующего музыканта - гитариста-виртуоза Хесуса Кастро-Балби. Разрыв между содержанием музыки и настроением зала сохранялся, но сам факт подобного выступления... Он играл произведения своего соотечественника  Антонио Лауро - "Венесуэльская сюита и "Венесуэльские вальсы" - два интересных цикла, с гитарой современного языка, с гитарой, которую мы не знаем и которую почти никогда не слышали в концертах. Сегодня для многих стало откровением - что гитара - это совсем другой инструмент, не тот, который мы знаем и к которому мы привыкли. На гитаре тоже можно играть крайне серьезную и умную музыку. Конечно, звучание венесуэльской музыки было очень внове для нашей публики, но именно эта музыка, тонкая, проникновенная, без опереточной испанской страсти, но все же чувственная и очень светло-грустная - начала собирать внимание зала. Оно не стало таким сосредоточенно-молчаливым, что можно было пощупать, но все же зал притих и слушал. Редкий случай - услышать такую музыку. И исполнитель под стать - настоящий большой виртуоз, таких редко услышишь, тем более в наших палестинах. Вторую часть цикла вальсов (я так и не понял - где там вальсы, даже на три счета не всегда удавалось посчитать - но такие уж, видно, в Венесуэле вальсы:), маэстро исполнил со свои учеником, нашим соотечественником (имя его, к сожалению, так и не назвали). Парень достоин искусства своего учителя, прекрасно сыграл, а маэстро на его фоне сверху играл импровизацию на этот вальс, и импровизация бывала ярче и интереснее оригинала. Вот что называется - Мастер. Это я буду помнить долго.

Закончил свое выступление маэстро посвящением своему другу, безвременно ушедшему Булату Сыздыкову. Была сыграна лучшая пьеса вечера - "Девы Солнца" - известная мелодия, основанная на народной музыке перуанских инков (Хесус Кастро-Балби тоже уроженец Перу), это произведение, которое обычно исполняется весьма агрессивно и бойко, маэстро исполнил проникновенно, как-то трансцендентально, как будто действительно играл для умершего друга, который, по его словам, "находится сегодня в зале".

Blog post image

Маэстро Хесус Кастро-Балби

Эта пьеса позволила удержать внимание слушателей на следующем произведении - так же весьма интересном, но сложном для восприятия в этом зале - это была "Рапсодия для кларнета и фортепиано" Клода Дебюсси.

Знаете, когда я слышу музыку Дебюсси, я испытываю то же чувство недоумения, что и когда смотрю фильмы Тарантино. У меня нет сомнений в их необъяснимой гениальности (в которой больше слов критиков, чем слов, сказанных ими в искусстве), и у меня постоянно крутится на уме вопрос: зачем это было написано/снято/создано? О чем думал человек, который написал это? Что он хотел этим сказать?

Иногда у меня есть подозрение, что где-то есть секта поклонников Дебюсси, которые все поняли о его музыке и никому не говорят. Я не понимал и не понимаю. Зачем его вообще играют? Что в нем красивого?

Впрочем, сыграно было отменно, особенно кларнетистом Вадимом Ландо - удивительная, лёгкая и чёткая артикуляция, совершенный звук, динамически гладкий и идеальный, что весьма трудно для духового инструмента. Владение и виртуозность в самых разных местах и динамиках - удивительны. И кантилена, и стаккато, и резкие динамические переходы - я не услышал ни одной помарочки, технической или смысловой. Пианистка - Елизавета Блюмина - тоже продемонстрировала прекрасный звук, вот точь-в-точь подходящий для Дебюсси, импрессионистский по сути, с хорошей, прекрасной педалью, особенно левой. Я не поклонник такого пианизма и звука (как и всего импрессионистского в музыке), но исполнено было отлично.

Стоит заметить - что и это произведение не сильно зацепило внимание зала, благо - было недлинным. Я люблю это произведение Дебюсси. Знаете за что? За то, что оно быстро кончается.

В заключение прозвучал Секстет оп. 70, "Воспоминание о Флоренции" Петра Чайковского.

Из всех произведений вечера - это, пожалуй, единственное удобнослушаемое столь демократичной публикой (как я говорил - они хлопали даже между экспозицией и разработкой, а музыканты показывали им ноты). Но к этому времени зал уже устал.

Ну что скажешь о Чайковском? Как бы ты не хотел его не слушать - но он всегда и во всем уместен. Он не напрягает. Я, наконец-то, впервые за вечер, отключился и плыл на волнах музыки. Его нарочитый трагизм, драматичные динамические подкаты и душераздирающие кульминации (даже в отпуске во Флоренции) - в этом весь Чайковский. За это и любят, за это сегодня и досталось больше всего аплодисментов. Откровенно русские темы в финале - как ностальгия и долгожданное возвращение на родину (напомнило финал Первого фортепианного концерта). Секстет был исполнен отлично, не буду перечислять исполнителей, они есть на всех афишах, но выражу их коллективу большую благодарность. Прекрасное вознаграждение в конце концерта для всех нас.

Начало вечера было слабым, зато финал примирил публику с исполнителями. После финальных аккордов часть зала кинулась к выходу, часть встала, чтобы хлопать стоя, а часть сидела и ждала продолжения. Продолжения не было.

Каков итог?

Я убежден, что при столь прекрасной организации (а этот фестиваль, несмотря ни на что - настоящий подарок меломанам), при столь удивительных и шикарных исполнителях - была одна большая стратегическая ошибка: несоответствие концептуального программного замысла и формата мероприятия. То есть - организаторы выбрали весьма сложную, интересную, непростую программу - и сделали бесплатный вход, т.е. сориентировались не на ту целевую аудиторию. Если вход бесплатный - ну сыграйте вы Вивальди, Пятую Бетховена или Первый Чайковского. Если играете Шнитке, и Бриттена, и Бартока - отсейте аудиторию, и она будет вам значительно благодарнее, лучше воспримет материал и не будет хлопать между частями. При вашем прекрасном (говорю как маркетолог), прекрасном маркетинге - поверьте, по билетам вы собрали бы зал не меньше, но он был бы значительно качественнее. А сегодняшний разрыв между концепцией мероприятия и публикой выглядел, простите, как раздача бесплатных суши вместо баурсаков на Наурыз на народных гуляниях.

Вообще, было заявлено, что программа "охватывает широчайший диапазон" чего-то там - а по сути - только первая половина 20-го века, за редчайшими исключениями. Да, эту музыку нужно слушать, и я рад, что у нас есть такая редкая возможность с ней познакомиться, но сегодня она растворилась в нескольких сотнях безразличных, глухих ушей и не дошла до тех пары сотен ушей, которые ее так ждали.

Завтрашний концерт в плане программы обещает быть в тысячу раз интересней, надеюсь, удастся его послушать и рассказать вам о нем.

Чистый остаток - фестиваль крутой, ходить нужно, ищущие - обрящут, и имеющие уши - да услышат. Стремление к прекрасному - нелегкий, но благодарный труд, так что - увидимся в концертном зале - и до встречи!

17