Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов42 подписчика
Всяко-разно
16
03:49, 03 июня 2016

Казахский обычай отдавать первенца и его влияние на психику ребенка

Данный обычай возник давно и практикуется у нас до сих пор. Ребенка обычно отдают в младенческом возрасте родителям мужа и забирают обратно по достижении им школьного возраста. Хотя мне в жизни встречались случаи, когда дети жили с бабушками и дедушками до достижения зрелости или вообще не возвращались в родительскую семью. Раньше этот обычай решал ряд экономических и практических задач для молодой семьи, сейчас это чаще дань традиции.

Я бы хотела рассмотреть последствия этой традиции для психики ребенка.
Любая мать знает, что ребенок реагирует тревогой даже, когда она просто пропадает из поля зрения. Чем младше ребенок, тем хуже он переносит отдаление от матери. З.Фрейд писал о том, что способность ребенка отделяться от матери формируется постепенно и должна пройти несколько стадий от биологического единства до готовности к кратким расставаниям.

Когда маленький ребенок рождается, он запрограммирован на привязанность к своей матери. Это механизм его выживания. Именно поэтому младенцы так остро реагируют даже на кратковременную разлуку с матерью. Инстинктивно они чувствуют опасность и защищаются.

Ребенок, разлученный с матерью, чувствует беспомощность и страх. Если у него до разлучения были какие-либо невротические симптомы, то они усугубляются. Все исследования детей, разлученных с матерями, показывают примерно одну и ту же картину: маленький человек сильно страдает. У него нарушаются все функции организма, вплоть до того, что он может заболеть. Также он проявляет признаки сильного стресса. Надо помнить, что картина депрессии у младенца смазана в силу их возраста. Вот некоторые её признаки: нарушение аппетита, монотонные движения, замирания в одной позе, прижимание к большим мягким игрушкам, долгий плач. Ребенок может бесцельно бегать по комнате, а взрослые будут принимать это за игру.

Обычно, ребенок, разлученный с матерью, проходит три стадии. Сначала он долго плачет, пытаясь призвать мать. Когда он убеждается, что мать не придет, наступает стадия апатии. У него снижается познавательная активность, он может долго сидеть или лежать в одной позе, вяло реагирует на окружающее. На третьей стадии ребенок внешне приходит в себя и ищет новый объект привязанности.

Если ребёнок попадает в руки любящей и теплой бабушки, то картина не такая страшная. Но стресс у ребенка все равно будет. Фигуру родной матери никому не заменить.

Изначальным стрессом дело не кончается. Доказана связь между ранним разлучением ребенка с матерью и депрессией у взрослого. Короче говоря, ранний травматичный опыт - это высокая вероятность заполучить психологические проблемы во взрослой жизни.

Кроме того, у ребенка формируется обида на мать, за то, что та его "бросила" и чувство собственной неполноценности (раз меня отдали, я плохой). Развивается зависть к другим сиблингам. Еще, ребенок начинает путаться в семейных связях. Нередко, бабушку и дедушку он называет родителями, а реальных родителей по именам. По моим наблюдениям, все дети знают, кто на самом деле их родители, даже, если прямо им об этом никто не сообщит. Зачастую, дети разрываются между любовью к реальным и замещающим родителями. Ситуация усугубляется, если ребенку негласно запрещено демонстрировать сильную любовь к реальным родителям.

Несколько примеров из жизни:

Мужчина, лет сорока, живет с родителями. Жалуется на недостаток общения с сыном. Несмотря на то, что вся семья живет под одной крышей, старший сын считается родительским. Настоящим родителям запрещено демонстрировать к нему любовь, нюхать, целовать и дарить подарки, иначе старики сильно обижаются.

Женщина тридцати лет живет с родителями мужа. Жалуется на отсутствие взаимопонимания со старшей дочерью, которая считается бабушкиной и дедушкиной. Дочь избалована и непослушна, на просьбы или упреки матери не реагирует. Бабушка только поощряет непокорность матери.

Женщина, шестьдесят лет, занимает руководящую должность. Воспитывалась у бабушки. До сих пор хранит обиду на родителей, за то, что те её отдали. В родной семье её воспринимают как источник ресурсов. Могут упрекнуть дорогой покупкой, если такого же нет у её брата. Женщина постоянно трудоустраивает своих братьев и оплачивает учебу племянникам. Чувствует себя в семье чужой. Своей семьи создать не смогла.

Мужчина, тридцать лет, воспитывался у бабушки. По достижении восемнадцати лет переехал к матери и упрекал её каждый день за то, что она его отдала. Несмотря на то, что знает, что забрали его насильно. Заболел депрессией после смерти бабушки. Имеет проблемы с алкоголем и законом. Брак не удался. Его мать изводит себя чувством вины и считает, что сломала жизнь сыну.

Следующий стресс поджидает ребенка, когда он покидает замещающую семью. Чаще всего это случается, когда он идет в школу. По факту мы имеем двойную потерю объекта привязанности. Сначала ребенок теряет мать, затем теряет вторую мать (бабушку). У ребенка много сложностей на этом этапе: от тоски по бабушке до проблем установления отношений с новыми членами семьи.

Еще одна трудная ступень в жизни ребенка - смерть бабушки и дедушки. Потому что для него это смерть родителей, он будет переживать горе намного острее родных братьев и сестер. Скорее всего, это произойдет, когда ребенок еще подросток, а значит сильно уязвим и нестабилен.

Ну и хроническая проблема детей, воспитанных бабушками и дедушками - трудности встраивания в новую семейную систему. Конфликты с родными братьями и сестрами на почве зависти, неподчинение нормам родительского дома, обида на родителей, холодные отношения с матерью и отцом, восприятие себя "неродным" в родительском доме - это только то, что можно видеть на поверхности.

И это про ребенка. А ведь ещё есть мать и отец, которые страдают от разлучения с ребенком. Бабушка и дедушка, которые все равно вынуждены потом отпустить того, кто стал им родным. Братья и сестры, которые могут испытывать вину, что они живут с родителями. И другие родственники, которых касаются эти семейные пертурбации.

Конечно, нельзя сказать, что у детей, воспитанных бабушками и дедушками, жизнь пойдет под откос. Наша психика очень гибкая, человек быстро адаптируется и восстанавливается. Многое зависит от того, насколько любящими будут замещающие родители. Но высокую степень невротизации, как общий признак, я бы отметила.

Ну и напоследок пара рекомендаций для тех, кто все-таки вынужден отдать своего ребёнка по тем или иным причинам. Есть факторы, которые смягчат адаптацию ребенка к новому дому.

1. Если бабушка с рождения находится рядом и ребенок её хорошо знает, то разлуку с матерью он перенесет легче. Ведь младенцы привязываются не только к матерям, а к любым взрослым, которых видят с рождения. Кроме того, бабушка будет знать индивидуальные особенности данного ребенка.

2. Если взрослые максимально честны с ребёнком, у него будет меньше психологических проблем. Ребенок должен знать, кто именно его родители, кто дедушка и бабушка. Если его планируют вернуть родителям, то ребенку тоже нужно заранее об этом говорить и обозначать время.

3. Не запрещать ребенку проявлять эмоции к настоящим родителям и не ограничивать их общение во время родительских визитов. Не разрывать душу ребенка ревностью с любой стороны.

Разлука с родителями - это нормальный и обязательный этап взросления. Но только тогда, когда сепарация происходит у психологически готового ребенка. Тогда сепарация - важный этап инициации взрослеющего человека, а не изгнание из дома.

16