Yvision.kzYvision.kz
kk
yviMUSIC
yviMUSIC
581 постов3 подписчика
-2
01:29, 21 мая 2016

Запись дубля, эпизод 7. Рум майк

Всем привет,

сегодняшний выпуск "Записи дубля" будет посвящен весьма насущной проблеме - записи комнаты.

Для тех, кто пропустил предыдущие выпуски, я размещаю ссылки на них ниже:

Итак, запись комнаты, зачем она нужна и как это делается? Комнату записывают для того, чтобы придать звуку как можно больше объема и "воздуха". Этот прием оживляет звучание инструмента, делает его "натуралистичным".

Дело в том, что в природе мы не слышим звуки непосредственно от источника и только: к нему всегда примешивается отраженный звук. Если бы мы поднесли свое ухо к рояльной струне, по которой только что бряцнул молоточек, мы бы услышали только металлический звон струны. Вряд ли бы он произвел на нас должное впечатление.

Blog post image

Но мы слышим не только металл струны, мы слышим звук самого рояля, всех его частей, плюс звук, который отражается от стен комнаты, в которой рояль находится. Именно поэтому один и тот же инструмент всегда звучит по-разному в разных комнатах: особенности отражения разных комнат разные.

На студиях звукозаписи принято использовать звук, отраженный от стен, чтобы примешивать его к основному сигналу, записанному от непосредственно источника звука. Добившись в миксе сбалансированного сочетания отраженного звука и звука от источника, можно получить объемное, "природное" звучание инструмента.

Я надеюсь, пытливый читатель уже догадался, какими проблемами чреваты подобные эксперименты на практике. Во-первых, идеально звучащих студий очень мало. В пределе нужно строить студию с абсолютного нуля, с массой разных комнат, чтобы записывать разные инструменты. Ведь то, что хорошо для рояля, плохо для электрогитары. И так далее.

Во-вторых, полностью весь спектр отражений записать очень трудно. Достаточно отодвинуть микрофон на сантиметр от стены, звук уже совершенно другой. Как правила, поэтому разные звукорежиссеры используют разные техники съема комнаты: кто-то ставит микрофон в центр комнаты, кто-то располагает стереопары по углам, кто-то записывает прямо у стены. Каждый подход уникален и годится для определенных ситуаций.

Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод, что запись "рум майка" (room mic) - дело затратное и часто не оправданное по причине того, что плохо звучащая комната может больше испортить микс, нежели его украсить.

Но ведь в мире огромное количество звукозаписывающих студий, неужели они все построены специально? Конечно же, нет. Современные студии в 99% случаев построены таким образом, чтобы полностью исключить влияние отражений на записываемый материал. Для этого обклеиваются стены и потолок звукопоглащающим материалом. Пол в таких студиях - вообще штука непростая, многослойная и дорогостоящая.

Blog post image

Идея таких студий простая: мы полностью убираем природные отражения комнаты, которые потом добавим на этапе сведения искусственно, с помощью реверберации. Для этого копируется записанная дорожка, на нее накладывается ревер, моделирующий отражение любой комнаты, и эта дорожка примешивается к основной. Получается искусственная объемность. Дешево и сердито.

Недостаток такого подхода только один: отсутствие в конечной записи характерного звучания конкретной студии, которое бы сделало его уникальным. Но, согласитесь, кого это сегодня волнует, в эпоху mp3 и тотальной электроники?

Но проект "Запись Дубля" не только теоретический, и даже не столько теоретический, сколько практический. Поэтому я расскажу о том, как я для себя сегодня решаю вопрос записи комнаты.

Начнем с того, что комнаты у меня специальной нет. Отражения по имеющимся комнатам весьма хаотичны и не совсем музыкальны. Но они уникальны. Поэтому, чтобы придать звучанию моих гитар уникальности, я решил писать комнату в обязательном порядке микрофоном. Напомню, что я не пишу "альбом года", а занимаюсь этим ради фана. Почему, я поведаю как-нибудь потом.

Теперь самое интересное, как я это буду делать: микрофоном Audio-Technica AT202 USB. Вот он:

Blog post image

Достоинства этого микрофона в том, что он имеет весьма высокую чувствительность, потому что он конденсаторный, записывает очень чистый сигнал. Можно сказать, он универсальный: его можно использовать для записи любого инструмента и голоса, все прозвучит очень честно и четко.

Недостаток только один: встроенный АЦП. Это значит, что вы не можете повлиять на звучание этого микрофона никак, он запитан от USB и все преобразования происходят внутри него. Поэтому он не годится для профессиональных студий, но годится для меня: ему не нужен предуселитель, он работает сам по себе. Абсолютная безгиморность в сочетании с абсолютной надежностью.

Вот и все, всем пока.

-2
439
0