Я знала, что мы избежим школьных поборов, уехав из Казахстана. Первый класс в немецкой школе

Alja Tonko 2016 M05 17
35564
125
90
0

О том, как немецкая начальная школа отличается от казахстанской. Вторых смен, насколько я знаю, в Германии нет. Школьной формы тоже нет. Мы приобрели ранец, который обязательно должен...

Мы - из Караганды. Моя дочка ходила там в казахский садик и казахоязычный нулевой класс. И там, и там собирали деньги с родителей - на ремонт, на подарки нянечкам и учителям, на подарки самим детям, на книги, на фотосъемку, за кукольный театр, на утренник и т.д., и т.п. Собирали, в общем-то, небольшие суммы, так что было проще отдать, чем ругаться, как бы мне не претили эти поборы.

За год до поступления наших детей в первый класс мои подруги уже носились в поисках лучшей школы для своего ребенка. Моя мама и все остальные родственники, включая папу дочки, настаивали, чтобы я перевела ребенка в русскоязычный класс. Дело в том, что в нашей семье никто не говорит по-казахски, и опасением мамы было то, что "никто не сможет помогать ей с домашним заданием". Ее папа ссылался на исследование, которое показало, что качество образования в казахоязычных школах по ряду причину ниже, чем в русскоязычных.

Я же думала о том, как бы поступить на докторантуру за границу. И, поскольку я имела двухлетний опыт проживания в Германии, и моей дочке уже случалось посещать немецкий садик, мы обе были не против, чтобы это снова была Германия. Я тогда пребывала в непреодолимой уверенности, что в немецкой школе поборы тревожить не будут. Потому что там их нет! И что, с переездом в Германию, родственники перестанут спорить со мной относительно языка обучения.

Долго искать позицию студента-докторанта не пришлось. Выстрелил первый же вариант! Германия, Бремен.

Я прибыла на новое место пораньше, чтобы найти квартиру и организовать школу для дочки-первоклассницы. Обе начальные школы, в которые я обратилась - самая продвинутая в районе и та, к которой мы относимся по месту жительства - ответили, что их первые классы полностью укомплектованы. Сильно расстроившись, я написала письмо со своими чаяниями местному сенатору по вопросам образования, который возглавляет местный департамент образования. И была очень удивлена, когда через каких-то 30 минут получила от него... звонок! Сенатор (на английском, мой немецкий оставляет желать лучшего) успокоил меня, сказав, что моей задачей было сообщить ему о проблеме, а решить эту проблему - теперь его задача. Чувство благодарности к этому человеку и всей системе накрыло меня по самое темечко. С тех пор прошло почти 11 месяцев, но я до сих пор под сильным и крайне положительным впечатлением от такого человеческого отношения!

С тех пор, как дочка ходила в немецкий садик, прошло несколько лет и тот простецкий уровень немецкого языка, конечно же, свелся к нулю. Поэтому по приезду она четыре месяца (сентябрь - декабрь) занималась на подготовительных курсах немецкого для вновь прибывших в Германию детей школьного возраста. Бесплатных. Занятия проходили с 08:00 до 11:40, после чего я забирала ее и отвозила в продленку.

В продленке (она находится при школе, в которую дочка пошла после окончания курсов, в январе) дети сначала обедают, потом выполняют домашнее задание, а после предаются играм и прогулкам, и так до 16:00. Кстати, место в продленке перепало нам абсолютно случайно. Мы подали на него с большииим опозданием (надо в январе, а я сделала это только в июне). Но - повезло! Родители двух детей отказались от своих мест, и одно из них как раз взяли мы. Вам наверняка интересно, как оплачивается продленка. В зависимости от дохода родителей. Ниже - табличка, в которой вторая колонка - годовой доход брутто (т.е. до удержания налогов), все последующие колонки справа - количество членов в семье, на которых разделяется этот доход. Допустим, если годовой доход семьи из 5 членов равен или меньше 24 542 евро, то за ребенка из этой семьи в кассу продленки оплачивается только 22 евро/месяц, т.е. только за питание.

 

В январе дочка начала ходить в обычную немецкую начальную школу, с обычными немецкими детьми. Со временем нашла себе подругу, и сейчас чувствует себя в школе совершенно комфортно.

Второй смены в начальных школах Германии, насколько я знаю, нет. Школьной формы тоже нет. Мы приобрели ранец, который обязательно должен соответствовать стандарту безопасности школьных ранцев (DIN 58124). В числе критериев этого стандарта - 20% поверхности ранца должно быть покрыто флуоресцентным материалом, 10% - светоотражающим. В начале учебного года проводится проверка на соответствие ранцев всех первоклашек этой норме. Ранец моей дочки можно увидеть на фотке ниже.

 

Уроки начинаются в 08:00, заканчиваются к 13:00. На одной из перемен - перекус. Ребенок ест то, что в пластмассовом контейнере выдают утром родители. Это должно быть что-то из здорового питания. Я обычно кладу хлеб с сыром, свежие овощи или фрукты, реже - йогурт. Плюс вода, конечно. Если ребенок приносит что-то нездоровое, например, шоколад, ему делается замечание.

Картинка ниже - разворот с советами по здоровому питанию для детей. Книжку с подобными советами и другой информацией, связанной с начальной школой, получает каждый родитель.


 

Оценок тоже нет, дневник выглядит так (см. ниже). Вместо колонки с оценкой в нем колонка для пометки, выполнено ли домашнее задание. Но, как видите, они и ею не пользуются :)

 

До продленки дети добираются сами, так как это всего лишь смежное здание.

Самое важное правило в отношении домашнего задания, которого придерживается школа - выполнение ребенком домашнего задания по всем предметам, вместе взятым, не должно превышать 30 минут в день. Все остальное время - для игр и прогулок.

Иногда проводятся срезы знаний по математике и немецкому языку. Здесь - балльная система. Родители ознакамливаются с полученным его чадом баллом, ставят свою подпись, и далее этот балл идет в аттестат.

Встречи с родителями проводятся в виде собраний или индивидуальных встреч. На одной такой индивидуальной встрече классный руководитель радостно сообщила мне, что моя дочка - лидер по математике и чтению в своем классе.

Поскольку Вольный ганзейский город Бремен - не только самая маленькая, но и одна из самых бедных федеральных земель в Германии, городской бюджет на образование не позволяет покрыть все-превсе расходы. Поэтому родители все-таки за что-то да платят. Вот что я оплачивала в этом году:

  • 30 евро - за набор учебников и тетрадей на год;
  • 10 евро - за участие в недельном тренинге для развития лидерских качеств;
  • 2 евро - неделя здорового питания в школе;
  • около 2 евро - проезд на общественном транспорте, вместе с классом они выезжали в районную библиотеку.

Это, кажется, все! При этом дети получают небольшие подарки на рождество от самой школы или в продленке. Это - небольшие кульки со сладостями, и мы - родители - деньги на это не сдаем. Те, кто хотят, чтобы их отпрыски изучали английский уже сейчас (а не ждали третьего класса, когда уроки английского включаются в школьное расписание), сдают какую-то сумму за каждое занятие английским. Мы на это пока что не подписались, совершенствуем немецкий, хотя дочка уже болтает на нем без остановки.

В продленке с января этого года мы начали доплачивать по 7 евро в месяц за детей, которые остаются в пятницу после обеда. Именно в этом промежутке дети заняты различными поделками, и, я так понимаю, что эти 7 евро идут на покупку материалов - различной бумаги, всевозможных бусин, цветных карандашей, красок, ниток и резинок, клея, трубочек, семян и луковиц растений и прочего.

Еще пара удивительно-приятных моментов:

  • на изо, изучая геометрические формы, в течение нескольких уроков проходили Кандинского. В первом классе!
  • на родительском собрании классный руководитель попросила тех, кто приносит в школу сладости, чтобы отпраздновать день рождения своего ребенка, убедиться, что в сладостях нет животного (свиного) желатина. Из-за того, что в классе могут быть дети из мусульманских семей. Все отнеслись к этой просьбе с пониманием. Мне же, как вегетарианцу, такой поворот событий всегда по душе! ))

Несмотря на то, что мы, по сути, сбежали от образовательной системы Казахстана, у меня все же есть большая надежда на то, что и наши начальные школы в ближайшем будущем станут приятным и креативным местом для наших детей и меньшей головной болью для родителей!

Оцените пост

89

Комментарии

3
Я рад за вас и вашу дочку...
Держите ее подальше от Казахстана...
Это в ваших и ее интересах...

Будет ли у нас такая система образования?
Сильно сомневаюсь...
В целом наш система образования деградирует....
Для нормальной реформы, нужно выгнать всех учителей...
А вместо них зависти преподавателей из Европы и Северной Америки....
2
спасибо!

считаете, что все НАСТОЛЬКО плачевно?..
0
А я не сомневаюсь...
1
Надеюсь, приедете после докторантуры на Родину и внесете свой вклад в улучшение...
3
считаете, что все НАСТОЛЬКО плачевно?..
___________________
Только реформа, направленная на платность образования...
С возможность финансового банкротства школ...
Способна, что то изменить...
Школы должны бороться за учеников...
А этого можно добиться, только улучшая качество образования...
Путем привлечения квалифицированных преподавателей...
А не родни директоров и прочих агашек...
Показать комментарии