Yvision.kzYvision.kz
kk
Разное
Разное
399 772 постов41 подписчиков
Всяко-разно
15
11:29, 12 мая 2016

Самый главный казахский праздник

В апреле месяце Яков Фёдоров разместил у себя в блоге репортаж с зимовки «Коктем» о весеннем окоте. Он пишет: «19 марта я снова побывал на кыстау, где я это время как раз активно рождаются ягнята и козлята…».

Blog post image

Эта дата 19 марта, совсем чуть-чуть отличается от той даты, которую ранее казахи называли «Қой қоздайды». Согласно письменным источникам 1860 года, этот период приходился на начало апреля месяца, т.е. на 13 апреля по современному календарю.

Blog post image

Новорожденным ягнятам и козлятам нужен месяц, для того чтобы они смогли научиться питаться подножной травой. Таким образом, к 1 мая по старому календарю, или 13 мая по новому календарю, весь молодняк был готов отправиться в кочевье. Это было одним из условий для начала перекочевки. Вторым условием для начала перекочевки, было наличие кымыза, т.к. не везде в степи можно было найти чистую питьевую воду. И эту проблему предки казахов сумели решить и подогнать ее к предстоящему началу перекочевок. Конец апреля, по старому стилю, у казахов назывался «Бие байлайды», т.е. когда начинают доить кобыл. Ну и самым главным условием, для перекочевки является трава и пастбища. Посмотрите в окно, как изумрудна трава в эти дни от Чимкента и до Петропавловска, от Усть-Каменогорска до Уральска!

Blog post image

Сам процесс кочевья, а тем боле первый выход в году, это особое событие, которого кочевник ждал всю долгую и угрюмую зиму. А потому этот день был настоящим праздником, т.к. Зима для кочевника, - ужас.  Летом кочевая жизнь действительно имеет много приятностей, но зимою она ужасна. Тогда занесенные со всех сторон снежными сугробами и дрожащие от несносного холода жители степей киргизских почти не выходят из кибиток своих и, сидя беспрестанно у огня (Где нет дров, там употребляется для огня скотский помет), в одно и то же время страдают, с одной стороны, от жары, а с другой — от мороза. Между тем ветер чрез верхнее отверстие и двери наносит к ним хлопья снега и иногда, превращаясь в сильную бурю, опрокидывает войлочное жилище со всеми в нем укрывающимися. Между тем нагие дети выползают из-под войлоков или овчин, которыми они обыкновенно бывают накрыты, и, садясь в горящую золу, обжигают себе руки или ноги; вопли их раздирают слух. 

В старину, в казахском народном календаре месяц май назывался ОТАМАЛЫ. Так его называли, потому что он был месяцем, зеленной травы, начала кочевания. Название отамалы происходит от казахского слова от – растения, служащие пищею для животных, трава, сено, ядовитые и лекарственные растения. Например, ак от – луговая трава, кара от – солончаковая трава, куру от – сено, кёк от – зеленая трава. У казахов есть поговорка, «ай айдынг оту баска» – «каждый, месяц имеет свою траву для корма скота». Есть еще одно популярное слово происходящее от от, это отара, раньше казахи, отдаленное от аула пастбище называли – отар, малым отарда, т.е. скот мой находится на пастбище, далеко от аула. Малын отарлап тутады – он держит свой скот далеко от юрты. Есть еще одно производное слово от от, это отагасы, - хозяин, дословно распорядитель пастбища.

Отамалы, сложное слово, второй корень амал, изначально означал майрам, праздник, т.е. От байрамы – праздник первой травы, первого пастбища, первой перекочевки. Но со временем, майрам/байрам поменялся на амал. «Амал» в казахском календаре означает март месяц, начало года. Поэтому отамалы нужно переводить как травяной март (наурыз).

Таким образом, на 1-5 мая по старому стилю, или на 13-15 мая по современному календарю приходится самый главный казахский праздник, - ОТАМАЛЫ.

Что предписывает адат, по поводу первой перекочевки….

Кочевание (кушек), есть одна из древнейших форм жизни, присущая скотоводам, вследствие того, что многочисленные их стада, оставаясь на одном месте, быстро потравляют весь наличный подножный корм.

При кочевании киргизы и до настоящего времени следуют древнему обычаю. Кочуют обществами одного рода, допуская в свои аулы из других родов лишь родственников по женской линии или бедняков, нанимающихся в работники. Пути кочевок определены для каждого рода. Каждый род имеет свои определенные места летних (джайляу) и осенних (куздяу) кочевок.

Накануне выхода с зимовок делается угощение. После угощения, между столбами ворот, а где их нет, то на устроенном подобии их, зажигают два костра. Старшая женщина, став между ними, берет посуду из тыквы (кабак) и, разбивая ее приговаривает: с разбитием этой посуды разлетелись все печали (кабак сынды кайгы китты). Затем та же женщина берет уже навьюченных верблюдов и выводит их из ограды. В то же время, мужчины, женщины и дети перепрыгивая через костры, приговаривают: прочь! прочь! (алас, алас).

Это самый главный день в жизни кочевника, соответственна и одежда. Чапаны, или халаты, шьются из бархата, сукна, шелковых и бумажных тканей — русских, китайских, бухарских, хивинских и ташкентских, или коканских; бедные носят собственной работы грубое сукно, или армячину, войлоки и даже рогожи. Воротники, полы и подолы богатых халатов обкладывают золотыми и серебряными позументами. Самый щегольской цвет оных красный или малиновый. Нарядные платья и красивейшая сбруя конская употребляются (особенно женщинами) не только на празднествах или при посещениях, но и во время перекочевок с одного места на другое.

Blog post image

Отойдя верст 5-6 от зимовки, останавливаются, разбивают юрты, режут лошадей и баранов и устраивают кудаи, т.е. жертвоприношение богу. При заклятии животных произносят: да будем так же счастливы на новом месте, как были счастливы на старом (иски джуртта исерке джанга джуртта джарлыка). Устанавливали коновязь для ритуального коня, алтыбакан и разводили большой костер. Почтенный старец вместе с собравшимися обходил их по солнцу девять раз, кроплением кумыса на костер и коня благословлял небо, землю и желал, чтобы скот и молочные продукты не переводились среди скотоводов. По древней традиции, конь - хранитель благополучия скота - обмывался молоком, окуривался травой (ирбен). К хвосту и гриве привязали ленточки разных цветов, и коня отпустили на волю, на первый выпас, сняв с него уздечку. По обычаю, вся приготовленная первая молочная пища должна быть съедена во время праздника, оставлять ее на следующий день запрещалось. Ак мол болсын!

Blog post image

Ну а далее как всегда, скачки, кок буре, борьба, поднятие тяжестей, меткая стрельба и другие забавы и развлечения, а самое главное, атрибут любого празднества - призы….. Как в стихах Абая…

Blog post image

Как весенней порою шумят тополя!

Ходит ветер, цветочною пылью пыля.

Все живое обласкано солнцем степным,

Словно мать и отец, рада наша земля.

И смеется, и песни поет молодежь,

Да и старых по юртам ищи — не найдешь:

И со смертного ложа могли б их поднять

Песни, солнце и ветер, и птичий галдеж.

На весеннем кочевье аулы сошлись,

В общей радости родственники обнялись,

А знакомые просто, шутя и смеясь,

Обо всем толковать по душам принялись.

Верблюжонка верблюдица громко зовет,

Блеют овцы, в кустах птичий гомон встает,

Мотыльки — над травой и в ветвях тополей,

Заглядевшихся в светлое зеркало вод.

Сколько птицы! В любом озерке и пруду

Тронь осоку — и лебедь пойдет в высоту.

Скачешь—смотришь, как спущенный сокол ручной

Из-под облака лебедя бьет на лету.

Возвращаешься — девушка крикнет:

“Постой, Покажи, что добыл, молодой, холостой!”

И все девушки лучший надели убор,

И долины в тюльпанах, как пестрый ковер,

В приозерных низинах гремят соловьи,

Им кукушки зарей отзываются с гор.

На верблюдах товары привозит купец,

У хозяев двоятся отары овец;

Тяжек труд земледельческий — вспашка, посев

Но земля им сторицей воздаст под конец.

Благодатною радостью мир напоен,

Бесконечно украшен создателем он!

Материнскою грудью вскормила земля

Все, что солнцем зачал в ней отец-небосклон.

Как не верить нам в милость природы-творца,

Если в мире весеннем щедрот без конца,

Если тучен наш скот, если вдоволь еды,

Если радостно бьются людские сердца?

Дух весны из тихони творит храбреца,

Стали щедрыми все, кроме злого скупца.

Все дивится ликующей силе земной,

Все живет, кроме черного камня-гольца.

Старики одряхлевшие, снега седей,

Согреваются, смотрят на игры детей.

В голубых небесах — певчих птиц голоса,

На озерах по заводям — крик лебедей.

В полночь — яркие звезды, большая луна,

Как же им не гореть, если полночь темна?

Но померкнут они, лишь наступит заря,

Животворного, ясного света полна -

Звезды прочь прогоняет невеста-земля,

Ведь жених ее — солнце,— о встрече моля,

Ждал всю ночь, и свидания час наступил,

И румянец зари покрывает поля.

Только ветер великих просторов земных

Долетит через тучи до звезд золотых

И расскажет, как счастлив с невестой жених,

Как весь мир согревается радостью их.

Ведь всю зиму земля, поседев добела,

Жениха своего терпеливо ждала.

И теперь она вновь, молода и светла,

Засмеялась, запела, как мак, расцвела.

Глянуть прямо на солнце — болеть слепотой.

Я, живущий великой его теплотой,

Только вечером видел, как сходит оно

В свой повитый закатом шатер золотой.

1890

15