Yvision.kzYvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов41 подписчиков
Всяко-разно
18
01:50, 01 мая 2016

Баттхерт по «Восточному»

Несостоявшийся 27 апреля первый пуск с нового российского космодрома «Восточный» вызвал положенный восторг среди местных «любителей культуры и народа России, но противников путинской имперской политики», привыкших высматривать соринки в чужом глазу и гордиться не столько собственными достижениями, сколько чужими неудачами. Правда, радость длилась недолго – уже на следующий день ракета-носитель «Союз-2.1а», благополучно стартовав с «Восточного», вывела на орбиту три спутника. Торжество сменилось унынием и растущей тревогой потерять источник столь любимой у нас халявы.

Выразителем этого чувства стал экономист Магбат Спанов, обвинивший северного соседа в ни много, ни мало нарушении союзнического долга:

«Казахстан никогда за последние 20 лет не повышал стоимость арендной платы [за Байконур]. Конечно, Россия пытается создать определенную независимость [от Казахстана]. Но так с союзниками не поступают, как в отношении нас Россия, которая своими действиями их же и теряет».

Экономист рисует невеселые перспективы «отечественной космической программы» в случае ухода России с Байконура – по его  мнению, в этом случае на них можно ставить крест из-за нехватки необходимых ресурсов, в особенности технических.

Вторит ему и Глава Центра макроэкономических исследований Олжас Худайбергенов:

«Та сумма, которую платит Россия за космодром – совершенно не накладна. Россия намного богаче, чем это воспринимается сейчас. Тем более, что ее космическая отрасль полностью самоокупаемая … [Казахстану] будет не тяжело с точки зрения денег [поддерживать жизнеобеспечение города и комплекса], но практически невозможно с точки зрения кадров и технологий. Поэтому Россия должна (подчеркнуто мною – d-e-m) остаться».

Если честно странно слышать подобные претензии о каких-то моральных долгах другого государства перед нашими космическими амбициями, особенно после самозабвенного литья грязи на «проклятое советское наследство» (тот же Байконур, в частности) отдельными группами наших граждан и пилатовского отношения к этому казахстанских властей. Жить в единой стране с обоюдными «братскими» долгами мы не захотели, променяв ее на капиталистическое «процветание». Воспользоваться в свое время возможностью самому проявить себя в качестве полноценного союзника РФ (признание возвращения Крыма в состав России и независимости Абхазии и Южной Осетии, поддержка российских контрсанкций) тоже не спешили, предпочитая играть в нашу фирменную «многовекторность». Так зачем же предъявлять претензии за то, что нам в принципе не обязаны? Желание России иметь больше свободы в реализации своей космической программы вполне понятно. Тем более, впереди у нее запуски тяжелой ракеты-носителя «Ангара», которые совершенно не хочется подвергать риску со стороны каких бы то ни было факторов, в том числе и политических. Казахстанской же стороне, видимо надо было устроить еще больше отмен и переносов российских пусков по надуманным поводам, организовать и попустить еще больше демаршей клоунов-«правозащитников»-антигептильщиков и принести еще больше свиней к дипломатическим представительствам РФ в Казахстане, чтобы Россия раньше озаботилась созданием условий для нормального функционирования своей программы освоения космоса. И вообще: не умеем сами, так порадуемся хотя бы успехам соседа, вносящего свою лепту в развитие научно-технического прогресса человечества.

Срок аренды Байконура заканчивается в 2050 году. Можно схематично наметить судьбу космодрома до этого времени: постепенный перевод более важных пусков (таких, как, скажем, пилотируемые полеты или программы военного назначения) на «Восточный» с передачей Россией неиспользуемых комплексов и строений Казахстану и соответственным уменьшением арендной платы. Словосочетание «Казахстанская космическая отрасль» сродни чему-то типа «африканского хоккея», и не надо обладать даром прорицания, чтобы предсказать, что будет твориться в казахстанской «епархии» Байконура. У всех на виду судьба бывших советских объектов военно-стратегического назначения на территории Казахстана («Эмба-5», «Балхаш-9» номерные «Аральски», часть «Сары-Шагана и др.), из которых мародерами было покрадено все, что только можно – от содержащих драгметаллы деталей до кровельного железа с крыш. В конце концов, как это у нас уже было не раз, очередной руководитель Байконура, печально разведя руками, констатирует факт полной деградации инфраструктуры космодрома и неспособности его выполнять свои функции, непременно обвинив в этом «разваливших всё предыдущих руководителей», с которых спрос к тому времени будет невелик.

Лично меня подобные перспективы места поистине культового, ставшего для всего человечества воротами в космос, печалят. Как-никак, но Байконур – это единственный не дутый предмет нашей гордости в общемировом масштабе (не «Астана – жас қала» же в конце концов и не наши побасенки про «великие кочевые империи» и «тысячелетия государственности», которые зарубежная публика кушать не станет). Да, строили, развивали и делали ему имя не мы, по большей части эта гордость заключается в традиционном «стоит на нашей земле», но все же…

Вообще, забавляют последние тенденции местной, условно говоря, «национал-патриотической» риторики. Например, еще недавно в этой среде было принято считать угрозу китайской экспансии пугалом, распространяемым российской пропагандой с целью собственного закрепления в регионе. Однако недавние поправки в Земельный кодекс РК, увеличивающие до 25 лет сроки аренды казахстанских земель для иностранных инвесторов, среди которых немало китайских компаний, подняли целый информационный шквал в стиле «Злой Китай ползет на берег, точит свой кинжал». Иные заклятые «друзья» России даже заскулили, что ее военное присутствие у нас слишком мало, и защищать от китайского вторжения она нас не сможет или не будет.

Blog post image

С Байконуром та же история. Еще вчера местных «патриотов» тяготило его присутствие на территории нашей страны, теперь пришел черед обид и переживаний из-за вполне вероятной потери по вине «ненадежного» партнера важного объекта. России, обеспечившей себе возможность смеяться последней, глядя на это, остается только наслаждаться баттхертом по-восточному.

18