Бизнес-культура в действии

Айгуль Тулембаева August 31, 2010
1937
0
0
0

Экономические отношения – это прежде всего человеческие отношения. И экономика – это прежде всего люди. Ни земля, богатая ресурсами, ни высокие технологии, ни даже правильные законы не станут...

Бизнес культура

Экономические отношения – это прежде всего человеческие отношения. И экономика – это прежде всего люди. Ни земля, богатая ресурсами, ни высокие технологии, ни даже правильные законы не станут основой эффективной экономики, если в обществе не имеют места взаимоответственные и взаимодоверительные отношения между людьми, участниками экономических процессов. Какими бы гениальными ни были законы, если люди их не понимают и не соблюдают, то толку от этих законов никакого. А вот если граждане страны имеют высокий уровень культуры взаимоотношений и правильные базовые ценности, то даже при отсутствии законов они смогут плодотворно сотрудничать и повышать взаимную эффективность. Культура – вот главный фактор любой экономики.


Как же сформировать необходимый уровень культуры взаимоотношений в обществе, чтобы люди чувствовали взаимную ответственность, стремились к честности и объективности, культивировали добросовестный труд и уважение к законам? У каждой страны свой рецепт: где-то очень мощное религиозное влияние, где-то сильная идеология, а в некоторых странах – это хорошие традиции. Например, интенсивное развитие капитализма стало возможным в том числе благодаря усилению позиций протестантства, которое побуждает верующего христианина жить и поступать так, чтобы в этой временной жизни своими делами прославить Бога и послужить своему ближнему. Лютеранство, одна из крупнейших протестантских конфессий, является государственной церковью Германии, а также всех Скандинавских стран. Бурный рост экономики Южной Кореи также связывают с тем, что за последние десятилетия протестантство стало самой политически влиятельной конфессией в этой стране.

Одним из самых сильных идеологических воздействий стала знаменитая фраза Кеннеди, которую он произнес, обращаясь к американцам: «Не спрашивайте, что Америка может сделать для вас. Спросите, что вы можете сделать для Америки». В плане традиций можно отметить Японию, граждане которой имеют склонность к накоплению, благодаря чему эта страна обладает высоким уровнем внутреннего инвестирования.

Каким бы путем ни формировались эффективные отношения между людьми в ходе функционирования рыночной экономики, этот процесс занимает опредёленное время, исчисляемое десятками и даже сотнями лет. В Казахстане в силу исторических особенностей культура рыночных взаимоотношений никак не могла сложиться до развала Советского Союза. А после обретения независимости и начала построения рыночной экономики прошло всего два десятка лет. Это ничтожно маленький срок для формирования культуры эффективных партнерских взаимоотношений в обществе, то есть отношений взаимной ответственности между предпринимателями, между государством и частниками, между работодателями и наемными рабочими, между чиновниками и обществом.

Конечно, это не оправдание. И ссылаться на временной фактор нельзя. Ведь после обретения независимости мы имели стопроцентное грамотное население, в отличие, например от Индии и других стран, ставших независимыми. Поэтому формирование рыночной культуры взаимоотношений должно происходить у нас в рекордно быстрые сроки. Причем использовать надо все инструменты воздействия. И в том числе необходимо развивать новые традиции, в частности склонность к накоплению. Всё это можно было бы сделать быстро и эффективно, если бы власть была более ответственна перед обществом. Но по определённым причинам чиновники больше рассчитывают на ответственность общества перед властью.

Бесспорно, мы, все граждане страны, должны отвечать самостоятельно за свою деятельность, благосостояние и сделанные ошибки. Более того, мы должны нести ответственность перед государством: своевременно и в полном объёме выплачивая налоги, соблюдая законность, покупая отечественные товары и услуги. Бизнес-сообщество должно развивать так называемую социальную ответственность бизнеса перед обществом. А фермеры должны страховать свои риски и не просить каждый раз у государства помощи в неурожайный год. В конце концов власти постоянно субсидируют сельхозтоваропроизводителей. Может, не в полном объёме, но тем не менее не бездействуют. Но вот очередной неурожай – и те же самые грабли!

Многие фермеры – практически банкроты. В такой ситуации было бы неплохо предоставить их самим себе, чтобы для них был хороший урок бизнес-ответственности и управления рисками. Но, с другой стороны, это же не их вина, скорее, их беда. Ведь формирование бизнес-культуры не может происходить стихийно или под влиянием случайных факторов. Если на предпринимателей, в том числе фермеров, не воздействуют религия, идеология или традиции, то откуда же взяться у них культуре эффективных партнерских взаимоотношений и высокой ответственности перед государством?

Требовать от фермеров стратегического видения ситуации, планомерного управления рисками, использования маркетинговых технологий и прогнозирования конъюнктуры – всё равно, что требовать от подростков глубокого понимания диалектической философии. Кто-то, например вундеркинды, конечно, понимают, но основная масса от этого очень далека. И что же: наказывать их за это?

В нашем случае государство должно нести большую ответственность перед обществом, даже за явные ошибки представителей общества. Поскольку наши соотечественники ещё не имеют экономического типа мышления и, воспитанные советской системой, рассчитывают на государство и даже требуют от него всяческой поддержки.

С другой стороны, во власти присутствуют так называемые «сливки» общества, которые обладают вышеперечисленными навыками стратегического мышления и эффективного управления рисками, так как обучались в дорогих западных университетах и по идее должны видеть на несколько лет вперед. Соответственно, эти «сливки» просто обязаны нести ответственность за простых людей, которых вырвали из привычной стабильной среды и бросили в стихию рынка и неопределенности, к которой они до сих пор не адаптировались.

Поэтому наказывать фермеров за их недальновидность и рыночную безграмотность, как минимум, несправедливо. И, как максимум, стратегически ошибочно. Ведь новые фермеры не появляются каждый год, а формирование эффективной бизнес-культуры медленно, но продвигается. Надо дать им время, и необходимо осуществлять соответствующее воздействие, чтобы все фермеры в будущем могли самостоятельно противостоять любым проблемам, в том числе засухам и неурожаям.

Опубликовано в Газете "Мегаполис" от 30.08.2010

Оцените пост

0