Yvision.kzYvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов41 подписчиков
Всяко-разно
14
13:34, 24 апреля 2016

«Онай» – на восточном фронте без перемен

С октября прошлого года на жителей Алматы всей своей тяжестью свалился прогресс в области функционирования общественного транспорта. Как «в  Европе и в лучших домах Филадельфии» началось внедрение безналичной оплаты за проезд. Единая транспортная карта «Онай» (от казахского – «просто», «легко») по планам новаторов должна была положить конец всем неудобствам передвижения в алматинских автобусах и троллейбусах. Осенний период отводился под адаптацию жителей города к нежданному счастью, в январе «Онай» в добровольно-принудительном порядке вступал в безраздельное царствование над денежными потоками оплаты за проезд. Кондукторы в автобусах частных автопарков должны были уступить свое место терминалам безналичной оплаты, та же судьба ожидала их аналог в муниципальном транспорте – валидаторы. Причинять прогресс и наносить порядок было поручено Транспортному холдингу Алматы во главе с Рифатом Абдурамановым, человеком уже имевшем немалый опыт в борьбе с «пассажирами» в качестве президента компании «Перформия-Казахстан».

Blog post image

Рифат Абдураманов против «пассажиров». Они не пройдут!

Пиар-прикрытие для просвещения темного и не привыкшего к подобным «благам цивилизации» населения Южной столицы, которое в период «двоевластия» наличной и безналичной оплаты не спешило приобщаться к прогрессу и уверенно голосовало деньгой в пользу первого варианта, было организовано поистине масштабное. Пресс-конференции главы Транспортного холдинга с ̶з̶а̶р̶а̶н̶е̶е̶ ̶с̶о̶г̶л̶а̶с̶о̶в̶а̶н̶н̶ы̶м̶и̶ животрепещущим вопросами и статьи п̶р̶о̶п̶л̶а̶ч̶е̶н̶н̶ы̶х̶ неравнодушных блогеров и журналистов сотрясали казахстанские СМИ. Горожан заверяли в удобстве новой системы оплаты, благодаря которой должны были исчезнуть все негативные атрибуты алматинского общественного транспорта, противников «добровольного и с песней» внедрения «Оная» клеймили луддитами и мракобесами, а водителей автобусов – чуть ли не мультимиллионерами, которые в особо крупных размерах расхищают предназначенные для улучшения транспортного сервиса денежные средства. Особенно старался сам глава Транспортного холдинга – его речи были выдержаны в лучших традициях выступлений товарища Бендера в васюкинском шахматном клубе и рисовали будущее алматинского городского транспорта в самых радужных тонах (естественно только при условии скорого и безальтернативного внедрения его детища).

С момента ввода безналичной оплаты за проезд в Алматы прошло более полугода и самое время подвести неутешительные итоги – система «Онай», призванная сделать проезд в общественном транспорте удобным и привлекательным, по факту совершила обратное. Практически все её обещанные плюсы банально не работают, и улучшений на горизонте не видно. Пройдемся по пунктам.

Начнем с неудобства безналичной оплаты проезда как таковой. Для ее использования необходимо искать пункт пополнения карты, часто испытывая при этом определенные трудности. И если молодым еще не так тяжело побродить по окрестностям и сделать лишний крюк во время поисков, то каково приходится пожилым людям, которым и до остановки-то дойти целая эпопея?

Blog post image

Тузик сдох… Попытка забросить деньги на транспортную карту закончилась отправкой платежного терминала в коматозное состояние

Пополнить карту мало – теперь еще важно всегда таскать ее с собой. Забыл случайно карточку дома (скажем, в другой куртке или брюках), и путь в общественный транспорт тебе заказан. Хуже всего в этом плане льготникам, обладателям именной карточки «Онай». В случае ее утери им снова придется восстанавливать карту, заплатив за ее перевыпуск 320 тенге, а на это время покупать себе обычную карту, снова заплатив 320 тенге, да еще и за проезд платить полную стоимость!!! К чему эти сложности, когда раньше можно было просто зайти в автобус и оплатить проезд кондуктору, не отягощая свои мозги  корявой пародией на прогресс?

Еще один немаловажный момент. При оплате наличными, если транспорт не довезет пассажира до места назначения (скажем, в случае выхода из строя или аварии), тот может не платить за не оказанную до конца услугу и искать себе удобный способ дальнейшего движения к цели (что вполне справедливо, учитывая, что перевозчиком ему итак доставлены неудобства). При безналичной оплате, которая взимается до фактического оказания услуги, в этом случае пассажиров ждет либо нудная пересадка на другой «борт». Вот как описывает этот эпический процесс пресс-служба Транспортного холдинга:

«Согласно договоренности между ТОО «Транспортный холдинг города Алматы» и компаниями-перевозчиками при проблемах с работой терминалов автобус не может перевозить пассажиров. Он обязан остановиться, к месту остановки в течение 15 минут приедет контролёр «Онай», который с помощью своего терминала выдаст пассажирам пересадочный билет, с его помощью пассажиры смогут в течение 90 минут продолжить свой путь к необходимому месту на следующем транспортном средстве того же маршрута, не оплачивая повторно за проезд».

То есть расплачиваться за ненадежных перевозчиков снова придется пассажирам – либо простаивая на остановке по их вине минимум лишних 15 минут, либо отдавая  им кровные 80 тенге в качестве подаяния. В общем, куда проще для многих было раньше, когда можно было просто садиться в автобус, ехать до места назаначения и платить по факту оказанной услуги, не забивая себе голову вопросами, не забыл ли «драгоценную» карточку, как и где пополнить ее баланс и сколько еще денег осталось на счету.

Неудобство безналичной оплаты заключается также в трудности фиксации факта оплаты за проезд. Билетов никаких не дается, и в случае сбоя проверочного оборудования у контролёра доказать то, что ты оплачивал за проезд и не обязан выплачивать солидный штраф (около 4000 тенге!) не получится никак. В канувших в Лету валидаторах, например, подобная ошибка так и не была изжита до самого конца их службы, но там хотя бы сразу было видно, что твоя оплата устройством не засчитана.

Отметим и такой парадокс – даже имея на руках достаточную для оплаты проезда сумму в 80 тенге, без транспортной карты воспользоваться общественным транспортом все равно невозможно. Ведь с новой системой мало платить за проезд, надо еще заплатить за право платить за проезд. В очередной раз создаются лишние трудности, особенно тем, кто пользуется общественным транспортом от случая к случаю (скажем, автомобилистам). А насколько «удобной» будет подобная система оплаты иностранцам можно узнать из этого репортажа.

320 тенге – а почему именно такой стоимостью была оценены копеечные пластиковые карточки, которых в день можно легко наштамповать десятками и сотнями тысяч? Не скрывается ли здесь еще одна возможность подзаработать по принципу «с миру по нитке»? Из 320 тенге, собранных практически с каждого из жителей миллионного города и тысяч приезжих, сумма складывается вполне солидная. Конечно, нас уверяют в возможности сдать карточку (при наличии чека, который до сего прекрасного дня еще необходимо сохранить!) и получить обратно полную ее стоимость. Но много ли кто захочет ехать за этим в офис Транспортного холдинга, тратя время и половину возвращаемой суммы на проезд туда и обратно?

Исчезновение кондукторов для пассажиров также небольшое, но все-таки неудобство. Как-никак, а кондуктор – это второй член экипажа, который не только собирает оплату, но и может подсказать нужную остановку, помочь загрузить в салон тяжелую ручную кладь или детскую коляску. Я уже не говорю, о том, как мешают пассажирам шныряющие по салону итак забитого под завязку в часы-пик автобуса  контролёры «Онай» вместо тихо-мирно стоящего у дверей кондуктора. Водитель при отсутствии кондуктора становится перегруженным обязанностями: он не только должен вести транспортное средство и наблюдать за дорогой, но и стараться контролировать процесс оплаты проезда (именно так происходит сейчас), а также следить за сохранностью терминалов оплаты, за которые он материально ответственен. Это безусловно сказывается на качестве оказываемой услуги. Недавняя моя поездка по проспекту Суюнбая на автобусе №86 проходила под трагикомические беснования водителя, угрожавшего прекратить движение по маршруту и вообще «заглушить на хрен мотор» из-за того, что не все входящие оплачивают проезд. Пиарщики «Оная» в свое время рассказывали нам немало сказок о грядущем повышении культуры обслуживания в общественном транспорте, но теперь можно с грустью констатировать, что от раздраженных водителей, ставших всего лишь бесплатным приложением к терминалу оплаты, подобного ждать сложно.

Борьбу с оплатой проезда мимо кассы предполагается вести путем предписания транспорту с неработающим терминалом возвращаться в парк. По факту, получается искусственное понижение надежности транспортного средства дополнительным фактором – даже, если оно физически способно перевозить пассажиров, ему придется уходить с маршрута.

Все чаще становится заметным еще одно неприятное свойство терминалов «Онай» – они периодически с завидным постоянством отказываются принимать оплату за проезд, даже при достаточном балансе. Просто сами по себе ревут и светят красным косым крестом, хотя денег на счету хватает – все заметили? Я убеждался в подобном неоднократно. Как это способствует удобству проезда в общественном транспорте, понимают, думаю, все. Представим себе автобус в час пик – очередь к терминалу из дюжины пассажиров заканчивается аж на улице, водитель, а вместе с ним и полный салон, ждет, пока все войдут внутрь, а шайтан-машина брыкается, аки дикий мустанг, и оплату принимать категорически не желает. Пока все оплатят, войдут, и можно будет двигаться дальше, проходит немало времени – как такое «удобство» поминают «словом ласковым и незлобивым» пассажиры можно себе только представить. Подобные неполадки в работе системы, по-хорошему, можно было бы выявить и исправить еще на осенней пробной стадии. Более того, полагаю, они и были выявлены, но, выносить на свет божий неудобные факты и откладывать 100% внедрение «Оная», очевидно, никому было не нужно.Blog post imageВиной отказа терминалов «Онай» принимать оплату можно посчитать тот факт, что баланс карты был пополнен перед самой поездкой и еще не успел быть учтенным системой. Со всей ответственностью заявляю, что это не так. Во-первых, подобные неполадки замечались мной неоднократно и без указанного выше обстоятельства. Во-вторых, сам глава Транспортного холдинга в конце января говорил:

«… Период связи терминалов в автобусах с нашим процессинговым центром – 5 минут. То есть мы считали, что между пополнением пассажиром карточки и его поездкой никак не может быть меньше 5 минут. Но на практике мы столкнулись с иной особенностью менталитета: большинство горожан все делает в последний момент. Есть пассажиры, которые пополняют карточку и тут же садятся в автобус. Поэтому с 25 января мы сокращаем этот интервал до 1 минуты».

Правда и в этом случае все сказанное, мягко говоря, не совсем правда – до сих пор можно проехать в автобусе с дюжину остановок в тщетных попытках воспользоваться свежезаполненной карточкой «Онай» по назначению (правда, при наличии недавнего чека с платежного терминала, можно  таким макаром на законных основаниях доехать до нужной остановки и проезд не оплачивать вообще).

Blog post imageХотели, как лучше, получилось, как всегда...

Хуже этого, может быть только одно – когда один из терминалов оплаты (чаще всего, по моим наблюдениям, страдает устройство у второй двери) отказывается работать вообще. Тогда несчастные пассажиры вынуждены входить через обе двери, а потом, создавая давку, с боями пробиваться к работающему устройству и возвращаться назад. Удобство! Усугубляет положение тот факт, что прикладывать злосчастную карточку к считывающему устройству обязаны все пассажиры, даже пенсионеры и обладатели недавно появившихся с горем пополам проездных: это сделано якобы для определения реальных пассажиропотоков на маршрутах с целью их оптимизации. Хотя на одной из пресс-конференций Транспортного холдинга представитель фонда «Общество и право» Булат Анетов заметил, что подобные данные нужно добывать трудами статагенства РК, а не путем истязания несчастных горожан (на что глава холдинга вместо ответа затянул старую песенку про то, как благодаря «Онаю» н̶а̶ш̶и̶ ̶к̶о̶р̶а̶б̶л̶и̶ ̶б̶у̶д̶у̶т̶ ̶ б̶о̶р̶о̶з̶д̶и̶т̶ь̶ ̶п̶р̶о̶с̶т̶о̶р̶ы̶ ̶Б̶о̶л̶ь̶ш̶о̶г̶о̶ ̶т̶е̶а̶т̶р̶а̶ граждане будут пересаживаться из собственных авто на автобусы и троллейбусы).

А как же улучшения в работе водителей ОТ? Ведь, по словам пиарщиков «Оная», виною в неравномерном графике движения транспорта, езде водителей разных маршрутов наперегонки между собой и отстаивании на остановках был пресловутый план по сбору денег за проезд, спускаемый сверху руководством автопарков. Эти позорные пережитки прошлого, наверное, уж точно изжиты?.. Да черта с два! Казалось бы, ставшие бессмысленными отстаивания автобусов продолжаются дальше: например, завсегдатаи 37-го маршрута смогут без ошибки перечислить такие остановки при движении автобуса в восточном направлении по улице Толе би – автовокзал Сайран, улицы Баумана и Байзакова. В районе «Саяхата» также сохраняется привычный хаос со стоящими в два ряда автобусами. Ситуация с пролетами мимо остановки на полной скорости стала даже хуже – если раньше пара пассажиров была для автобусников источником какого-никакого дохода, то теперь их, прождавших своего маршрута, быть может, добрые полчаса, немотивированные водители могут с чистой душой оставить куковать там дальше, если жать на тормоз совсем лень. Пересадки с автобуса на автобус никуда не исчезли – маршрут №63 балуется этим периодически в микрорайоне Орбита. Печально известное «байгование» также  продолжается, причем приобретает какие-то совсем страшные формы – на исходе зимы «товарищеский матч» нашего 92-го «Ютонга» с 86-м «Хёндеем» в районе аэропорта вызвал гневные претензии к водителю, решившему, похоже, угробить сразу весь автобус, но флот не опозорить (по привычке, что ли, они это делают?). Совсем уже дико выглядит на фоне звонких фраз о пришествии порядка в сферу общественного транспорта приснопамятные «контролёры времени», следящие на остановках за интервалами движения автобусов и получающие за труды полтинники от водителей. Они чувствуют себя все так же вольготно и вовсе не думают пропадать в небытие.

Немного проливает свет на ответственность водителей за сборы выручки недавнее интервью директора  ТОО «Green Bus Company» Бауырджана Кулишева. Из него следует, что пресловутый «план», подобен мёду из песенки Винни-Пуха: он вроде есть («40 маршрутов – все выполнили план, все получили зарплату...»; «Эти маршруты выполнили план всего на 70-73%. У них план – 38 тысяч тенге. Если мы делим на 80 тенге – это 475 человек. Это очень мало. Они в среднем 332 человека провезли. В три часа пик минимум 300 человек возит автобус. Плюс остальное время они должны провезти 200 человек. Да, есть 40% безбилетников. Мы их не учитываем. Но они всё равно должны привезти»), но его как бы нет («В интервью корреспонденту informburo.kz Баурджан Кулишев рассказал, какие изменения планирует Green Bus company. Первым делом после внедрения электронной системы оплаты проезда поменяли систему оплаты водителям. Директор заявлял, что теперь их доход не зависит от собранного плана»).

Печально, но пропагандисты системы «Онай» – причем из числа самых высокопоставленных – используют в своих дифирамбах полуправду, то есть самую худшую ложь.

«Это все международный опыт, мы ничего нового не придумали. Раз у них за границей получилось, и у нас получится»,

– хорохорится аким Алматы Бауржан Байбек. Все верно, за рубежом безналичная форма оплаты проезда активно используется, только дублируется она возможностью оплаты наличными, о чем наши «просветители» стыдливо умалчивают. Подобная система, есть и в Чехии, и в Венгрии, и в знакомой Байбеку не понаслышке Германии. Почему там собранные за проезд деньги исправно доходят до бухгалтерии, и эту проблему не решают за счет нервов пассажиров? Не отстает от акима и Рифат Абдураманов:

«Могу на цифрах показать, что большинство граждан Алматы за «Оңай» проголосовали не словами, а действием. По данным на 22 января, 321 959 алматинцев купили и пользуются картами «Оңай», 21 января было произведено 636 377 транзакций.».

«…а что касается свободы выбора… Я вам уже цифры назвал: свыше 700 тыс. карт находится на руках алматинцев, люди считают, что им это удобно».

Выглядит все это, конечно, внушительно, если не считать, что успехи безналичной оплаты достигнуты банальным принуждением к ее использованию, и без альтернативного варианта эти цифры, по сути, совершенно ничего в ее пользу не говорят. Осенью, когда еще сохранялась возможность оплаты наличными, можно было собственными глазами увидеть востребованность «Оная» среди населения: карточками пользовались в основном школьники и студенты, которым их раздали по месту учебы. Бьюсь об заклад, что если сейчас вернуть возможность оплаты наличными деньгами большинство уже привыкших к безналу пассажиров вернутся к старому, более удобному для основной массы горожан, варианту. Хотел бы я тогда поглядеть на отчеты гражданина Абдураманова, который пока что нисколько не стесняется транслировать личное и весьма своеобразное видение свободы выбора:

«Тем не менее, право выбора у человека есть всегда: он может передвигаться либо на общественном транспорте, либо на такси».

Рассмотрев все вышеуказанные факты, теперь уже можно смело констатировать горькую правду. Позиционировавшийся как ультимативное средство решения всех проблем общественного транспорта Алматы, «Онай» по сути своей являлся просто средством перераспределения денежных потоков в области пассажирских перевозок из рук перевозчиков в руки представителей Транспортного холдинга. Удобство нововведения для рядовых пассажиров было вынесено за скобки, как нечто не самое важное. Более того, все по возможности делалось максимально за счет нервов и денег простых пассажиров (например, обеспечение всех пассажиров транспортными картами за их же счет и по явно завышенной во много раз цене). Средства столь необходимые для закупки нового подвижного состава и ремонта старого были вбуханы в оснащение автобусов терминалами оплаты – по 3000 евро на каждую транспортную единицу, а всего около трех миллиардов тенге! Нас пытаются утешить, что инициатива реализуется при помощи частных инвесторов, что еще более огорчает, ведь отдавать им позже придется не только вложенные средства, но еще и дивиденды к ним. Впрочем, перед глазами до сих пор стоит пример внедрения валидаторов – на устройства стоимостью 2000 долларов также возлагались надежды по наведению порядка в сфере алматинского ОТ, что не помешало отправить их через несколько лет использования на свалку истории. То же самое, уверен, ожидает впоследствии и «Онай». Пока же онайские пропагандисты все реже и тише вещают про сэкономленные новой системой средства, которые будут направлены на улучшение транспортной инфраструктуры, а в новостях уже проскальзывают робкие голоса о необходимости повышения оплаты проезда до 100 тенге для закупки новых комфортабельных автобусов.

В новостях Транспортный холдинг теперь периодически публикует только бодрые победные реляции – отчеты о собранных за проезд средствах. На очереди у доморощенных новаторов подготовка к броску на Астану, Шымкент и другие казахстанские города. Заниматься улучшением того, что при любом раскладе итак уже остается под ними, им, очевидно, недосуг. По сути, в плане связи со своими клиентами – пассажирами автобусов-троллейбусов – ничего кроме яркой уличной рекламы и пиар-шабашей горе-рационализаторами сделано не было. Даже элементарный ликбез, как можно использовать кнопки на терминале оплаты для проверки баланса или еще чего другого, в виде плакатов в салонах транспортных средств не был проведен – все силы ушли на постройку воздушных замков и засорение эфира небылицами о светлом будущем под чутким руководством Транспортного холдинга.

Blog post imageНурлан Абдуллин, артист безусловно талантливый, но его желание подзаработать на рекламе всего, что только можно, уже начинает забавлять. Вот и в «Онай» наш «Абдулла» умудрился вляпаться. А сам-то, интересно, как часто на автобусах катается?

Закончить можно еще одной цитатой Рифата Абдураманова, ярко демонстрирующей всю его степень владения вопросом:

«Кроме того, если подсчитать все праздники, отпуска и выходные дни, получится, что почти полгода человек транспортом не пользуется».

Вот так в представлении главы Транспортного холдинга обычным пассажирам общественный транспорт нужен только для поездок на работу. В нерабочие дни им полагается сидеть дома, а не разъезжать в гости к друзьям и родственникам или в места развлечений. Ярко сквозит здесь отношение лощеного буржуа, которого в автобус мятным пряником не заманишь, к передвигающейся на «лоховозах» рабсиле. После этого неудивительно, что правило «Клиент всегда прав» в отношении пассажиров общественного транспорта у нас не работает и работать не собирается. Писано не про них…

P.S. Данный пост проплачен частными автопарками, водителями автобусов, кондукторами, лично Путиным и мировой масонской закулисой.

14