Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 771 постов41 подписчиков
Всяко-разно
0
09:32, 16 июля 2016

Информационное ожирение

Blog post imageУ моего друга есть собака. Он ее очень любит и заботится о ней так, как иные родители не заботятся о своих детях. И вот однажды он повел ее в клуб собаководов на очередной осмотр и тренировку. И оставил ее в тренерской комнате с ее подругой - другой собачонкой. Обе породистые, но глупые, потому что, оставшись одни - они открыли шкафчик, обнаружили там кучу пшена в целлофане и сожрали его вместе с этим целлофаном. Друг потом три ночи не спал. Потому что говорили, что возможно потребуется хирургическое вмешательство, чтобы вытащить целлофан из его собаки. Слава богу, все обошлось.

А мне этот случай напомнил современного человека. Для нас интернет - и частные его проявления - это та же пшенка в целлофане для собак. Мы после веков информационно-социального голода -вдруг дорвались до дешевого и совсем не энергозатратного способа его удовлетворения - до халявной пшенки в целлофане. Если раньше, чтобы получить новое знание, нам нужно было идти в библиотеку, находить книгу, корпеть над нею, а чтобы познакомиться с новыми людьми - идти в клуб на танцы, то теперь нам подают эту информацию и новых знакомых прямо в постель. И вот мы, сломя голову, торопимся нажраться. Мы заглатываем и информацию и новые социальные контакты так же, как те бедные собаки жрали пшенку. Мы просто не можем остановиться. У нас открыты новые запасы еды - а мы еще не выработали правильную культуру по ее употреблению.

Есть хороший утопический мультик про осадки в виде фрикаделек, когда с неба на людей вдруг посыпалось как из рога изобилия всевозможная гастрономия. Примерно то же и происходит сейчас, наступила эра информационного изобилия. Но при этом изобилие наступило настолько внезапно, что человечество еще не успело оправиться и выработать нормы культуры потребления этой информации. Хотя, возможно, к информационному потреблению можно применить аксиомы гастрономического потребления:

«Если я недоел, значит, я наелся. Если я наелся – я переел. Если я переел – я отравился».

Мозг - схож по функционалу с желудком. Он работает с информацией примерно также как желудок работает с едой. Единственное, что ему не удается, это пропустив через себя информацию, полностью избавиться от нее. Он хранит ее, перерабатывает, копит, для того, чтобы однажды все это актуализировалось.

И возможности мозга по хранению и переработке информации ограничены. Да, произошел резкий скачок в доступности информации, но такого же эволюционного скачка, соизмеримого с ростом объема информации, с мозгом не произошло. И мозг по-прежнему архаичен. Он имеет довольно простой процессор, со слабой операционной памятью. И объемы информации, которые сейчас заливаются в него, попросту блокируют его, кладут сервера.

И пока нет развитой информационной диетологии, нет никаких объективных замеров - что может мозг и что не может. И мы продолжаем отравлять мозг перееданием.

По сути, перед нами встала новая проблема - схожая с проблемой физического ожирения – проблема информационного ожирения.

Побочным эффектом обычного ожирения являются – ухудшающееся самочувствие на физическом плане. Побочным эффектом мозгового информационного ожирения являются: апатия, плохое настроение, сниженная работоспособность, неумение сосредоточиться на одном деле, общий сниженный тонус.

Вангую - вот будет примерно такое будущее, когда люди, наконец, смогут считать инфокалории. Введут понятие цифровое ожирение, информационная диета, раздельное информационное питание и прочее.

Возможно, скоро все агрегаторы поставщики большого количества переработанной информации - видеоканалы, социальные сети, новостные порталы - обяжут указывать некую "калорийность" того или иного продукта.

Понятно, что информация будет классифицирована также как и еда.

Будет класс простых углеводов - социальные сети, видики и прочая дребедень. Класс жиров - котики и прочее. И класс белков - книги, научно-познавательная литература. Витамины – духовная и иная литература, вдохновляющая и стимулирующая созидательный мыслительный процесс.

И на основе этих данных будет выработана некая дневная норма - в 2000 килокалорий. И люди будут стараться соблюдать эту норму потребления информации. Возможно, даже введут концепцию раздельного питания. Углеводы нельзя есть с белками и прочее.

Появятся эксперты правильного информационного питания. Различные сбалансированные диеты.

Люди будут отказываться от просмотра глупых видео - со словами "о нет, этого я себе не могу позволить. Тут целых триста калорий, а у меня суточная норма уже выполнена". Или "я не смотрю калорийных видиков после шести".... или «я не хочу перебивать себе аппетит углеводным сайтом – мне предстоит поесть хорошего информационного стейка в виде пяти глав вдумчивой книги». Или «Вчера был у информационного диетолога. Взвесился – целых 10 инфокилограмм лишних набрал при моей норме веса 80 инфокило… Сейчас на разгрузочной диете…»

Как бороться с информационным ожирением?

Хотелось бы, чтобы подобное понимание и измененные подходы применялись в первую очередь к воспитанию детей.

Если сейчас разумные родители не дают детям есть пустые калорийные жирные чипсы, то со временем они поймут, что от смарфтонов с их бесконечным потоком игр, примерно такой же вред.

Часто, родители дарят детям в раннем возрасте смартфоны, которые являются безлимитным источником условных информационных углеводов. И дети перебивают себе аппетит, и уже не способны получить и усвоить новые полезные знания. Они смотрят пошлые видики (кстати, рассматривать на переменах порнографию - это достаточно распространенное явление в школах), чрезмерно поглощены играми. И у них не остается места в мозгу и сил для усваивания более качественной полезной информации, способствующей их интеллектуальному росту.

Так же как сейчас в школах борются с продажей вредной колы и чипсов, следует бороться с  проносом смартфонов, чтобы дети не вредили себе и не зарабатывали информационного цифрового ожирения.

Наилучшей профилактикой информационного ожирения является:

-  умеренное осознанное разборчивое потребление информации

- разгрузочные часы или дни, когда потребление новой информации сводится к нулю

- развитие вкуса к качественным источникам информации – художественным книгам, классической музыке

- медитация, как идеальная форма разгрузки мозга

- общение с близкими людьми в режиме офф-лайн в режиме полного погружения без перерыва на заглядывание в смартфон

- прогулки, спорт

- творческие занятия

- хороший длительный своевременный сон не менее 7-8 часов

И главное осознавать, что мы не собаки, которые не в силах устоять перед пшенкой в целлофане. Мы разумные существа, у которых пока еще есть шанс. И нам нужно его умело использовать.

 
0
2068
0