Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов41 подписчиков
Всяко-разно
7
01:52, 22 марта 2016

Кому выгоден страх?

Хочу рассказать об одном случае из своей жизни. Хоть и стыдно, и тяжело об этом говорить, а молчать ещё тяжелее.

Осталась я дома одна. Вдруг слышу – стучат в дверь. Я подошла. Стучала подруга детства, с которой я давно не виделась. Руки мои уже лежали на задвижке, когда я подумала: мало ли с кем она теперь водится, у неё брат пьяница, первый муж уголовник. Я не открыла. Она ушла, а я, не в силах отойти от двери, так и стояла, вцепившись руками в замок. Стояла и плакала. И вспоминался мне рисунок в «Советской России» - обезьяны в клетке и люди за решёткой. И горькое стихи под ним:

«Ваши предки, наши предки

На одной сидели ветке.

И теперь мы вместе в клетке.

Металлические двери,

Зарешёчены дома…

То ли люди стали звери,

То ли Родина – тюрьма?

В самом деле, чего мы лишились! Кто это придумал, что народ, выбирающий порядок вместо свободы, недостоин ни того, ни другого? Не существует ни свободы без безопасности, ни безопасности без свободы.

Резкое падение уровня социальной защиты, с одной стороны, породило массу люмпенов, живущих криминалом. С другой – чувство социальной незащищённости многократно усилило чувство незащищённости перед криминалом.

Всё так. Но почему же в дореволюционной России при такой же (если не большей) социальной незащищённости такого массового страха перед преступностью не было? Во всяком случае, в литературе он следов не оставил. Даже на Сахалине, куда ссылали в основном уголовников, ни среди вольнопоселенцев, ни среди коренных жителей, ни среди немногих политических ссыльных такой сильной боязни не было.

Стало быть, дело здесь не только в отсутствии чувства защищённости. Не додумались в царской России до манипуляции сознанием с помощью страха перед криминалом. У нас же теперь через все СМИ, и прежде всего, через телевидение, нагнетается специфическая фобия. Редкая газета у нас выходит без натуралистического описания различных преступлений, и редкая новостная передача не уделяет этому хотя бы полминуты. Даже художественные произведения включились в нагнетание подобных страхов: достаточно посмотреть, какого рода книги навязываются казахстанцам. Низкопробные детективы, авторы которых, кажется, соревнуются в том, у кого трупов больше, да кто опишет убийство покрасочнее. С телевидением – та же самая картина. Открываю в местной газете программу телевидения – на 8 каналах которые представляет эта газета – из 44 фильмов 15 – триллеры, боевики, детективы. А из 5 анонсируемых фильмов 3 относятся к таким к таким категориям.

И что должен почувствовать человек, начитавшийся и насмотревшийся такого? Только страх перед другими людьми. Культивируется этот страх властью не случайно. Очень уж он выгоден антинародному режиму. Индивидуальный инстинкт самосохранения приглушает коллективный, чрезвычайно для него, режима, опасный.

Как этому противодействовать – я, честно говоря, не знаю. Может быть, имеет смысл мобилизовать наших психологов? Проблема-то острая.

Алеся Ясногорцева

«Коммунист Казахстана» 23 декабря 2005 года.

 
7