Одной из основополагающих целей государственного регулирования в реализации фискальной политики является сохранение паритета социальной ответственности и интересов развития рыночной экономики.
Автор
Недавнее заявление вице-премьера Республики Казахстан Д.Назарбаевой на расширенной коллегии министерства здравоохранения и социального развития о необходимости выведения в правовое поле самозанятого населения и исполнения гражданских обязательств стало предметом активного обсуждения в социальных сетях и вызвало неоднозначную реакцию интернет сообщества, отчасти воспринятое как дополнительное навязываемое бремя, адресованное к социально уязвимым слоям населения с низким уровнем доходов.
В мировой внутриполитической практике подобные публичные предложения являются приглашением к открытой дискуссии позволяющей озвучить различные точки зрения с одновременным мониторингом появления частных гражданских инициатив стимулирующих законотворческую деятельность профильных государственных институтов, также являясь сигналом ответственным должностным лицам к пересмотру сложившегося внутриведомственного видения для поиска эффективного решения внутри государственного механизма.
Термин «самозанятый» используется применительно к категории трудоспособных лиц находящихся вне легального поля регулируемых государством общественных отношений, возникающих в процессе оборота товаров и услуг, без выполнения налоговых и иных гражданских обязательств.
С точки зрения проводимых экономических реформ наличие самозанятого населения является продолжением и естественной составляющей идеологии рыночных отношений, то есть перехода к самообеспечению, самореализации в способах извлечения дохода, поощрению частной инициативы, как и назревшая на данный момент необходимость выведения этой категории лиц в правовое поле, что также является естественным процессом экономической истории страны.
В связи с чем, мотивация к переходу в легальное поле также должна происходить посредством рыночного воздействия и требует комплексного подхода, включающего в себя решение проблем развития экономики регионов страны, вывода самозанятых из теневого сектора экономики, создания инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства, облегчения доступа к рынкам капитала и не имеет решения в рамках одного законопроекта или реформы, в том числе в виду значительной разнородности данной категории лиц по уровню доходов - от разнорабочих и лиц оказывающих услуги частного извоза, репетиторов и садоводов до высокооплачиваемого дизайнера и художника, предоставления услуг в строительстве, сфере развлечений, шоу-бизнесе и т.д.
Исходя из изложенного, вовлечение в поле государственного регулирования самозанятых лиц с низким уровнем доходов расходуемых на удовлетворение лишь базовых потребностей с деятельностью носящей зачастую временный и нестабильный характер, в настоящее время не актуально.
Негативные проявления:
- неисполнение налоговых и социальных обязательств перед государством;
- отсутствие эффективного механизма правовой защиты потребителей представляемых товаров и услуг;
- неурегулированость трудовых отношений самозанятых.
Причины не вовлеченности в легальное поле:
Основной причиной отсутствия мотивации регистрации бизнеса категории самозанятых лиц с достаточным уровнем дохода, является субъективное мнение об отсутствии позитивного влияния на развитие бизнеса, его улучшение и продвижение.
Предлагаемое решение:
С точки зрения потребителя, качество услуг и возможность их быстрого оспаривания является приоритетом относительно наносимого ущерба фискальным органам, в связи чем данный момент и является точкой соприкосновения интересов потребителя с интересами государства.
При этом одним из возможных решений явилось бы введение «Обязательства о соответствии» представляемых товаров и услуг, которое не устанавливает соответствие качества продукции государственному стандарту и общепринятым нормативам, а будет лишь указывать на добровольное их соблюдение в соответствии с установленными требованиями безопасности и допустимости.
Способ регистрации:
- добровольная регистрация в уведомительном порядке, в порядке обмена письменным обязательством со стороны поставщика и установленным регламентом со стороны территориальных подразделений Комитета по защите прав потребителей Министерства национальной экономики (далее – Комитета).
Разрешение споров по качеству услуг:
- посредством института медиации совместно с созданными комиссиями территориальных подразделений Комитета.
Цели введения «Обязательства о соответствии»:
- в условиях конкуренции и неуклонного повышения спроса на качественные товары и услуги, наличие у поставщика «Обязательства о соответствии», как минимального порогового элемента доверия вкупе с государственной гарантией защиты прав потребителей, приведет к постепенному вовлечению в правовое поле исследуемой сферы общественных отношений, путем увеличения количества зарегистрированных в уполномоченном органе лиц;
- создание действенного механизма работы Закона о защите прав потребителей;
- улучшение качества предоставляемых услуг со стороны поставщиков товаров и услуг;
- разгрузка судебной системы, путем разрешения вопросов медиаторами и профильным комитетом.
Сопутствующие меры:
- освещение в СМИ, путем создания тематических программ на государственном телевидении.
Дополнительные меры:
По «восходящей» от «Обязательства о соответствии», ввести следующие 2 степени классификации:
1. «Соглашение о соответствии» – добровольное заявление о соответствии представляемых товаров и услуг принятым международным или иным стандартам и оценкам, превосходящие принятые пороговые нормативные требования.
Способ регистрации:
- добровольная регистрация, в порядке предоставления подтверждающих заявленный уровень качества сертификатов, лицензий, отзывов и заключений профильных экспертов (в том числе от международных организаций) в территориальные подразделения Комитета.
2. «Знак качества» - добровольное заявление о значительном (или эксклюзивном) опережении принятых нормативных требований к данному виду товаров или услуг с оригинальными решениями и привилегиями для потребителей.
Способ регистрации:
- добровольная регистрация, присваивается после проведенного, при участии комиссии территориальных подразделений Комитета, исследования для подтверждения заявленных качественных характеристик.
Заключение:
Предлагаемое нововведение не усложняет действующую систему взаимодействия между государственными органами и не меняет методику регулирования общественных отношений оказания услуг и поставки товаров, а лишь добавляет координирующую «связку» между уполномоченными органами, потребителем и поставщиком на основе соприкосновения взаимных интересов.