Yvision.kzYvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов41 подписчиков
Всяко-разно
6
00:53, 21 марта 2016

Наурыз и род Кожа появились в степи одновременно

Наурыз, судя по личным именам, известен у казахов давно, примерно с начала 18 века. Письменные источники и предания донесли до нас имена двух Наурызбай батыров:

  1. Шапырашты Наурызбай Куттымбетулы, - о котором есть упоминания у Карла Миллера 1742 года.
  2. Наурызбай, - брат и сподвижник Кенесары, о котором есть упоминания в русских сводках от 1844 года.

В письменных источниках о наурызе, среди казахов, есть упоминания у Левшина, 1832 год, где он говорит, что Наурыз, это начало года, и с него начинается месяц Кокос.

"Год у- киргизов начинается с марта месяца. Первый день оного называют они науруз, т. е. новый год; и месяцам дают наименования зодиакальных знаков.

Разделение сие вошло к киргизам в употребление вместе с магометанскою религиею, а потому немногие и употребляют оное: большая часть знает только весну, лето, осень и зиму, не различая месяцев.

Некоторые же дают им еще другие названия: март — кокос; апрель — мамыр; май — мамрай; июнь — аряй; июль — чилдай; август — сюнбуля; сентябрь — сара-жатамыз; октябрь — карачакаус; ноябрь — джютти-часкан; декабрькантор; январь — джиштунай; февраль — бырдыны"

Следующее упоминание относится к концу 19 века, когда Машхур Жусуп Копеев перевел «Наурызнаме» («Книге о Наврузе») Омара Хайяма. У Копеева она называется «Бұл  наурызнама   той   болып ,  қай   заманда   басталған» («Когда начали праздновать Наурыз»). Многие, по невежеству, считают, что это оригинальный труд Копеева и он рассказывает о праздновании наурыза казахами.

Сегодня мне хотелось бы познакомить об истории празднования Наурыза в казахской степи, в казахском кочевье. За основу будет взят труд «Ушбу кысса казак халыкнынг адетлери». О нем я уже писал в своем блоге «Степной бестллер 19 века».

В первой части «История казахов», есть раздел «Ходжаның байаны» (Повесть о ходжах, история появления рода Ходжа в степи). Автор повествуя, указывает, что при нем, т.е. в первой половине 19 века, Ходжи приходили на Наурыз к кочевникам, занимались гаданием, ворожбой, предсказанием будущего, а за это казахи одаривали их скотом. Т.е. основное значение праздника Наурыз, это Предсказания о хозяйствовании на год, и сбор ходжами налога, т.е. то, что в христианстве называлось "десятиной". Другого легального повода для обогащения ходжей не было, кроме смерти... На похоронах было обязательным одаривание ходжей скотой, для того, чтобы умерший попал в рай, т.к. казахи считали, что место в раю покупается.

Вам предлагается отрывок из «Ходжаның байаны», казахско-татрский текст взят по изданию 1865 года, он был записан как устное народное творчество степняков на северо-востоке Казахстана. Русский текст приведен по изданию 1898 года, изданного в Омске, это идание представляло из себя построчный перевод татарского издания середины 19 века.

Нәүрүс килсә ходжалары балашалар,
Қазан тултырып Қазақлар ит асарлар,
Тақсыр ходжа қулуң сағындақ тип иш ашарлар,
Аус ачып ходжалары қулмынан ит тығар инди.

Қуллуқ тип ашату үрәттиләр,
Ходжалар қуллуғыңыс қудайға тип әиттиләр,
Балларына қуллуқ тип ашату үрәттиләр,
Ходжалар қуллуғыңыс тип әитир инди.

Бал ачып мумар йазып дәм саларлар,
Аиламинән Қазақтан мал аларлар,
Килә чақта ни буларын биләм тирләр,
Латан йуртны алдап қафыр булар инди.

Қазақлар әүрү сурап килишәрләр,
Ходжалар халын ничик тип билишәлләр,
Бу киләр қыш ничик булғай тишәрләр,
Ходжалар биләр тип ықлас бәйләп сурар инди.

Ходжа аитир мин биләрмим мының йайын,
Күбрәк бишип алыңыс қурт майын,
Балларыңыс минсинләр қоулық тайын,
Бу йылғы қыш күби қара үләр инди.

Бу сүсмән қафыр булыр ходжалары,
Ишәнишип ултырар бүдрәләри,
Қаипны қудай биләр исми йари,
Ақтан башқа ич ким билмәс инди.

Ул хаджалар қачып килгән әр тәрәфтән,
Бухарадан, Қара Қалпақ, Қызыл Баштан,
Башларына бәләләр килип әр бир иштән,
Қазақларға ходжамын тип йүрәр инди.
 

Когда настанет науруз (новый год), киргизы варят полные котлы мяса. К ним заявляются разные ходжи (святоши), которые, занимаясь угадыванием будущего, предсказывают все кому что угодно. Эти ходжы в большинстве случаев – беглые выходцы из Персии, Бухары, Хивы и Каракалпаки, выгнанные из мест их родины по разным проделкам, а киргизы называют их «махзумами» (людьми святыми). Они пишут амулеты, гадают и занимаются разным нашептыванием и обманом таким выманивают у киргизов скот, говоря, что они должны верить только им, как всезнающим, чем еще больше вводят в заблуждение этот темный народ. Разговаривает-ли киргиз о больных, навещая их, или о предстоящей зиме, в заключении добавляет, что так говорит ходжа, который все знает и предсказывает на целый год. Верующие в такие предсказания ходжи становятся кафирами, так как будущее и все прочее зависит от единого Бога и его никто не знает, кроме Его одного.

Далее в «Ушбу кысса казак халыкнынг адетлери» есть раздел «Нәүрүслүк байаны» (Повесть о праздновании Наурыза). Хоть само названия много обещающее, но касательно самого Наурыза там сказано не много. Мы можем сказать, что женщины и молодежь в этот день ходили друг к другу в гости, обнимались...

Нәүрүс булғач бир биринә килишәрләр,
Ким йат киши игәнин билмәс алар,
Қыс қатын йигит күлүшәрләр,
Қучақлашып киргәнләр күришәр инди.

Бир йылда бир күришмәк рәүшләри,
Күн батқан суң сәләм бирмәс әдәтләри,
Шәрәт үсләриниң күришләри,
Арамдан башқа ич ишни қылмас инди.

Һәм тутмаслар ислам диниң йарықны,
Аш-атлмас йылқы арқа қурықны,
Ич тутмаслар қудайдың буйуруқны,
Тәрәт ақ тисәң ширкәнәр инди.

Һәм атламас қылыч сүңгү, билиң мыны!
Улу тутар тимирчиниң күригини,
Қымыс ичкәч қысың кийәр тақйасыны,
Утына маи салынып табынар инди.

Әгәрдә таулы булса икә киши,
Тау талашып бир биринә ант әиттирсә,
Булыи қылып джан алар ул ким исә,
Күккә қарап тырнвғыңны йала! Тирләр.

Йана әитәр – мына турған муллаға бар!
Джаныңны бир, мытлықны күксиңә ур!
Қара булсаң бу мытлық сини урсын!
Мытлықны алар улу күрәрләр инди.

Фарыслар – Чач алдырып мыик қырқмақ,
Кисәкип-ок шундай, бычақ чақмақ,
Сағалдырық йүгән һәм чыбыр тақмақ,
Уш булар бар булса чын мусулман тирләр инди.

Ынанчаслар үлгәндән суң тирилмәккә,
Сурау сауал мәкшәрдә йыйылмаққа,
Әгәр малым күп булса дүнйалықта
Уджмақны сатып алармын тирләр инди.

Қазаққа қунақ булып бирәү килзә,
Ул әүдә тәрәт алып намас қылса,
Намас суңына қур-ан оғып тамам қылса
Йаман ырым башладың тирләр инди.

Синиң намасыңдан башқа ишиң йуқ,
Миниң мал бағарға күп кишим йуқ,
Бу әүдә йаңа үлгән ич кишим йуқ,
Әүмдән аулақрақ оғы инди!

Когда наступает науруз – новый год, они приходят друг к другу в гости, женщины и девушки, при этом, обнимаясь, здороваются, смеются и говорят разную безделицу, не признавая совершенно намахрама. Обычай у них, - в один год не бывать дважды в гостях, а равно и не отдавать саляма после заката солнца.

Шариат у них заменяется обычаем (рым) и без обычая, - поверья не совершаются у них никакого дела. Нельзя перешагнуть через укрюк, а равно и через рукоятку сабли, придают особое значение кузнечному меху, поставляя его в связь с приростом скота. Если произойдет ссора с кем-нибудь и понадобится присяга (ант), то ответчик принимает ее по выбору потерпевшего, который заставляет, - смотреть на небо, полизать языком ногти больших пальцев рук, «или говорит, - иди вот к этой могиле и там присягни, или ударь по этому ружью и, если ты виновен, то пусть оно выстрелит в тебя», - ружью они придают особое значенье.

По их мнению к фарзу относится, - брить волосы на голове, подрезать усы, при одежде своей непременно иметь пороховницу, ножик и огниво, а также наблюдать, чтобы крепок был подуздок и повод у лошадей, если все это в порядке, то киргиз такой считается басурманином.

Если кто-нибудь (из других стран) из числа знающих религию заедет в кибитку киргиза и начнет читать после намаза вслух из Корана, совершив «дугу» - молитву, то хозяин гонит его, говоря, - уходи подальше от моего дома, читай там!... твоя молитва мне не нужна, сам Господь сохранит меня, я не признаю уразы и намаза, так как порукою за меня – моя семья и богатство.

У киргизов обыкновенно читают посторонние, при входе в кибитку, молитву только тогда, когда кто-нибудь недавно умер, чтение же молитв ими в другое время признается дурным признаком, напоминающем о смерти, - вот почему они и гонят от себя подобных непрошенных чтецов…

Таким образом, Наурыз в степь принесли род Кожа, которые являются выходцами с мусульманского Востока, которые бежали в степь по различным обсоятельствам. Наурыз, это форма сбора податей с казахов в пользу ходжей.

6