Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов42 подписчика
Всяко-разно
24
05:30, 17 марта 2016

POS-терминалы. Платить или не платить?!

А вы тоже замечали хоть раз недовольное выражение лица продавца, когда протягиваете платежную карточку у кассы супермаркета или простого бутика в торговом центре?

Знаете, я люблю прогресс и его развитие, в том числе и в экономике, поэтому когда предоставляется возможность использовать его блага, я стараюсь быть в начале пути, чтобы понять, узнать и осмыслить всю его пользу.

У нас у всех давным давно есть платежные дебетные карточки, наверное у некоторых даже и кредитные есть, мы все ими пользуемся при оплате услуг, т.е. при снятии наличных в банкомате. А ведь их реальная цель, это упрощение финансовых операций, без использования наличности, особенно при крупных сделках и покупках. Но банкоматов на первых этажах ТРЦ все больше, мы так и не пришли к системе "Единого банкомата", а количество платежей по карточкам растет все меньше. И я решил разобраться, в чем же дело...

Сам поставщик/продавец не желает совершать эти операции, ведь за все комиссии по этим переводам и платежам он платит из своего кармана, т.е. счета.

Представим, что среднее ТОО с ежедневными продажами в среднем на один миллион тенге (1 000 000 KZT) хочет перейти на оплату безналичными платежами. Посчитаем, сколько оно должен отдать в день за эти переводы, владея POS-терминалом (речь идет о стационарном терминале) одного из основых 11 банков (взят список первых 11 банков по размеру активов на 1 августа 2015 года):

1. Казкоммерцбанк - до 3% от суммы платежа, а если у вас American Express - 4%.

2. Народный банк Казахстана - для своих карточек всего от 0,8% до 1,2%, а для чужих до 3%, но если POS-терминал стоит только от этого банка, то процент может составить 2,2%, вполне себе такая хитрая конкуренция, т.н. эксклюзивное обслуживание.

3. Банк ЦентрКредит - для своих - 1%, для чужих - 2%.

4. АТФБанк - для своих от 0,5% до 2%, для чужих - от 1,5% до 3%.

5. Евразийский банк - от 0,5% до 3% для своих, и от 1,5% до 3% для чужих, (мобильный POS-терминал тут кстати один из самых низких - 2,2%)

6. Kaspi Bank - не смог найти информацию в интернете, а все операторы были заняты два раза

7. Сбербанк России - для своих - 1%, для чужих 2,2%.

8. Ситибанк - является ограниченным в работе с физическими лицами, поэтому тарифы и прочие услуги только в определенных случаях можно получить

9. Нурбанк - для своих и для клиентов Народного Банка - 1%, для чужих - от 2,5% до 3%

10. Цеснабанк - на официальном сайте сказано 2,6% без разделения на свои или чужие карточки

11. ForteBank - на сайте сказано от 0,5% до 20%, но по факту, сотрудники заявляют не более 3%.

Как нам будет несложно посчитать сумма будет варьироваться от 10 тыс. до 30 тыс. тенге в день при условии, что этот миллион я буду проводить через POS-терминал. Умножаем эту сумму на 21 рабочий день (взял среднее число рабочих дней в месяце), получаем от 210 000 до 630 000 тенге в месяц будет терять поставщик только на использовании этого POS-терминала, а это в свою очередь несколько зарплат своих сотрудников. Добавим, до кучи, еще различные налоги и получаем нехилую сумму растрат, при том, что непонятно насколько выгодно теперь будет использовать этот терминал поставщику. Облегчит ли он работу на 630 000 тенге в месяц или нет?

Теперь вы знаете, почему продавец так недоволен, когда вы ему показываете карточку и ему легче сказать вам, что сеть глючит, чтобы вы пошли и сняли деньги в соседнем банкомате.

Я не знаю реальной мировой картины на эти проценты, но думаю, что у нас сейчас они немаленькие, и что продавцу и поставщику услуг не так уж и хотелось бы ставить себе POS-терминал.

Исходя из всего вышенаписанного, думаю, что это одна из основных преград, по которой население еще не вовсю использует электронные платежи. Будь я поставщиком, я бы тоже гасился от безналичного расчета.

Blog post image

24