Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов42 подписчика
Всяко-разно
9
02:08, 15 марта 2016

Как санкции соседних государств поднимают казахстанскую экономику?

Blog post image

Репортаж из свободной экономической зоны в морском порту Актау.

Российские санкции в отношении Турции и, напротив, их отмена в Иране неожиданно пошли на пользу Казахстану. Грузопоток морского порта Актау увеличился в разы, турецкие фуры, ранее следовавшие по территории России, теперь двинули к нам. Появился интерес инвесторов с прикаспийских государств и к Свободной экономической зоне в Актау. Хотя еще недавно СЭЗ простаивала, в 2014 году президент Нурсултан Назарбаев даже жестко раскритиковал  ее работу:

«СЭЗ была создана в 2002 году, а инфраструктуру начали строить только в 2009 году. Первую площадку сдали в 2012 году, затратив 7 млрд тенге бюджетных средств. Однако на сегодня в СЭЗ из 31 зарегистрированного проекта работает только 5», -отметил он тогда.

Blog post image

Сейчас на территории СЭЗ зарегистрированы 33 участника, из них 10 действующих предприятий. В следующем году ожидается ввод еще 11 проектов, шесть из которых планируется запустить в 2016 году. Среди них завод по производству изделий из пластмассы, домостроительные комбинаты, складские хозяйства, завод по выпуску контрольно-измерительных приборов для нефтяной промышленности.

Blog post image

- Хочу напомнить, что выделенная под СЭЗ земля – это были голые степи, ближайшие коммуникации находились с в радиусе 5,10 км, - отметил председатель правления АО «Специальная экономическая зона Морпорт Актау» Амирбек Тулегенов, - Сейчас из всех этих 2000 гектаров освоено 25 процентов, инфраструктурой обеспечено 35%. Надо помнить, что тут нужны большие деньги, а у нас  кризис случился. Но тем не менее 10 проектов все-таки реализовано.

На строительство СЭЗ в целом из бюджета было потрачено 7 миллиардов тенге. Компании, работающие здесь уже выпустили продукцию на 229 млдр. тенге и заплатили  налоги на 19,4 млдр.

- Попасть в СЭЗ может не каждый инвестор, - подчеркнул Амирбек Тулегенов, - Мы обозначили основные направления – это нефтесервис, нефтехимия, строительство, логистика, транспорт, складское хозяйство. Работать тут  могут только иностранные компании, и каждый проект должен быть обеспечен деньгами. Взамен мы предоставляем инвесторам бесплатный земельный участок, обсечённый инфраструктурой, они освобождаются от многих таможенных сборов. До 2028 года они также освобождаются от налога на имущество,  на прибыль, ну и поддержка от нас административная гарантирована. То есть нам надо развивать наш маленький порт, увеличивать количество складов, тупиков, гостиниц, а сейчас дальнобойщикам  даже просто стоять негде.

Blog post image

В целом порт располагает 8-ю нефтеналивными причалами и для сухогрузов, одним зерновым терминалом и паромным комплексом, с пропускной способностью до 2,5 млн. тонн в год, за один раз паром может перевезти 26 вагонов и 34 автомобилей. Для сравнения Ротердамский порт обрабатывает до 466 млн. тонн, а в Баку таких паромных причалов 17. И парома своего у Казахстана пока нет. Если грузопоток будет и дальше расти, то наших  мощностей окажется недостаточно, уже сейчас  в порту скапливается очередь из фур.

Blog post image

- Нам  надо  развивать тут логистический центр между Россией, Ираном, Китаем, Азербайджаном, - рассказал глава СЭЗ, - Раньше турецкое направление шло только через Россию, сейчас из-за санкций фуры пошли через наш порт, и поток увеличился в разы. И потому интерес от турецких компаний очень возрос, но в основном это на уровне разведки, все ждут, чтобы кто-то начал. Вот как только одна иранская компания зарегистрировалась, другие начали приезжать на переговоры. Вокруг Каспия таких льгот больше нет нигде, как у нас, в том же Иране и Азербайджане дорогое обслуживание и дефицит земель. Большие надежды возлагаем на визит нашего президента в Иран, где он  выступит гарантом. Денег у иранцев после размораживания много и им выгоднее будет  строить предприятия здесь. Те же турки свои заводы из России могут направлять сюда.

Blog post image

В качестве примера председатель правления привел азербайджанскую компанию «Azersu». Ее оборот составляет 2 млрд. долларов в год, компания имеет сеть предприятий по всему миру. На территории казахстанской СЭЗ они возвели логистический центр с самыми современными складскими помещениями. Уже в ближайшее время планируют начать ввозить на территорию Казахстана продукты питания – чай, варенье, овощи, фрукты. Если центр успешно заработает, другие азербайджанские компании придут в  СЭЗ, надеются управляющие.

Blog post image- Благо, что  построена центральная дорога в Казахстане Бейнеу – Шалкар, она срезает полторы тысячи километров. Восток Казахстана больше не оторван от Запада, и это позволят нам завязать Шанхай с Баку через Коргас и Актау. Если мы увидим, что идет интенсивное освоение СЭЗ, бюджет найдет средства, чтобы работа по развитию инфраструктуры шла дальше, - подытожил Амирбек Тулегенов.

Blog post image

Кстати, в прошлом году Мангистауская область, несмотря на кризис, в два раза увеличила сумму привлеченных инвестиций. В 2014 году они составляли 70 млрд. тенге, а в кризисном 2015 – 150 млрд. В том числе этот подъем произошел и за счет СЭЗ и морского порта.

Blog post image

Всего на развитие специальных зон в Казахстане, а их будет десять, было потрачено свыше 250 миллиардов тенге. Стоимость реализованных на территории зон проектов уже составила 2,3 трлн тенге. То есть выгода на лицо. По оценкам экономистов в целом в мире через различные свободные экономические зоны будет проходить до 30% мирового товарооборота.

 

9
1045
6