Yvision.kzYvision.kz
kk
Entre
Entre
128 постов4 подписчика
31
22:45, 02 марта 2016

Про искусствоведов. Сорпа пуантом хлебают

Будучи в ГАТОБ на балете, вместе с программой прикупила «научное издание», книжку под названием «Репертуарная политика балетных спектаклей ГАТОБ (1934-2014) им. Абая и вопросы балетного симфонизма», опубликованную Алма-Атинским издательством «Асыл кiтап».

Blog post image

Хотела узнать новое про ГАТОБ, его репертуарную политику и казахстанский балет. Я в шоке от отрывшихся низких истин. Или у нас нет научного балетоведения, а есть его имитация. Или Людмила Антоновна Жуйкова – музыковед, балетовед, кандидат искусствоведения, профессор, члена союза композиторов РК и прочая и прочая, не удержалась от искушения поставить свое имя перед именем своего «соавтора», балерины Есентаевой Динары, накропавшей этот «труд» для публикации в рамках защиты «магистерской диссертации» в Казахской национальной академии искусств им. Т Жургенова. Работка даже на реферат не тянет.

Глянцевая книжка, напечатанная крупным кеглем, каким обычно набирают заголовки, с большим интервалом, как для дошкольников. Половина объема книжки – фотографии, большая часть которых взята из интернета.

Все в этой книге, имеющее хоть какую-то фактологию, в том числе формулировки, взяты из чужих трудов в виде цитат. Собственный текст – это малосодержательная, многословная, рыхлая констатация чего-то очевидного или оценочного: «прекрасный педагог» или «гордость казахстанской хореографии».   Авторы явно гнали листаж со строкажем, опорожняя пустое по нескольку раз.

Первая глава посвящена «Анализу характерных особенностей репертуара балетных спектаклей ГАТОБ им. Абая в их обусловленности социально-историческими факторами советского периода». Во введении они написали, что «делают попытку определить причины «долголетия» одних спектаклей и сценического забвения других». Не справились, нет ни исследования, ни аналитики.

Пробежались по очереди по всем поставленным балетам, посвящая каждому пару предложений. И резюмируя, к примеру, про балет «Калкаман и Мамыр»: «Однако его сценическая жизнь оказалась недолговечной по разным субъективным и объективным причинам». По каким причинам? Вы же научное исследование пишете!

Пишут про «Лебединое озеро»: «он 76 лет несет «бессменную вахту»». Через запятую «прославленные имена», «их исполнительские традиции восприняли» вероятно, менее прославленные имена. (Я даже позволю себе дать совет – научный трактат будет толще, если перечислить всех лебедей из кордебалета).

«Раймонда» долгой жизни «не обрела». Вот она научная мысль! А «Дон Кихот» «достойно украшает репертуар ГАТОБ и в наши дни». Бесценный вывод! И так далее и тому подобное.

Если про балет было хоть что-то написано, хоть в газете, то тогда более или менее понятно, например, балет «Камбар и Назым» был снят «за идеализацию феодального прошлого…». Сами авторы не могут сделать ни единого собственного умозаключения.

Ладно, кто его знает, что было в советские времена при царе Горохе? Раздел про «период Независимости РК», тут-то можно иметь информацию?! Все еще живы. Балет 2007 года «Адам» Шильдебаева-Накипова. Цитирую монографию: «Но почему балет не удержался в репертуаре? Ведь, казалось, все тому сопутствовало!». Нет ответа на риторические восклицания.

Балет 2010 года «Ромео и Джульетта» Григоровича, «большой подарок артистам и зрителям – получить один лучших мировых балетов в прочтении одного из лучших мировых балетмейстеров». И глубоко научный вывод: «Можно с уверенностью сказать, что балет «Ромео и Джульетта» ждет долгая сценическая жизнь на сцене ГАТОБ им. Абая».

А! Поняла! Поставил мировой балетмейстер – будет жить, местечковый – умрет.

Такого количества речевых штампов, задушевной канцелярщины и «красных нитей», я давно не видела!

Уморительное исследование сделали: «Сравнительная характеристика репертуарной политики балетных спектаклей ГАТОБ им. Абая и Эстонской Национальной оперы». Автора оправили в Таллинн, вероятно покопаться в архивах и научной библиотеке.  Она же проанализировала «буклет», изданный к столетию этого театра. Составили «рейтинговую таблицу» балетных спектаклей 2013-2014 года. Пришли к выводу, что у них «Щелкунчик», а у нас «Лебединое озеро» занимают верхнюю строчку рейтинговой таблицы. Это подтвердило их гипотезу, что «балеты, пронизанные музыкальным и хореографическим симфонизмом, наиболее любимы зрителями».

Я представляю себе эти диссертации! Математический аппарат исследования на уровне 1 класса.

Далее книгу забили сведениями, найденными в Гугле, перемежая цитатами из мемуаров балетных знаменитостей. Надо же было чем-то объем заполнить. Они считают, что «концепция творческой личности Дягилева парадигмальна»! Это что такое? А, ну да! Это же научный труд! Он должен быть написан исключительно мутно и по-резонерски. Ну и написали про Дягилева, Нижинского, Лопухова. И про "симфонизм"! Набили текст наукообразным оффтопом, не связанным с заявленной темой.

Тираж 500 экземпляров. На каких простецов это рассчитано? Я рекомендую устроить нераспроданному остатку аутодафе. А то это ставит большое пятно на репутацию учебного заведения им. Жургенева, даже больше, на все казахское искусствоведение. Попадется эта книжка на глаза Салиме Дуйсековой, это же ужас будет. Уят.

Не занимайтесь профанацией!

Интересно, я могу найти нормальную информацию про певцов, про казахские оперы, про балет, про танцовщиков, про балетоведение и музыковедение? В библиотеках, уверена, все это есть (надеюсь!). Я работающий занятой человек, могу ли я, не прилагая особых усилий, просто купить, или на сайте прочитать? Или это совершенно невозможно? Или, о ужас, вся наука и исследования в этом духе?

31