ГРИМм. Что прячется под сказками?

on_looker 2016 M02 24
3638
1
20
0

Часто сказки для детей воспринимаются в качестве усыпительного «газа». И не все задумываются о том, что таит в себе та или иная история героев. Поэтому мы провели эксперимент со сказками Братьев Гримм

Всем нам читали сказки на ночь. Мы верили в «жили долго и счастливо», переживали за героев и с детской серьёзностью пытались оценить отрицательных персонажей. Некоторые из нас до сих пор верят в «долго и счастливо», кто-то относится к сказкам скептично, а кто-то уже читает сборники «Сказки братьев Гримм» своим чадам.

Братья Гримм, исследователи немецкой народной культуры, собрали около 49 сказок от сказителя Гессена и из литературных источников. Их знает не одно поколение. Их читают почти 150 лет.

Очень часто сказки для детей воспринимаются в качестве усыпительного «газа». И не все задумываются о том, что таит в себе та или иная история сказочных героев. Поэтому мы решили провести маленькие эксперимент. Для этого эксперимента нам понадобились 4 респондента разных возрастов, три коротенькие и хорошо знакомые сказки, книга «Сказки Братьев Гримм» с двухсантиметровой корочкой, и один вопрос: «Чему нас учит сказка?»

Респонденты были крайне удивлены вопросом и поначалу затруднялись с ответом, порой восклицали: «Не знаю! Ничему не учит!». Но вскоре выдавали такие интересные и глубокие мысли, что сами были удивлены.

А теперь читаем что получилось!

Сказка номер один или карлик  Румпельштильцхен

Для тех, кто не помнит сюжет, прошу прочитать краткое описание сказки «Румпельштильцхен»:

Однажды мельник хвалит в беседе с королём свою дочь, умеющую спрясть из соломы золото. Король приказывает посадить девушку в комнату полную соломы. Однако на самом деле прясть золото ей не дано. Неожиданно появляется карлик и предлагает свою помощь. Соглашаясь, дочь мельника отдаёт своё ожерелье, затем кольцо, но королю полученного золота показалось мало. И когда девушке было нечего отдать взамен, карлик просит у неё первенца от грядущего брака. Когда рождается ребёнок, карлик требует свою награду. Упрашивая оставить дитя, королева добивается того, что карлик ставит условие: если она угадает его имя за три дня, то он оставит ей ребёнка. Королева отправляет гонцов узнавать редкие имена, и один из них случайно подслушивает, как карлик напевает песенку: «Ах, хорошо, что никто не знает, что Румпельштильцхен меня называют!». Так был раскрыт его секрет. Не выдержав поражения, Румпельштильцхен разрывает себя пополам.


Чему учит сказка «Румпельштильцхен»?

1)      Не берись за дело если не уверен или вовсе не умеешь. Идя на хитрость, знай, что это вернётся к тебе в двойном размере. Нужно учиться молчать, не нужно разбалтывать все секреты, как это сделал Румпель. Карлик был высокомерен и самонадеян. А мельник вовсе странный, соврал королю и не боялся, что лишится головы за ложь. Девушки повезло: появился карлик, гонец подслушал Румпеля. А так бы поплатилась за свою ложь. Так что врать плохо!

2)      Нельзя давать обещания не подумав. Девушка дала обещание, совершенно не подумав. И отдавать собственного ребёнка – это ужасно!

3)      Учит не зарекаться, не обещать наперёд. Девушка поступила глупо и опрометчиво. Она и её отец зареклись– плохое качество, которое следует избегать. Ради того, чтобы похвастаться, повысить себя в глазах, мельник соврал.  Есть люди которые забывают о реальности. Ставят на первый план картинку, хотят с красивой стороны преподнести себя. А Румпель забыл, что у стен есть уши, не был на стороже.

4)      Румпельштильцхен. Я выговорила это имя! В чем смысл? Человек не может запомнить имя? Это очень странно. Мне нравится Румпель, он хотел помочь. Ну подумаешь на условие, а она обманула и предала его.

Сказка номер два: «Бременские музыканты»

Главные герои сказки — обиженные своими хозяевами осёл, собака, кот и петух отправляются в город Бремен, чтобы стать городскими музыкантами.Только они не могли в один день дойти до Бремена и решили переночевать в лесу. Остановившись на пути в лесу, они обнаруживают разбойничью хижину. Бременские музыканты забираются друг на друга и исполняют свою «музыку».Позже этой же ночью атаман разбойников посылает одного из членов шайки посмотреть, кто же захватил их хижину. Но разведчика царапает кот, кусает собака, лягает осёл, а петух громко кричит с крыши разбойничьей хижины: «Ку-ка-ре-ку!». В страхе разбойник прибегает к атаману и рассказывает, что дом захвачен ужасными созданиями. Разбойники больше не осмелились возвращаться, а бременские музыканты остались жить в лесной хижине

Чему учит сказка «Бременские музыканты»?

1)      Есть все шансы заняться чем-то другим, продолжать жить. Ты всю жизнь был котом и ловил мышей, а состарившись стал никому ненужным, но это не значит, что всё потеряно. Наоборот!  Не над опускать руки!

Звери нашли друг друга, им помогло, что они были вместе. Учит дружбе и тем, что можно заниматься, чего душа желает.

2)      Должна быть команда. В самых сложных ситуациях надо объединиться. А ещё самое лучшее - уметь плясать и отдыхать!

3)      У страха глаза велики. Мы часто боимся того, что не достойно страха. Не проверив -навыдумываем, смотрим на малое, трактуем по-своему. Нам кажется, что задуманное невозможно сделать, пока не начнёшь. Учит тому что нужно быть осторожным. Если бы разбойник понял, что их напугали животные, то смог бы освободить хижину.

4)      Хозяева выгнали животных, потому что они стали ненужными и старыми. Это жестокое обращение с животными. А если сопоставлять с людьми, то получается так, что человек становится ненужным, он был средством достижения целей, а это неправильно. Нельзя так поступать. Сказка учит не бросать друзей в трудные времена.  Не надо отчаиваться, если тебя уволили с работы, с поддержкой близких, целью и лучом надежды ты сможешь добиться чего угодно!

Последняя сказка – «Шиповничек»

У короля с королевой рождается долгожданная дочь. Король устраивает пир и приглашает не только своих родных и друзей, но и ведуний. Всего ведуний было тринадцать, но так как золотых тарелок на которых они должны были есть было всего лишь двенадцать, то одну из них не пригласили. И тринадцатая ведунья прокляла девочку: Королевна на пятнадцатом году уколется о веретено и умрёт!Король приказывает уничтожить все вертела. Однако через пятнадцать лет предсказание сбывается. Принцесса и весь замок погружаются в глубокий сон.И пошла по стране молва о прекрасной спящей красавице, которую прозвали Шиповничек. После долгих лет явился один королевич и спас её своим поцелуем. И отпраздновали тогда пышную свадьбу. Жили они долго и счастливо до самой смерти.


1)      Родители стараясь оградить своего ребёнка, запрещают что-то и не объясняют. Если бы ей сказали причины запрета, то она бы избежала своей участи. А вообще очень схоже с пророчеством Волан-де-Морта и Гарри Поттера. Темный Лорд поверил и сделал свой выбор – напал на Поттеров, а не на Невилла. Так что королю надо было не зацикливаться на предсказании колдуньи. Помимо этого, учит нас: если смотреть с оптимизмом, то все хорошо кончится. Вера в хорошее поможет в жизни.

2)      Не знаю. Но если подумать, то всегда есть борьба добра и зла. Добро всегда побеждает, но на это нужно время. Сказка о любви. Родители любят своих детей, принц любит принцессу.

3)      Я думаю, сказка как напоминание о том, что нужно уметь ждать. Жертвовать ради любви многим в своей жизни. Все мы в каком-то смысле находимся «в спячке», пока не встретим человека, с которым разделим свою жизнь.

4)      Король и королева поступили плохо, не пригласив тринадцатую. Они не могли найти серебряные тарелочки? Почему в огромном королевстве всего 12 золотых тарелок? Все началось с их поступка. Это говорит нам, что за всем идут последствия и нельзя обделять других.

А само спасение принцессы – так это сказка. Парень пошёл не из-за любви, а из-за любопытства, потому что хочет стать героем. Так что сказка об эгоизме принца и короля с королевой.

Как вы видите у каждого свои взгляды, интерпретации. Респонденты основываясь на своём жизненном опыте обращали внимание на детали, которые казались им наиболее важными. Важными по жизни или в данный отрезок времени. Лишь поначалу они воспринимали сказку в качестве вымысла, а теперь задумались о глубинном смысле истории, о причинах поведения героев. Этот эксперимент был интересен не только отвечающем, не только нам, но надеемся и вам!

А чему по вашему мнению учат сказки «Братьев Гримм»?

 

Айгерим Садыкова, onlooker

Оцените пост

20

Комментарии

2
Как я считаю, сказки очень тонко высказывают некоторые мысли, этакое воспитание для детей. Будучи детьми люди не задумываются на смыслом так сильно, как в более взрослом возрасте, но до них суть доходит даже быстрее, чем до нас. Сказки - это не прямые воспитатели, которые порой действуют куда эффективнее обычных нравоучений.
Показать комментарии