Yvision.kzYvision.kz
kk
Popcorn
Popcorn
Popcorn
3 932 постов66 подписчиков
Это проект о хорошем, качественном кино
6
22:26, 17 февраля 2016

«Источник» Айн Рэнд или ода разумному эгоизму

О, Божечки, это прекрасно! Убейте меня сразу за клише, запустите в мою сторону увесистым томиком Пруста, пусть утраченное время просвистит возле уха, заденет кончики волос, нахлынет запахом рассыпанных вишен. Начала читать великого Марселя, модерниста всех модернистов, и когда-нибудь напишу вам о нем. А сегодня хочу рассказать о лучшей книге, которую читала в 2014 году. Помню, потому что закончила ее аккурат на закате декабря, когда базары, оливье, беготня по дорожкам с подтаявшим снегом, списки, запах поджаристого гуся на кухне и платье с пайетками, которое ты опять не надела. Так вот, захлопнула я последнюю страницу и подумала: «Определенно, лучшая книга года». “Fountainhead” или «Источник» Айн Рэнд.

Blog post image

К Айн Рэнд и ее философии объективизма отношение у меня неоднозначное, вернее, до конца не сформировавшееся. Социалисты, на которых она обрушивается с яростью, всегда были мне милы и симпатичны. Читала я и думала: «Разве так бывает? Ты, которая либертарианцев особо никогда не жаловала, а всегда себя находила поближе к левым, сейчас с таким упоением зачитываешься манифестом индивидуализму и эгоизму?» Оказывается, бывает. Тут все-таки, не учебник по политологии, а художественное произведение, а с ними и не такое бывает. Что же так захватило?

Страсть. Страсть, с которой книга написана, страсть, которую эта книга воспевает. «Источник» не выдержит хорошей литературной критики, Рэнд и не пытается скрыть свою авторскую позицию, она не за художественную правду – за свою. Она манифестирует, заявляет, буквально кричит с трибуны. В том, как книга написана есть упоенность и страсть (пусть еще раз прозвучит это слово), о которой и в тексте идет речь. Одержимость работой, творчеством, талантом. Называйте как хотите. Говард Рорк – главный персонаж книги, даровитый и упрямый архитектор-модернист. Сюжет книги – перипетии его судьбы, любовная история с Доминик Франкон, которая успевает сменить двух мужей, прежде чем окончательно понять, что без него никуда. Рорк и Доминик – герои Рэнд, их она прорисовывает любовно, старательно, певуче. Питер Китинг – первый муж Доминик, образец посредственности, которому от Рэнд изрядно достается. Как достается Эллсворту Тухи – социалисту и Гейлу Винанду, второму мужу и богатому бизнесмену, который мог бы стать большим индивидуалистом, но в решающую минуту пошел на поводу общественного мнения.

Дом над водопадом Фрэнка Ллойда Райта, по мнению некоторых критиков, ставший прообразом дома Говарда Рорка в книге

На картинке: Дом над водопадом Фрэнка Ллойда Райта, по мнению некоторых критиков, ставший прообразом дома Говарда Рорка

Индивидуализм, возведенный в гладкий модернистский куб – вот чему поет песни Айн Рэнд. Уверенность в своей правоте, в правоте своего видения, своего дара, принципиальность и полное равнодушие к мнению окружающих… Есть в этом что-то притягательное, да? Талант – это всегда в какой-то мере одиночество. Гений – он в стороне. Исключение из правил, тот, что не в строю, не в хоре, не смыкает рук, когда другие извергают гром аплодисментов. Отрицание норм, иных мнений, безоговорочное доверие своему внутреннему голосу. Такой Говард Рорк. Умно-красивая, соблазнительно-резкая Доминик, которая знает цену себе и Рорку – полноправная его спутница. Во мне боролись противоречивые чувства: понимания, что они – прожженные эгоисты, и очарования этой самозабвенной упоенностью. И упоенностью красотой, работой, архитектурой.

Вот такое впечатление. Наверное, очарование было оттого сильным, что диковинки вроде упоенности красотой, самозабвенного таланта и прямолинейной принципиальности в наших краях встречаются редко. Индивидуализм или эгоизм у нас принимает совсем другие (я бы сказала не диковинные, а дикие) формы и оттенки. Может быть… Больше Айнд Рэнд пока не читала. «Атлант» впереди.

 

6
2795
6