Yvision.kzYvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов41 подписчиков
Всяко-разно
11
04:48, 16 февраля 2016

Балетный театр Бориса Эйфмана. Анна Каренина в ГАТОБ

В ГАТОБ в 2011 году был поставлен известный и очень популярный балет Бориса Эйфмана «Анна Каренина». В прошлую субботу, наконец, и я его увидела. А перед этим посмотрела на ютубе отрывки других его балетов и несколько интервью («Красную Жизель» уже видела в ГАТОБ). Везде Эйфман говорил, что создает русский психологический балетный театр, где средствами хореографии, языком тела, выражают эмоции души.

Фрагменты самых разных балетов имеют общее, это можно назвать шаблоном, а можно методом. Он к классическому пуантовому танцу, имеющему пять выворотных позиций ног и шесть определенных позиций рук, добавил позы и движения, характерные для контемпорари данса (они как раз и являются апологетами выражения чувств и эмоций посредством танца). Современный балет любит противоположности: ввёрнутость и ноги сапогом. У Эйфмана есть все!

Он использует сложные спортивные элементы, особенно много взял из парного фигурного катания: все виды поддержек, в том числе запрещенные, тодесы, скольжения циркулем, подкрутки в партере. (Тут я вижу моду 70х, он тогда начинал, фигурное катание было очень популярным). Его танец разбавлен акробатикой, кордебалетные сцены сопровождаются построением акробатических пирамид. Геометрия кордебалета не похожа на ту, которая характерна для классики, для балетов Петипа, это проходы, пробеги и броски по диагоналям и по прямоугольникам, танцы кордебалета по хулигански сделаны в стиле мюзиклов. Ну и много основного инстинкта в виде очевидного секса и буйства плоти.

Blog post imageBlog post imageBlog post imageBlog post image

Blog post imageBlog post image

Но больше всего поразило отсутствие абстракции, сюжет показывают «чисто конкретно». Мне это напомнило игру в шарады. В 80х годах вдруг стала модной пантомима, появились мимы, клоуны, целые театры, Майкл Джексон пошел своей «лунной походкой», а я сама вступила в студию пантомимы, открытой приехавшим в наш городской театр актером из Новосибирска. Это увлечение охватило широкие слои населения, в гостях люди вдруг начали играть в пластические шарады. Надо было изобразить телом то, что тебе загадали, от закипающего чайника до фильма. Все, что изображали обычные люди, не хореографы, было очень далеко от метафорики, а было абсурдно предметным, все это вызывало много смеха.

Вот и у Эйфмана Роден реально «месит» тела, лепит из Камиль Клодель и манекенщика скульптуру. Чекист (Дмитрий Сушков) яростно насилует балерину, буквально покрывая ее в зоологическом смысле этого глагола. Эта буквальность – фишка его балетов.

Еще он говорил в своих интервью, что ему важен выбор артиста, тот должен выражать типаж, быть носителем характера и психофизического портрета. Все увиденное и услышанное создали впечатление коммерческой балаганности.

Но то, что я увидела вживую, мне понравилось, или «Анна Каренина»» действительно удачный его балет. Он в прямом смысле слова выполнил все цели, декларируемые в интервью. Телами и движениями артисты выражают эмоции, чувства, рассказывают сюжет, и это не просто балет, а спектакль, требующий театрального же реквизита.

Все побочные линии романа сокращены, мы видим только историю любовного треугольника, Китти, в исполнении Асель Аскаровой, осталась мной незамеченной, слившись с кордебалетом. Кроме трех действующих лиц, важный участник действа кордебалет, он играет роль "той грубой силы"(цитата из романа), которая влияет на поступки и руководит жизнью героев - светское общество.

Выбор исполнителей, задействованных в субботу, соответствует вниманию Эйфмана к типажам героев. Анну исполнила Сауле Рахмедова, первая, премьерная исполнительница этой партии. Она прекрасна и технически безупречна. Анна Каренина была красивой женщиной, грациозной, быстро двигалась и легко носила свою "довольно полную фигуру". Это ужасно звучит в наше время, но во времена романа красивые женщины были такие. В наше время красивыми считаются женщины худые, поэтому Кира Найтли соответствует роли Анны Карениной в сериале BBC.

Каренин - Даурен Женис, немного ниже ростом Вронского, у него подчеркнутые седые виски, единственная деталь, намекающая на опостылевшего "старого-грозного», без противных Анне плешивеющей головы и больших ушей. Его педантичность и сухость механистично показаны в танце. Вронский – Азамат Аскаров, военный-красивый-здоровенный,  он лощен, мускулист, в костюме с нарочито обтянутыми чреслами.

Даже тем, кто не читал роман, перипетии ясны, просто в этой жизни знания всегда дают более полное понимание. Действие одно за другим разворачивает историю любовного треугольника. Встреча, страсть, метание Анны между двумя мужчинами. Поездка в Италию, возвращение и отторжение Анны светом, охлаждение, опиум и кошмарные сны, и наконец, поезд.

В дуэтах Анны с Вронским они сплетаются, их притягивает друг другу, это кама-сутра страстей. Дуэты Анны с мужем иные, со стороны Анны отторжение, отворачивание, вина, со стороны Каренина – обида, требовательность, гнев, потом горячечная назойливая любовь отвергаемого и постылого мужчины. Каренин угловат, Вронский пылок. Самые опасные и головокружительные поддержки делал Каренин – Женис, ловил Анну со спинки кровати, удерживал вниз головой, показывая свою надежность. Один из основных реквизитов спектакля кровать. На кровати извивается томящаяся страстью, в конце спектакля – страдающая ревностью и бессонницей героиня. Судя по тому, что больше всего слов у меня в отношении Даурена Жениса, он больше всего и впечатлил. Каренин – Женис не только передал весь спектр переживаний пластикой и танцами. Можно было делать стоп-кадры, он умудрился самим силуэтом отобразить гамму чувств, отношений и самый нарратив балета. Мне кажется, он, кроме того, что техничный танцовщик, еще и хороший актер.

Мне немного не хватило синхронности в кордебалетных сценах, но танцевали они технично, прыгали высоко, совершали головоломно опасные кульбиты. Тут в полной мере проявился гений Эйфмана. Кордебалет двигал сюжет и олицетворял мiръ. Например, сцена на балу, когда, по приезду из Италии, Анну отвергает светское общество, кордебалет танцует мелко суетливо, как шепот сплетен, это светские лицемерные ничтожества, они то повернуты к Анне спиной, то грозно надвигаются на нее стеной.  На протяжении всего представления нигде не было скуки формального представления.

Мне кажется, сейчас появилась новая генерация балетных танцовщиков, в том числе и у нас в ГАТОБ. Эта раскованность, «тело смелое», они могут танцевать все! Вспоминаю свою пантомимическую студию, одна студийка, несостоявшаяся балерина, говорила, что не может извиваться в афро-латине, потому что у нее «поставлена» спина. При всей гибкости и растянутости балетных танцовщиков, им действительно вставляли стержень в хребет. Рудольф Нуриев по воспоминаниям друзей, не мог танцевать на дискотеке в ночных клубах. Андрис Лиепа рассказывал в интервью, что когда его пригласили на роль хулигана в художественном фильме, не мог по человечески перепрыгнуть через канавку, автоматически вытягивались носочки и он делал широкую разножку. Даниэль Ольбрыхский помог, научил сгорбиться, ходить развинченной походочкой, прыгать через арыки.

Танцевавший в «Анне Карениной» кордебалет и корифеи разительно отличаются от танцующих в оперных постановках. Не могу промолчать. Скажу! Второй состав это новенькие, молодые, еще не окрепшие мальчики-девочки и балерины «золотого» возраста, но им и не предлагают танцевать столь технически сложную хореографию, их танец прост и незатейлив. Почему же нельзя добиться чистоты, синхронности и координированности примитивных движений? Не говоря уже о блеске и артистизме?!

Кульминация представления – финальная сцена. Кордебалет исполнил махину поезда, ходящие туда-сюда поршни, крутящиеся колеса, скорость, кочегаров в ушанках, кидающие уголь в топку. Трагичная и потерянная фигура Анны, прыжок вниз, издали городовой с телом Анны на тележке, кордебалет, снявший ушанки – все было так печально и трагично, что хотелось плакать. Хотя в романе Анна не вызвала такой жалости к себе. Жизнь страстями, лабильность аффекта, перепады настроения, тяжелая ревность и подозрительность, все это и склад характера и «налила себе обычный прием опиума» (цитата из романа).

На опиаты она, скорее всего, села после родильной горячки, когда чуть не умерла. Толстой описал симптомы инфекционного делирия с «обиранием». Тогда наука наркология еще не сложилась, опиаты широко использовались как успокоительное, снотворное, противокашлевое, кокаин был местным анестетиком, а табак прописывали против мигрени. Наркоманы в то время еще не были стигматизированы обществом, подумаешь, нервическая дамочка регулярно морфий употребляет! Вронский ее не разлюбил, сама себя накрутила, сама себе устроила ад и паранойю. Это точно написано в романе.

Этот роман хорош тем, что Толстой впускает нас в головы всех главных, их много, героев, мы изнутри знаем их внутренние монологи, что они думают, что чувствует. Они открыты перед нами со всеми своими рефлексиями. Вронский любит Анну, отказался от карьеры, мог ведь стать генералом. Вышел в отставку, первое время они не вылезали из койки. Но потом активный мужчина должен же чем-нибудь заняться? Может же общаться со своими друзьями, ходить на скачки или участвовать в собраниях земства? Но нет, Анна истерила и требовала, чтобы он безвылазно сидел около ее юбки, она вообще хотела невозможного, всего сразу, и сына, и любовника, и уважения общества, и светской жизни, и тихой жизни с любимым. Собственно, все это мы увидели в балете, ему стало с ней тяжело, Вронский в прямом смысле вытекал из цепких объятий Анны, опять буквализм Эйфмана. (Но это не означало, что он хотел ее бросить и жениться на Сорокиной).

Мне вначале не понравилось, что балет танцуют под фонограмму. В «Красной Жизели» наличие фонограммы объяснили тем, что симфонический оркестр не может играть неклассическую музыку, нет у них саксофонистов и других исполнителей. Шнитке, что ли? Ах, да, там, в угаре Парижа, был чарльстон. В «Анне Карениной» музыка состояла только из произведений Чайковского. В процессе же просмотра пришло понимание, что так лучше. Вдруг кондуктора взбрякнет на самовыражение? Не могу забыть провальный первый акт Риголетто, танцевать-то балетные смогут, не дирижер управляет оркестром под ногу танцовщиков, а танцовщики танцуют под музыку. Но делать сложные поддержки и акробатические перевороты, которыми богаты балеты Эйфмана, безопасно только под отрепетированный темп. Возможно, сам темп определяется этими кунштюками.

Хорошо было все, костюмы героев, декорации, свет. Я впечатлена, такого еще не видела. При всех заимствованиях из самых разных источников, Эйфман синтезировал жанр психологического балетного театра.

11