Food truck на колёсах с изображением Обамы – воплощённая идея казахстанского предпринимателя. Но вряд ли он ожидал, что получит запрет на ведение бизнеса за день до открытия. Яркие изображения - хороший маркетинговый ход, ведь фуд-траки начали свою историю в США. Идея в мире не нова, но для казахстанцев – креативная и любопытная.
В Астане появился яркий автобус, который привлек общественное внимание не только своим окрасом, но и предназначением. Это необычный транспорт, который будет продавать фаст-фуд. И почти сразу перед открытием владелец автобуса - молодой столичный предприниматель Нурсултан Шарипбаев - столкнулся с проблемой. Как оказалось, он не снял автобус с учета как транспортное средство, поэтому на него распространяется правило, запрещающее разрисовывать транспортное средство более чем на 30 %.
Как же относятся к необычному фуд-траку сами казахстанцы?
Каково их отношение к фаст-фуду?
И что же они думают о ситуации с запретом ?
1. Как относятся к необычному фуд-траку казахстанцы?
Большинство астанчан поддержали креативную идею и положительно отнеслись к новому виду бизнеса в Казахстане. У некоторых это просто вызывало улыбку, и сам вид автобуса поднимал настроение. Многие говорили о неуместности изображения президента США, ведь мы в Казахстане, находили даже политический подтекст. Как альтернативный вариант предложили использовать портрет нашего президента. Но всё же главным в этом деле считали обратить внимание на качество еды, насколько вкусно, а не сам яркий окрас.
"Это фирменный стиль, никакой пропаганды в этом нет. Название "Обама" - это чистый пиар, оно запоминающееся. Ну, и Барак Обама - очень интересная личность, по своему", - пояснил бизнесмен.
На яркий автобус с портретом Обамы обратил внимание и пресс-атташе посольства США в Казахстане Дэвид Гэмбл. Он не увидел ничего противозаконного, и был рад новому виду бизнеса в нашей стране.
Но, как оказалось, менять оформление все-таки придется. Закон есть закон. Другой вопрос – займутся ли этой ситуацией с должным вниманием власти. Может действительно стоит пойти на уступки и найти, наконец, решение.
Проблема в том, что законодательные механизмы не способны оперативно отреагировать на потребности нового бизнеса. Если в нашей стране фуд-траки еще не пользуются большой популярностью, то в Европе и России, а особенно в Соединенных Штатах их можно встретить на каждом углу. Там, чтобы фуд-трак был заметен, нужно, чтобы он как-то выделялся. И многие владельцы этого бизнеса проявляют настоящий креатив, чтобы привлечь внимание клиентов. И вопросы с законом там смогли решить.
2. Каково их отношение к фаст-фуду?
Мнения разделились. Одни утверждали, что это вкусно, быстро и не дорого, но злоупотреблять не стоит. Вторая половина предпочитает домашнюю еду, фаст-фуд едят редко, за здоровое питание. Стоимость вполне всех устраивает.
"В автобусах будем готовить и тут же продавать, так называемую, "еду с собой" – это американские хот-доги, сандвичи, всеми любимый донер–кебаб, и, скорее всего, в дальнейшем добавим куры–гриль. Не будем распыляться — три-четыре позиции максимум. Продукция, конечно, халал", - рассказал журналистам владелец автобуса Нурсултан Шарипбаев.
Значит идея с фуд-траком не сразу обречена на провал. Такие небольшие фургоны, которые могут продавать еду, напитки и предоставлять мелкие услуги, способны работать в любой точке города. Особенно популярны они могли бы быть во время больших мероприятий на свежем воздухе.
3. Что же думают казахстанцы о ситуации с запретом ?
Сам запрет считают вполне обоснованным. Высказали мысль о том, что государство не поддерживает малый бизнес. Законы недоработаны и по мере выявления таких новых видов бизнеса, которые могут принести большую прибыль, необходимо вносить поправки в некоторые статьи. Многие и вовсе не понимали, зачем запрещать покраску, ведь это никого не оскорбляет и никому не мешает, сам автобус же по городу передвигаться не будет. Государство должно идти на небольшие уступки. Самому предпринимателю советовали не опускать руки и постараться уладить вопросы с законом. Рассказывали о подобных автобусах с едой на колесах в России и странах Европы, и если там это дело развито, то надо и нам постараться.
Казалось бы, вот он молодой креативный предприниматель, о которых так мечтают в правительстве. Но не тут-то было. Новатору тут же объяснили, что мол, погоди, разберемся! Отсюда возникает вывод: прежде чем создавать новое дело, надо внимательнее изучить закон, сразу обсудить спорные вопросы. Правительство должно в свою очередь помогать молодым бизнесмена, пояснять законы, подсказать, куда обратиться, правильно донести информацию. При этом все чаще надо уделять внимание новым стартап-проектам, обновлять существующее законодательство. Мы все внимательно будем наблюдать за реализацией идеи с фуд-траком в Казахстане. И желаем всем новых креативных идей для молодой развивающейся страны!