Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов41 подписчиков
Всяко-разно
3
23:16, 31 января 2016

Квалификация водителей автобусов и кондукторов. Кому это нужно и нужно ли вообще?!

После всех скандалов с теплыми остановками и истериками вокруг системы «Онай» в Алматы было особенно интересно попасть в среду, где воплощаются многие проекты, связанные с общественным транспортом.

Центр квалификации специалистов транспорта г.Астаны – это центр, осуществляющий обучение водителей и кондукторов. Обучение проводят высококвалифицированные психологи и преподаватели на двух языках – русском и казахском.

Сам центр имеет несколько кабинетов для общих занятий, компьютерные классы для экзаменов, кабинет с  тренажерами и кабинет для психоанализа. Уроки кондукторов и водителей проходят отдельно, но одинаковое количество времени – с 9 утра, до 7 вечера.

Blog post image

Абсолютно всех работников общественного транспорта отправляют на психотест, где специальный аппарат проверят моральное и психическое состояние  сотрудника. Данный аппарат применяется как при приеме на работу – он распознает наклонности к агрессии, расположенности к разным видам хобби, психологические отклонения и т.д.; так и в дальнейшей работе при повышении квалификации.

В городе существует 8 автопарков, 7 из которых частные и 1 государственный. Каждый из них обязан ежемесячно отправлять списки своих сотрудников проходящих курс повышения квалификации. И каждый сотрудник 1 раз в год должен подтверждать и повышать свою квалификацию, сдавая экзамены. При провале экзаменов, сотрудник перенаправляется на повторное обучение и сдачу экзаменов. Но, как я поняла, не все автопарки замарачиваются на этот счет, и потому мы с вами частенько сталкиваемся с хамами и грубиянами в форме сотрудника общественного транспорта.

Водители

По словам Касымовой Аяжан Ханетовны, руководителя ЦК (сокращенно Центр Квалификации), водители  довольно «постоянный народ». Они ездят по своим наезженным маршрутам, лишь изредка меняя автопарки. Частенько можно встретить семейных водителей, когда и жена и муж работают в одном автопарке, и даже сыновья продолжают «семейное дело». И, как не удивительно, существует другая категория водителей – безответственных. Для них существует черный список, который формируют сами автопарки, описывая причину включения человека в черный список, предупреждая, таким образом, другие автопарки от такого нехорошего сотрудника.

В течение дня с водителями автобусов работает преподаватель Центра квалификации, показывая на видео ДТП на дорогах, снятые в реальной жизни, и разбирая детально все ошибки водителя.  Лично я не была готова увидеть момент столкновения автомобиля с человеком и немного испугалась.

Blog post image

В кабинете с тренажерами и симулятором кабины автобуса водители проходят обучение, а далее сдают экзамены

Blog post image

Blog post image

Ко всему прочему, водителей обучают навыкам оказания первой медицинской помощи по абсолютно новым, американским стандартам, которые были получены преподавателями центра в 2015г.

Кондукторы

Как по мне, наличие кондукторов в автобусах – абсолютно пустая трата денег и нервов. Человек ходит по автобусу, собирает деньги, объявляет остановки – зачем? Мы живем в 21 веке, где техника все это может и делает(в других странах, кроме нашей) без людской помощи. Ладно, не буду отвлекаться.

Данная профессия  имеет большую текучесть в кадрах, и это не удивительно: огромное количество негатива, стресса; огромное количество разных людей; длинный рабочий день; невысокая заработная плата. Но, как уверяет Аяжан Ханетовна, есть и те, кто уже и годами работают, так называемые матерые кондукторы, которые знают свою профессию от и до. Их мнение высоко ценится, и потому часто приглашаются консультантами во многих вопросах транспортных перевозок.

На данных занятиях кондукторов обучают правильно обращаться - Уважаемый пассажир, следовать инструкциям и Выпискам из закона РК об автомобильном транспорте, где указаны все правила поведения в общественном транспорте и правила оплаты за проезд.

Blog post image

Задача преподавателя  обучить элементарным нормам этики – вежливости, культуре, сдержанности и оказанию помощи пассажирам. Они помогают подтянуть разговорный русский язык и улучшить разговорный казахский язык.

Работа психологов заключается в закладывании позитивного мышления и настроя в головы кондукторов. Они делятся на команды, придумывают методы избавления от стресса, выбирают песню и поют.

Нам удалось принять участие в нескольких ролевых играх,  где в обрисованных ситуациях, кондуктора пытались выйти без конфликтов – ситуация с пассажиром преклонного возраста с несколькими сумками и желанием поболтать, генерал в отставке, не желающий показывать свой документ, и пассажир, прислонившийся к двери. Кондуктора старались следовать инструкциям, разъяснить и без усложнений решать ситуации, что им вполне удавалось.

Blog post image

Пару слов об условиях труда и графике работы обеих профессий: большинство водителей и кондукторов выходят на маршрут в 5 утра, а заканчивают около 12 ночи. Водители возвращаются домой еще позже, т.к. они ждут очереди на мойку, и только после «купания» транспорта едут домой. График работы ½ - один день работают, и два отдыхают. Заработную плату получают, чаще всего, ежедневно. На вопрос о сумме денег этой ежедневной работы, ответ был – разный: в зависимости от маршрута (насколько большой, какие районы, частота и т.д.) Питаются водители и кондукторы на конечных остановках маршрута – дается перерыв в 20 мин. Возможно у кондукторов еще меньше времени, т.к. они должны еще развести две таблетки хлора в воде и вытереть все поручни автобуса. Не знаю, делают ли это на самом деле, но так написано в инструкции.

Помимо автобусов и их работников мы обсуждали запуск LTR в Астане, но это уже другая история.

Выводы

Инфотур в центр повышения квалификации специалистов транспорта оказался очень интересным и познавательным как для темы поста, так и просто для человека, который часто пользуется общественным транспортом. Увидев все воочию, пообщавшись с людьми, которых мы каждый день встречаем в автобусе, а они встречают нас тысячами каждый свой рабочий день, я поняла, что в «идеальной жизни» мы в безопасности, когда находимся в салоне автобуса. Если водитель и кондуктор по совести выполнят все то, чему их обучают в этом центре –то я готова всегда ездить в общественном транспорте и сильно не переживать за свою жизнь.

Проект, на самом деле, отличный. Он задает правильное направление развития как общественного транспорта, так вообще Астаны. Надеюсь, человеческая лень и недалекость не погубят его.

 

P.s.  вернувшаяся после долгого перерыва Магги Молдабаева

 
3
1654
3