Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов41 подписчиков
Всяко-разно
1
23:38, 27 января 2016

Рулить по-своему

Blog post image«Готовьте сани летом», – еще с сентября стали напоминать друг другу казахстанские автогонщики. Зимние соревнования по ралли-спринту «Самурык», как считают сами экстремалы, это наше все, самое значимое и интересное автоспортивное мероприятие республики для любителей. И высокая ответственность за проведение второго этапа легла на Павлодар. Ледовое побоище пройдет 13–14 февраля в затоне реки Усолка. Есть, правда, одно «но»: местная команда спортсменов в новом сезоне обрела суверенитет, оставшись без поддержки государственного сектора. Подробности этих событий – в интервью с пресс-секретарем павлодарского филиала ФАМС РК Игорем Коноваловым.

– Впервые «Самурык» провели энтузиасты на Кояндинском водохранилище под Астаной в декабре 2007 года. С тех пор на зимний экстрим съезжаются любители острых ощущений со всего Казахстана. Мероприятие проводится по стандартам мирового ралли, но особенность в том, что выступать могут и любители, – начал с объяснений мой собеседник. – Любой желающий даже при ограниченном бюджете может почувствовать себя в роли пилота раллийного экипажа. Для этого достаточно соблюсти небольшой набор техусловий – и вперед! Почему вообще на льду проводится? Потому что в условиях льда любительским гонкам обеспечивается наибольшая безопасность участников. Снежные борта смягчают удары во время заносов. На грунте, песке опрокидывания и столкновения имеют более жесткие последствия, поэтому там требования к подготовке автомобилей и спортсменов серьезнее.

– Чем значимо для автоспорта Павлодара право проведения зимнего ралли?

– «Самурык» – это уже бренд в пуле технических видов спорта в Казахстане. Это имя нарицательное ледовых гонок. Когда организаторы впервые вышли на нас с предложением провести этап в Павлодаре несколько лет назад, мы подошли к этому креативно. Если этапы под Астаной проходят в 30 километрах от города, то у нас есть великолепный затон реки Усолка прямо в черте города. Продленная автотрасса улицы Сатпаева сделала это место еще более доступным. В 2011–2013 годах, когда мы проводили соревнования, всем участникам это очень понравилось: удобное расположение, близость СТО, хорошее обозрение, масса болельщиков и просто красивая уютная местность. К тому же Павлодар всегда хорошо встречал участников соревнований. Переплюнуть наши условия оказалось не под силу другим городам. Апогеем качества проведения стало то, что в 2012 году нам доверили проводить сразу два этапа. К сожалению, в прошлом и позапрошлом году Павлодар лишили права проведения зимнего ралли в связи с конфликтом с местным организатором. Нас поставили на «паузу», чтобы мы разобрались внутри системы. Поэтому в прошлом году мы совместно с клубом «Red zone» устроили только любительские покатушки на льду. А в этом организаторы (по многочисленным просьбам) решили, что павлодарский этап нужно вернуть. Здесь автоспорт легче культивировать из-за доступа широкого круга зрителей. К тому же у нас есть идея, как дополнительно поднять планку организации.

– Какие-то новые препятствия или услуги?

– Мы хотим попробовать организовать так называемый Super special, который войдет в зачет раллийной гонки, в каком-нибудь неожиданном месте. То есть одну часть мероприятий вывести за пределы затона. Сейчас ищем площадку, где это можно будет сделать. Если позволит погода, может быть, это будет озеро у «Батыр-молла». Надеемся, что оно замерзнет. Раллийная дисциплина не очень зрелищна для зрителей из-за продолжительности трассы, а в Super special они смогут наблюдать за дуэлями между парами соперников на коротком участке. Вся борьба будет проходить на глазах болельщиков.

– «Самурык» – все же больше любительский или профессиональный вид соревнований?

– Основная его задача – популяризация автоспорта. Поэтому привлекает столько любителей. Однако пару лет назад организаторы умудрились совместить несколько этапов «Самурыка» с национальными этапами чемпионата Казахстана по ралли. Им пришла идея выпустить сначала любителей, а на следующий день по той же трассе – профессионалов. И несколько любителей они перетащили на профессиональные соревнования. Эти экипажи до сих пор гоняют. Не знаю, почему традиция не прижилась. Может, больше не собрали кворум профессионалов – в национальных этапах гоняет не так много, всего человек пятнадцать, поскольку это очень дорогие виды спорта. Один из наших спортсменов год участвовал в чемпионате Казахстана и говорил, что каждый этап обходился ему в миллион тенге. При этом он еще очень экономил. Команды, которые добиваются качественных результатов, тратят в разы больше. И таких этапов в течение года проходит пять или шесть. Тут за счет самого пилота ездить немыслимо, нужны серьезные спонсоры. А в «Самурыке» даже любители при небольших средствах могут подготовить машину согласно регламенту и почувствовать себя профессионалом!

– Получается, в основе профессионального спорта лежат все те же пресловутые деньги?

– Да, профессионалами становятся, когда у тебя появляются средства и мотивация.

– Раз уж вопрос финансов стоит так остро для любителей этого вида спорта, как вышло, что павлодарская команда перестала представлять родную область? Это ведь поддержка из бюджета.

– На самом деле участие государственного сектора в развитии автоспорта и раньше было минимальным: в прошлом сезоне область нам выделила средства только на одно выездное соревнование в республиканском кубке, никак не поддержав поездку на международные состязания в России, где мы уже защищаем не только область, но и всю страну. С наступлением же кризиса нам ясно дали понять, что даже олимпийские виды спорта сейчас крайне мало поддерживаются, что уж говорить о прочих, к которым относится автоспорт. И порекомендовали не вписывать свою программу соревнований в бюджет спортивного департамента – денег все равно нет. Так что решение отпочковаться и создать независимую команду легионеров зрело не один день и обосновано не зависящими от нас факторами.

Вообще, после того как развалился Союз, техническим видам спорта перестали уделять внимание. Причина банальна – казахстанским властям неолимпийские виды неинтересны. А зря! В этом году этап «Формулы-1» пройдет в столице Азербайджана Баку. Это по значимости равно Олимпиаде. Вы представляете, какой престиж для страны? Аудитория же «Формулы-1» миллиардная, за соревнованиями следят болельщики во всех точках планеты. Это же отобьется в виде инвестиций, за счет туристов, команд. А мы не в тренде, нам не интересно, у нас байга...

Сейчас вопрос даже не в том, чтобы власти нам помогали, а в том, чтобы не мешали. Мы ведь и так тратим свои средства, время, которые забираем у своих семей, бизнеса. А нам технику для подготовки трассы дают только по ночам… Хотелось бы, чтобы это наше сумасшествие оценивалось с точки зрения поднятия имиджа области, поддержки спорта, развития инициативы у молодежи. В автошколах же устройство автомобилей не преподают. И в армию парни попадают технически неподкованными. Это и на обороноспособность страны влияет.

– Выходит, на автоспорте, как одном из технических видов спорта, лежит образовательная миссия?

– Именно! Наши нынешние мастера, тренеры, звезды выросли из советских спортивных школ. Тот же Сергей Шеломенцев, руководитель павлодарского филиала ФАМС, – выпускник картинг-школы. Футбольные болельщики еще, наверное, помнят ее красочные выступления между таймами в домашних матчах «Трактора». Весь стадион на ушах стоял! Бывший тренер картингистов Олег Бергер ныне тренирует Сергея и других ребят из клуба. С его возвращением в автоспорт павлодарские гонщики стали делать большие успехи.

На моих глазах происходило преображение детей, пришедших в автоспорт. Раньше они просто болтались, их родители за руку в клуб привели. Кто не имеет финансовых возможностей – учатся судить соревнования. Год-другой, и они подрастают, начинают зарабатывать, получают права, покупают машину, экипировку. Сначала судейство, любительские покатушки, а потом – либо техническая специальность, либо профессиональный спорт. И таких много. А сколько семейных династий в автоспорте! То есть он не вымирает только за счет каких-то внутренних движений.

Пока еще есть тренеры, которые имеют школу за плечами и могут продвинуть нас в мировом спорте, но они потихоньку переезжают, в силу возраста умирают или начинают заниматься другими делами, поскольку не могут реализоваться в этом. Я знаю, что наши казахстанские автогонщики тренируют теперь суперкоманды в Омске, Новосибирске, Барнауле, Челябинске, Москве…

– Вы говорили о некоем прорыве и в нашей команде.

– Два года назад мы стали много соревноваться и из «пушечного мяса» превратились в опасных соперников для чемпионских команд Алматы, Петропавловска, Кокчетава. Титул вице-чемпиона Сергея Шеломенцева – тому подтверждение. На последнем этапе республиканского чемпионата по кроссу в Астане Сергею для общего зачета достаточно было просто прийти к финишу, и он бы стал чемпионом Казахстана. К сожалению, гонщика подвела техника – в одном из заездов взорвался двигатель. До клетчатого флага ему не хватило буквально одного круга. Но по итогам сезона звание мастера спорта он получил. И в командном зачете в кроссе мы стали вторыми. Наш Юра Мельников стал чемпионом Алтайского края в классе багги, а Арсентий Ярыш – бронзовым призером в одном из этапов чемпионата Алтайского края по кроссу. Таковы наши достижения только за прошедший сезон.

***

Что и говорить, гонщики – настоящие энтузиасты своего дела. Автоспорт как раз на таких и держится: все расходы ведь ложатся на самих спортсменов, плюс небольшие призовые от меценатов. Где-то в этой связке должен быть государственный сектор. Однако отчеты о достижениях спортсменов и реальная поддержка – это, как говорят в Одессе, две большие разницы. К чему приводят пустые надежды на «Большого брата», мы прекрасно видим по нашей экономике. Поэтому на новую, свою, колею выходит команда павлодарских легионеров под говорящим названием «Фантом». И в новом сезоне у этого призрака павлодарского автоспорта, вычеркнутого из реестра «нужных» видов спорта, есть все шансы стать заметной фигурой. Была бы трасса, а потенциал приложится.

 
1
369
0