Yvision.kz
kk
Entre
Entre
128 постов4 подписчика
9
01:25, 13 февраля 2016

Тернистый путь истинных певцов. Риголетто в ГАТОБ

Если уж надо поклоняться певцу, то не Кайрату Нуртасу, или другому сосущему микрофон «певцу», а Тенору. Высокому, молодому, имеющему красивый голос, каждая верхняя нота которого имеет настоящую силу. На моих глазах за пару лет в России возник клуб поклонников Нажмиддина Мавлянова. Вначале этот молодой драматический тенор из Узбекистана, как полагается, высокий, героический и артистичный, пел в Стасике (театре им. Станиславского), затем в Большом, сейчас в лучших театрах Европы - последнее выступление в ROH Ковент Гарден.

Однажды я получила письмо в личку фейсбука от одного уважаемого блогера, регулярно пишущего отзывы на сайт «голос публики» http://golos-publiki.ru/.  Мавлянов должен был петь в «Тоске» в Астана-Опера, а поклонники, оказываются, собирают все отзывы, фотографии и по возможности записывают его выступления на диктофон. И мне предлагали, в случае, если я туда пойду, поделиться впечатлениями и помочь собрать материалы в прессе.

Если говорить про нашу страну, то таким певцом должен быть Айдос Жабагин. Я не собиралась никуда идти, но услышав за день, что он будет в первый раз исполнять партию Герцога в Риголетто, как ужаленная, сама не ожидая от себя такой бурной реакции, купила на Тикетоне билет.

И вот началось «Риголетто». За пультом стоял мой любимый кондуктор Рустем Кабылбай. Странные темпы он задал! Увертюру очень медленно, а первое действие – очень быстро, так погнал, что хотелось сказать: «Кондуктор, нажми на тормоза!». Оркестровые художественные задачи это одно, но действовать в ущерб певцам – это другое. Первые фразы двух теноров Жабагина и Садуахасова просто зажевались. Зато дуэт Спарафучиля и Риголетто получился недопустимо медленным, я даже подумала, что он помогает Кайрату Омирбекову, басу с чрезвычайно тугоподвижным голосовым аппаратом. И все было несобранно.

Представление было сырое, возможно, мало подготовленное. Замены были, не совпадали заявленные на афише певцы, в том числе и дирижер, с теми, кто выступал.

Айдос Жабагин имеет огромный потенциал. Но в данной постановке выступал неровно, некоторые арии казались не готовыми, с плохой фразировкой, не попаданием в темп, плаванием голоса и необъяснимой динамикой. Вначале вообще не звучал. Его было не слышно. Потом дал звуку, но не всегда этот большой звук был уместен, к примеру, в лиричном дуэте с Джильдой, когда Наталья Мезина пела средне-громко. Иногда голос имел красивейшие богатые обертона, иногда звучал выхолощенно. Я уже промолчу про верхние До, до которых он, как мировой рекордсмен по прыжкам с шестом Бубка, должен был допрыгнуть с полуметровым запасом, я так чувствую. Я еще подумала, а ведь баритоновый его голос был невозможно красивый, ровный во всех регистрах, и он умел им управлять, так, что я рыдала. Я понимаю, что сейчас на улице минус 18 градусов мороза, и голоса примерзают.

Освежила в памяти пару интервью* с Франком Корелли, он там откровенно говорил о своих голосовых проблемах в начале своей певческой карьеры, о том, как он выбирал - быть ему баритоном или тенором, о том, как много он работал над каждой нотой, как выбирал педагогов и техники пения, как искал окраску и выразительность голоса. Я вижу связь. Айдос идет по той же дороге, по которой в свое время Корелли прошел. То есть наличие сильного яркого голоса с металлическим оттенком мешает, например, петь легато и пиано. Уверена, что Айдос найдет себя. Публика на поклонах его хорошо принимала, в антракте я разговорилась с одной бабушкой, завсегдатаицей театра - он нравится, недостатков она вообще не слышит, в полном восторге.

Джильду второй раз исполнила Наталья Мезина. Мне кажется, она после абсолютно триумфального исполнения Памины, стала петь более облегченным светлым голосом. Хотя, партия Джильды и должна быть такой. Хорошо выступила, показала потрясающую технику, артистизм, один ляп был, в финале Si, vendetta, подъехала в верхней ноте. Были и душераздирающие низкие густые ноты в последнем действии, в речитативе, тот есть в голосе вся палитра звуков. Тоже имеет огромный звездный потенциал.

Риголетто исполнил Талгат Кузембаев, который показался настоящим профи на фоне молодого дебютанта. Не теряется, поет, работает. Доходит до высот драматизма.

Порадовала Елена Никонова, тоже второе раз выступившая в партии Маддалены. Она вышла на сцену, органичная, профессиональная, и сразу расшевелила всех. С блеском, которого до этого момента не было, все исполнили квартет. Айдос Жабагин абсолютно блеснул в этом месте. Далее, в сцене со Спарафучилем Омирбековым, последний блестяще выступил. Его, сложно вытекающий из гортани голос, звучал в этом месте максимально мелодично и легко. Даже появился характер персонажа, выраженный вокально. А уж сама Елена, если в прошлый раз спела академическим голосом: красиво, правильно, звучно и «поставлено», в это раз ее голос заиграл драматическими красками. Это то, что ценится выше всего, на певца можно не смотреть, можно не смотреть на сцену, а слушать в записи, и все будет. Маддалена, веселая танцовщица, соучастница убийств, в голосе появилась какая-то стервозность, напор, жестокость и жалость.

Blog post image

Анастасия Кожухарова в первый раз спела маленькие партии графини Чепрано и Пажа. Это было чистейшее исполнение небесным голосом двух маленьких партий, она запомнилась, но в то же время не отвлекла одеяло на себя, так и надо исполнять такие партии.

Александр Сметанин – Марулло и Дамир Садуахасов – Борса в этот раз ничем не выделились и никак не блеснули. Нормально. Хор был прекрасен. Не понравился Руслан Бут в партии Монтероне. Мне никто в этой партии никогда не нравился, даже Беимбет Кожабаев. Какая-то проходная партия, всегда поющаяся спертым голосом. (В это время, со смешанными чувствами, наблюдаю за обновлениями в фейсбуке нашего баса Таира Тажи: вот он в Вене, вот он в Wienerstaatsoper, вот он с Анжелой Георгиу в обнимку... Учится и поет, эх, где наши басы?).

Про себя я знаю одно, появится в афише имя Айдоса Жабагина, я опять пойду его слушать. И дождусь эталонного исполнения. Если он будет работать над голосом как Франко Корелли.

Blog post image

* http://www.operanews.ru/history14.html

http://belcanto.ru/10022501.html

9
1165
3