Как правильно воровать казашек?

Modern Kazakh 2016 M01 21
1157
3
5
0

Написать пост на эту тему меня натолкнуло видео о похищении девушки с последующей целью замужества. Событие сие происходило на улицах легендарного Чимкента. На видео был заснят весь этот колоритный пр

Написать пост на эту тему меня натолкнуло видео о похищении девушки с последующей целью замужества. Событие сие происходило на улицах легендарного Шымкента. На видео был заснят весь этот колоритный процесс, в котором парни пытались выкрасть девушку студентку то ли медвуза, то ли педвуза.  Добровольно или нет – я тоже не знаю. Но написать об этом захотелось, тем более, что по духу тема очень близка к последнему посту о многоженстве. Однако, не подумайте, это не какой-нибудь самоучитель по воровству невест.

Цель кроется совсем в другом! Просто хочется разобраться именно в аспекте того, как правильно проводить эту «операцию», чтобы «А»- не нажить себе проблем и врагов со стороны родственников невесты, и «Б» - не сесть за решетку после заявления о похищении человека. А самое главное – не нарушить традиционные каноны, если, конечно же, такая традиция существует.

Первый вопрос который у меня возник после просмотренного сюжета: А была ли, собственно, у казахов эта традиция красть девушку (невесту)? Так называемая традиция «алып кашу» среди нашего народа действительно существовала, и существует, как и у многих тюркских народностей. А вот откуда она берет корни, доподлинно неизвестно.

Как бы то ни было, у казахов «алып кашу» устраивали по трем основным причинам. Первая, если жених и его семья не могли заплатить положенный калым за невесту. Вторая, если родители девушки были против кандидатуры новоявленного жениха. И третья причина - девушка любила одного, но с детства была засватана за совсем другого юношу. Последняя причина приносила особенно много проблем, так как приводила к межродовым столкновениям и семейным разборкам между родней этих самых женихов и семьей девушки. Иногда крали и по другим причинам, например, чтобы «выпендриться» и доказать какой тот или иной парень – настоящий джигит. Крали даже маленьких девочек в том случае, если овдовевший джигит не желал замужества  младшей сестры своей покойной жены с кем-то другим.

Красть - только по согласию

Если, конечно, не пугает 125 статья уголовного кодекса РК о похищении человека, предусматривающая наказание от 5 до 8 лет. Однако,  похитителей редко наказывают. В соседнем Кыргызстане этот обычай получил даже большее распространение, чем у нас. (А в киргизском варианте эта традиция звучит чуть иначе «алып качу»).   Так вот этот так называемый «алып качу» волей-неволей на собственной шкуре испытало 15 тысяч девушек, и известен лишь один судебный процесс над похитителем, и было то в недалеком 2013 году.

Компенсация за ущерб

Если же джигит выкрал девушку без согласия и благословения родителей, то родители девушки, заявившись домой к жениху, по адату имели полное право на материальную и моральную компенсацию. Поэтому такой ход событий тоже имел место быть и джигит должен был исполнить условия адата достойно.

Нерасторопный – тогда получай в морду!

Нелегкое это дело красть себе невесту. Если наш горе-жених не оказывался шустрым малым, то он мог получить побои от родственников девушки. Побои могли наноситься вплоть до домашнего порога жениха.  И, как ни странно, именно родители жениха должны были извиняться за застигнутого врасплох сына. Бывали случаи, что горе-женихов забивали до смерти.

Брат - это святое

Даже  после успешного «алып кашу», дом жениха мог навестить родной брат или дядя девушки для того, чтобы умыкнуть ее из цепких лап невольного брака. И никто не имел право противиться решению брата, даже если сама девушка была не против остаться у жениха, который выкрал ее. При этом, весь процесс «отгрузки» девушки обратно домой мог сопровождаться благим матом со стороны брата/дяди и, поверьте, требовалась недюжинная воля, чтобы молча стерпеть все оскорбления.

Главное одна ночь и платок на голову

Часто девушки смирялись со своей нелегкой судьбой в качестве краденой невесты. Даже если не было никакого согласия на воровство или если  молодожены вообще не были знакомы до того самого рокового дня.

Процесс «ломки» девушки ускоряла также тяжелая артиллерия в лице родственников джигита,  менталитета и груза общественного мнения.  Потому как сама по себе ночь, проведенная в доме жениха, ставила под сомнение невинность девушки. Даже если ничего и не было. А потому вернуться домой к родителям и ждать с подпорченной репутацией настоящей любви было рискованно, потому как могли и вовсе не взять в жены до скончания века.  Как говорится,куда ты денешься, когда разденешься! Такой вот позор мог  поставить под удар не только девушку, но и ее семью.

С другой стороны – все те же родственники жениха так и вили круги над девушкой, восхваляя качества жениха и  богатым имуществом, если оно имелось. Вот, мол, насколько наш сыночек хорош и богат, заживешь с ним, не зная нужды и горя.

Немногие девушки выдерживали такого массового напора и окончательно принимали свою новую жизнь, одев платок на голову в знак примирения и послушания.

Вот такой вот интересный обряд получается наш «алып кашу». Безусловно, кто-то скажет, что обряд изжил себя, но данные говорят об обратном. Сейчас дело это стало крайне модным. Это раньше надо  было на лошади красть, а сейчас посадил в машину - и дело в шляпе!  А потому воруют девушек везде: на улицах крупных городов, аулов, в парках, автобусах и даже в поездах. Согласно обществу по правам женщин РК, ежегодно в Казахстане крадут 4-5 тыс. молодых девушек. Да, это не Кыргызстан со своими 15 тысячами, но тоже не мало!

Адильбек Нурмаков

Оцените пост

5

Комментарии

0
Да, слыхали о таком)
0
нет такой традиции, воровать невест )
чего только не придумают
Показать комментарии