Yvision.kzYvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов41 подписчиков
Всяко-разно
0
06:39, 18 января 2016

Музыкальные истории длиной в 85 лет

Blog post image

Концертно-просветительской программой «Звездный вечер» в Доме дружбы отметили павлодарцы 85-летие своего именитого земляка Наума Шафера. Преподаватель, литературовед, музыковед и создатель уникальной музыкальной коллекции в своем Доме-музее Наум Григорьевич лишь в редкие моменты, вроде больших юбилеев, выводит на первый план свою творческую субличность – композитора Нами Гитина. Его произведения и стали главной темой праздничного вечера.

Слияние разных видов искусств и наук для профессора Шафера дело естественное. Как дышать. Ведь это совершенно естественно – будучи булгаковедом, разбираться не только в романах, повестях и пьесах Мастера, но и в его оперных либретто! И быть исследователем таких непохожих личностей, как композитор Дунаевский и бард Высоцкий, объединенных датой ухода – 25 июля. Впрочем, обо всех работах Наума Григорьевича информация находится в широком доступе, и нет смысла перечислять все литературоведческие и музыковедческие публикации и антологии непревзойденного искателя и коллекционера. Тем более, что сейчас речь о Нами Гитине, его творческом двойнике.

Литература и музыка вели Наума Шафера по всей жизни: еще студентом филфака КазГУ он был замечен композитором Евгением Брусиловским, услышавшим в его «Вечернем вальсе» старинную, ныне утраченную стилистику. Взяв парня под крыло, Евгений Григорьевич стал обучать филолога, имевшего за плечами лишь музыкальную школу, урокам композиции. Впоследствии он поставил своему протеже жесткое условие – бросить филфак и перевестись в Уральскую консерваторию, где его патрон уже договорился о вступлении без окончания музучилища. Тогда выбор был сделан в пользу филфака. Но работы, сделанные Шафером в студенческие годы под руководством мэтра, остались жить в нотах.

Тогда, в годы сотрудничества, появился и композитор Нами Гитин. Такой творческий псевдоним придумал молодому Шаферу сам Брусиловский, взяв домашнее имя Наума и имя его матери Гиты в основу. Проделано это было только для того, чтобы допустить до эфира первый в жизни паренька радиоконцерт с его музыкой – в то время шло «дело врачей» и велась борьба с космополитизмом. Так начинающий композитор получил свое отдельное имя и новую жизнь в музыке.

Пришедшие на концерт павлодарцы смогли оценить разносторонность композиторского таланта юбиляра, автора более 300 музыкальных произведений, и услышать живое исполнение некоторых из них. На вечере прозвучали написанные в разные годы марш «Привет Дунаевскому», «Вечерний» и «Новогодний вальс», танго «Мой старый патефон» и оперные композиции. Два года назад, к 200-летию М.Ю. Лермонтова, Наум Григорьевич выпустил-таки нотный сборник и диск с фрагментами оперы «Печорин», созданными в годы общения с Брусиловским. Слушателей он просветил по поводу истории написания каждого фрагмента. Эти истории наверняка войдут в новую работу публициста – мемуарный роман о композиторе Брусиловском как учителе, которую Наум Григорьевич планирует закончить в этом году.

Кроме подарков, цветов и искренних пожеланий в этот вечер профессор получил и два самых главных признания – от слушателей и от областных властей, которые помимо приветственного адреса от акима преподнесли хорошую новость:

«В рамках оптимизации музеев рассматривался вопрос по статусу вашего музея. После всестороннего изучения вопроса стало очевидным, что необходимо сохранить его статус. Это единственный на постсоветском пространстве музей грампластинок, кроме того по богатству коллекции ему нет равных во всем мире», - сказал руководитель аппарата акима Павлодарской области Расул Уразгулов, последние слова которого затонули в шуме аплодисментов.

Сегодня Дом-музей Шафера продолжает просветительской работой прививать любовь павлодарцев к искусству. Как и обычно, каждый пятничный вечер в уютном зале Дома-музея – новая встреча, новая лекция и ручкой старого патефона снова заведут невидимую пружину, которая даст ход новой музыкальной истории.

 
0
283
0