Yvision.kz
kk
Обзоры
Обзоры
1 199 постов342 подписчика
Обзоры новинок и товаров.
7
23:04, 16 января 2016

Почему Убер не Фейсбук и никогда им не станет.

Утреннего кэпства пост.

Когда Фейсбук вышел на IPO в мае 2012 года (через 8 лет после основания), мало кто верил, что данная компания заслуживает оценки в 100 млрд. ДСША при чистой прибыли в один миллиард. Слишком жирная и необоснованная оценка, подумал я.

Через три года стало очевидно, что Фейсбук вполне стоит даже и 200 млрд (насчет 300 млрд. у меня все еще серьезные сомнения). Один Инстаграмм потянет миллиардов на 50, не говоря уже о прочих активах Фейсбука.

Теперь об Убере. Компания была основана в марте 2009 года. В августе 2013 года инвесторы оценили ее в 3,5 млрд, в июне 2014 - уже в 17 млрд, в феврале 2015 - в 40 млрд, в декабре 2015 - в 62,5 млрд. долларов.

Судя по динамике, ничего вроде бы не мешает компании выйти на IPO в марте 2017 года (через те же 8 лет) по той же оценке в 100 млрд. ДСША.

Казалось бы, копия успешной финансовой истории Фейсбука.

Есть однако несколько серьезных но.

1) К моменту выхода на IPO Фейсбук был уже три года подряд как прибылен, а Убер по 2015 году все еще в убытках.

2) Есть фундаментальная разница в издержках на переход к конкурентам у Фейсбука и Убера.

На втором пункте я бы хотел остановиться поподробнее.

В практическом виде он звучит так: очень трудно перейти с Фейсбука на другую соцсеть и очень легко перейти с Убера на другую программу для вызова такси.

Почему так?

Потому что, чтобы уйти с Фейсбука, нужно уговорить всех (или хотя бы часть) ваших друзей тоже уйти с Фейсбука, а им - своих друзей, а тем - своих, и так далее. Ведь без друзей смысла переходить в другую социальную сеть особого нет. То есть чем больше социальная сеть, тем она ценнее для каждого ее участника, и тем труднее перейти на другую социальную сеть.

С услугами такси не так. Если тебе надоел Убер - скачай конкурента и пользуйся его услугами. Если у конкурента хороший сервис и хорошая цена, ничто не держит тебя пользоваться Убером. То есть, издержек перехода к конкурентов почти нет.

Другими словами, плюсы, которые Фейсбук получает от своего размера и статуса самой большой социальной сети, несравнимо большие, чем плюсы, которые получает Убер от своего размера и статуса самого большого приложения для вызова такси - из-за разной природы их бизнеса.

Поэтому я сильно сомневаюсь, что Убер сможет достичь оценки даже в 100 млрд, не говоря уже о тех 300 миллиардах, которые Фейсбук недавно стоил (сейчас его капитализация - 270 млрд, она упала на фоне распродажи на фондовых рынках).

7
446
5