Квартирный вопрос

Айгуль Тулембаева August 26, 2010
1049
3
0
0

Квартирный вопрос, как известно, портит простых горожан, а в зимний период он становится проблемой номер один для городских властей. Вот уже который год традиционно перезимовка ассоциируется у нас с...

Квартирный вопрос, как известно, портит простых горожан, а в зимний период он становится проблемой номер один для городских властей. Вот уже который год традиционно перезимовка ассоциируется у нас с балансированием над коммунальной пропастью, когда все искренне надеются, что, может быть, пронесёт и отопительные сети выдержат ещё одну зиму. Все прекрасно знают, что коммунальная инфраструктура уже давно физически и морально изношена и держится на честном слове, но надежда всё-таки остается. И, что удивительно, несмотря на усталость металла, коммуникации продолжают снабжать население водой и теплом, периодически прорываясь в локальных местах, но сохраняя в целом некое подобие устойчивости.


Конечно, чудес не бывает. И вероятность возникновения коммунального коллапса гипертрофированно увеличивается с каждым годом. Латание дыр, которым занимались последние десятилетия городские власти и продолжают заниматься до сих пор, может привести к ещё более худшим последствиям, поскольку система с перемежающимися изношенными и новыми элементами трудно прогнозируема и практически непредсказуема. Обновление же всех коммуникаций требует огромных финансовых ресурсов, которых всегда не хватает. Коммунальщики жалуются, что тарифы занижены, поэтому они не могут инвестировать в модернизацию оборудования и сетей, население возмущается высокими ценами на коммунальные услуги и низкое качество. Государство пытается угодить и тем и другим, порционно повышая тарифы и выделяя ресурсы для обновления систем.

Однако подобные слабые попытки государства удержать коммунальную ситуацию под контролем можно сравнить с желанием сохранить устойчивость разваливающегося дома с помощью скотча. Скоро весь дом будет обмотан скотчем, а стены просто рассыплются внутри этой обмотки. Причем рассыплются не только в переносном, но и прямом смысле. Ведь почти половина жилых домов в стране перевалила за срок своей профпригодности. Это только египетские пирамиды – вечные. Остальные же творения рук человеческих, особенно предназначенные для пользования простыми людьми, имеют ограниченный период существования.

Таким образом, ветхое жильё и изношенные коммунальные сети могут стать весьма неприятным фоном для громких лозунгов об инновационной индустриализации и стремительном экономическом росте. Хотя реальное состояние жилищно-коммунального хозяйства никак не отражается на наших рейтингах международной конкурентоспособности, оно может значительно понизить индекс человеческого развития. Ведь проживание в зданиях, которые по многим параметрам не соответствуют нормам безопасной жизнедеятельности, приведет к ухудшению здоровья и, соответственно, к снижению и без того невысокой продолжительности жизни.

За двадцать лет независимости мы отстроили новую столицу и много элитного жилья для менее чем одного богатого процента населения страны. Остальное же большинство живёт или в аварийных и старых домах постройки прошлого века, или в домах, построенных по государственной программе и нуждающихся в постоянном капитальном ремонте. В результате можно сказать, что проблема обеспеченности жильём ещё долгое время будет только обостряться. Ведь старые дома постепенно будут разрушаться, а многие новые дома не смогут дожить даже до окончания срока своей профпригодности. И в итоге квартирный вопрос не только всех испортит, он просто станет незаживающей язвой общества.

При всей сложности проблемы сказать, что она не решаема, нельзя. Деньги в стране есть, рабочие руки – тоже, нужны только сильное желание и твёрдая воля. Остальное – дело техники в прямом и переносном смысле этого слова. Созданному не так давно Агентству Республики Казахстан по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства вполне по силам освоить направляемые на развитие ЖКХ 300 миллиардов тенге. Эти деньги будут выделяться и осваиваться в течение пяти лет равными долями, и поэтому проблем со своевременным освоением быть не должно. Но могут возникнуть проблемы совсем другого рода. Во-первых, средства, скорее всего, будут выделяться с большими задержками. Во-вторых, качество исполнения соответствующих работ может вызывать большие сомнения. Если построенные в советский период инженерные сети продержались более пятидесяти лет, то современные могут не выдержать и двадцати, учитывая выявленные многочисленные нарушения в технологии строительства и реконструкции.

Интересно, что среди приоритетов программы модернизации ЖКХ есть пункт о модернизации и реконструкции действующих инженерных сетей и объектов коммунального сектора. А о строительстве новых ничего не говорится. Это немного странно, если учесть, что государство намерено реализовать инновационную пятилетку. Что же это – все пять лет не будем строить новые объекты коммунальных систем?

При этом одним из приоритетов данной программы является обеспечение ремонта и содержания многоквартирных жилых домов. Видимо, составители программы сами живут в таких домах, где протекают крыши и в ужасном состоянии находятся подъезды. Поэтому они не ссылаются, как служащие акиматов, традиционно на КСК, а причисляют эти проблемы к компетенции государства. Конечно, снимать с КСК ответственность за содержание домов нельзя, но и взваливать на них все вопросы неправильно. Ведь накопившиеся за столько лет проблемы, связанные с износом жилых домов, невозможно решить усилиями собственников квартир, многие из которых живут на одну пенсию или небольшую зарплату бюджетника. Социально ответственное государство не может бросать на произвол судьбы аварийные дома и их жильцов, оставляя их один на один со своей бедой. Программа модернизации ЖКХ обязательно должна включать вопросы, связанные с нормативно-техническими аспектами решения данных проблем.

Во многих странах мира вопросы обеспечения населения доступным и качественным жильем решаются вполне эффективно и достаточно быстро. Используя этот опыт и наши значительные финансовые возможности, мы вполне можем создать хорошие условия для жилищно-коммунального строительства, и тогда квартирный вопрос будет нас только радовать.

Опубликовано в газете "Мегаполис" от 23.06.2010г.

Оцените пост

0

Комментарии

0
а еще один острый вопрос это транспорт, что покупать в Астане? сидан - что бы мучаться? а джип дороговато(((
0
))) маленький, но опасный вопрос...
0
да не маленький) стока ездить придется ведь на такси не наездишься, а водитель не оч удобно(((
а зимой особенно на левом погодка мерзкая будет, мучаться как в прошлом году не хочется((
Показать комментарии