Yvision.kz
kk
Business
Business
464 постов92 подписчика
Деятельность, направленная на систематическое получение прибыли.
17
05:59, 24 декабря 2015

По просьбам трудящихся

Местный пользователь Zubrus в этом посте под моим комментарием попросил написать об опыте работы в детском доме. С удовольствием выполняю его просьбу и рассказываю о работе в этом удивительном месте.

Blog post image

Называлось сие заведение: Специализированная школа-интернат для детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей и детей с ЗПР, находилось по адресу: Г. Алматы, ул Каблукова 93. Работал я там с 2005 по 2007 гг. Устроился я туда воспитателем, не имея педагогического образования. После окончания заочного обучения в КазГУ на геофаке, я с сентября 2004 по февраль 2005 работал в обычной школе преподом. Приходилось нелегко, дети меня вообще не слушались, в общем не выдержал и ушел, где-то в августе выпала возможность устроится в тот интернат. Думал, что в интернате вообще не справлюсь и будет еще хуже, но все таки я туда пошел к концу августа, и с сентября приступил к работе.

Для начала объясню разницу между детдомом и интернатом. В детском доме дети постоянно живут, но при этом учится ходят в спецклассы обычной школы, чаще всего той, что находится рядом. В интернате же все свое на одной территории и спальные корпусы и школа. Интернат - это полная автономия, где все свое. Не знаю почему, но дети не любили считать себя интернатскими, предпочитая называться детдомовцами. Прикола этого я не понимаю, видимо кроется он в том, что интернат более закрытое заведение, а им видать хочется быть членами общества. В общем интернат можно назвать детским домом, т.к. там живут дети, а детдом нельзя назвать интернатом, т.к. там нет своей школы. Для примера дети со 2 детдома, что находился подле нас, ходили в школу №63, она была прям напротив, а дети из 1 детдома, что в Орбите, если я не ошибаюсь ходили в какую-то Орбитовскую школу. Впрочем, может я в чем и ошибаюсь с формулировкой.

Дети нашего интерната - это в основном дети, родителей чьих лишили родительских прав. Так почти у всех детей в анкете так и было записано ЛРП. ЗПР - это задержка психического развития. Диагноз сий им ставят на врачебно-педагогической комиссии. Нет, это не значит, что они дурачки, психи, шизики и пр. Они вполне себе полноценны во всем, правда бывает что плохо читают скажем в свои лет 12, а то и больше. Да,пишут с ошибками, да, читают по слогам. Зато в жизни разбираются получше любого ботана и Спинозы.

Спальный корпус разделен на 2 крыла: мальчики налево, девочки направо. Живут дети классами. Тем классом в котором и учатся, на каждый класс 2 воспитателя, которые работают посменно.

Утро самое тяжелое время. Детей надо поднять. Сами понимаете задача более чем не простая. Разбудил, отвел на завтрак, а потом линейка. Зачем каждое утро линейки?

В общем отправил их утром в школу как смог, и кого смог и до обеду можно и домой съездить, или там в спальне покемарить. В обед забираешь со школы и в столовку. После обеда уборка территории. Ой, как сложно их туда выгнать. Легче самому сделать ей Богу! Мне и в спальне убираться приходилось, потому, что их хер заставишь, а ежели руководство увидит бардак - дадут по ушанке. Была у нас одна завуч. Хорошая тетка, но прутиком могла стегануть не только непослушных детей, но и нерасторопных сотрудников да, да. Завучей там двое: одна в школе по уч. части, другая в корпусе по восп. части. Причем те, что по восп. части менялись постоянно. Мало кто выдерживал, а вот школьная завуч была вечной и бессменной, как Омоноли Рахмонов в Таджикистане. Сильная тетка, держалась. Помню ее золотые слова однажды. В общем рассказывала она, как мамочка нескольких детишек, что жили у нас возмутилась и сказала ей, что-то типа: "Вы - не любите детей!". На что завуч мудро ей ответила: "Да я люблю детей, поэтому и завела себе одного!". Красиво сказала! Реально, многодетность - не есть любовь к детям.

Другой сложной ситуацией были побеги. Рабочий день воспитателя был до 21:00, потом сдаешь детей по списку ночникам и.. спать? Хренушки вам, не спать, а за бегунами. Дают школьный автобус, который заправлять должны воспитки вскладчину. Прикол, да?! Едешь по работе, а бензин за свой счет. Ну и всю ночь рыскаешь, рыскаешь по всем бомжатникам. Я искал и днем и ночью. Тяжело, но зато весело и смешно. По таким бомжатникам находишься, такого веселья насмотришься. Есть, что вспомнить.

Вот несколько ситуаций из жизни в детдоме:

1. Искали мы одного ученика в районе его проживания, спрашиваем местных не знаете ли таких: Дениса, Светку (Света - мама егоная). Один местный мужик такой: "Светку? Светку-татарку?" Ну я хер его знает она, или нет, говорю на всякий случай: "Да". Повел нас чувак и привел не туда. С тех пор Светка-татарка в нашем классе стало именем нарицательным. Появился новый ученик однажды с татарской фамилией, я его тут же окрестил Светкой. Когда те, кто не в курсах спрашивали: "Почему Светка", я отвечал: "Потому, что татарка".

2. Опять же с тем же учеником и вечным бегуном случай:

Паренек воровал провода и сдавал медь. Я шуткой всегда говорил, что он будущий железный магнат, а когда он сбегал и побирался на улицах, я называл его Фунтиком, от чего он всегда смеялся.

Blog post image

Одним из мест его дислокации в бегах был мост над Весновкой, в районе цирка. Ну, знаете да. Там он под мостом частенько прятался. Однажды бродим там с другими учениками, его ищем, а тут фотограф нас один окликает:

- Вы, кого-то ищете?

- Да, - отвечаю я, - дети из детдома сбежали.

Тогда фотограф мне и рассказывает:

- Так, вчера тут какие-то лазили, что-то жгут под мостом, я их спросил: "что делаете?", а они отвечают: "не поверишь мужик, баланду варим!".

А жгли они провода, дабы медь оголить.

3. Летом нас всех отправляли в лагерь, в город-герой Иссык. Дети там жили все лето, а мы работали по-сезонам. Сбежали как-то дети из лагеря. Поехали мы на школьном бусике за ними в город. По слухам они побирались на Абая-Космонавтов, потом ночью шли спать под елочки на ВДНХ. Поехали на Космонавтов - никого, поехали на выставку. Сидим, ждем на Тимирязева перед Ауэзова. Смотрим идут наши "нищие", одного в коляске везут, аха. Мы за ними выскакиваем, а их какие-то чуваки встречают с двумя огромными собаками. Мы только детей хвать, они на нас псов отпускают, мы быстро все в автобус и капитулируемся. Только отъехали, как одна воспитка ищет своего ученика, которого брала в помощь нам: "А где мой Макс?!". Разворачиваемся за Максимкой, а он бежит от собак быстрее лани, как Гарун из поэмы Лермонтова. Подобрали ребенка, его трясет, а воспитка гладит его по голове: "Ой, Максик, ммммм, ой, жаным, жаным!".

4. За бега мы закрывали деток в психушку. Благо Каблукова рядом. Не стоит думать, что мы звери. В психушке ничего дурного с ними не делали: голые кровати с решеткой, электрошоки, смирительные рубашки и препараты превращающие человека в овощ - все это мифы. Нету всего этого в психушке, это есть только в фильмах критикующих Власть Советов - якобы коммунисты неугодных туда закрывали (что тоже миф и неправда). Закон мы не нарушали, дети находились на диспансерном учете и легли на профилактику. Отдохнут, поваляются, курс витаминов примут, и назад в родной интернат возвращаются поправившимися, как после курорта. Вот однажды привел я туда того же ученика, о котором в двух первых пунктах рассказывал, а завотделением сразу мне заявляет: "П. мы не примем, он не укладывается в наш режим, везите на Сейфуллина, с нашим направлением возьмут". Везу его на Сейфуллина и говорю:

- Если тебя и тут не примут, в интернат вернется только один из нас. Это буду я!

А потом шуткой так, я ему говорою:

- Постарайся, чтобы приняли, зайди и скажи: "Я - Сталин!"

- А вы мне 100 тенге дадите?

- Дам!

Ну, короче в кабинете дохтур задает всякие вопросы, а я ему говорю:

- А он в зеркале бабку видит!

Доктор:

- Обпыханный что ли был, или укуренный?!

Объясняю: обпыхаться - это унюхатся клею.

Короче там такая тема была: в том районе сносили дома, и дети принесли с развалин зеркало. Фантазия у детей богатая и давай они выдумывать про старушку, которая там отражается.

Blog post image

5) Другие случаи про психушку:

* Повел туда одну девочку, а там перед госпитализацией они разговаривают с психиатрами.

Доктор:

- Какой урок любишь?

Ученица:

- Литературу.

Доктор:

- Расскажи стишок.

А в ответ тишина.Но там за забором. была тишина.

* Привожу мальчика.

Доктор:

- Какой сейчас месяц? (на дворе был май).

Ученик:

- Десятый.

Доктор:

- А октябрь какой месяц?

- Ученик:

- Ой, я такое не люблю!

6) Еще было веселье, когда 2 воспитательницы подрались из-за кладовки. Шум стоит, гам на 2 этаже. Поднимается завуч, думая, чи дети буянят орет:

- Что такое?!

Дети спокойно посмотрели на нее, ответив:

- Воспитки дерутся!

Жесть это было ваще. Это надо было видеть. Это круче Прайма, хотя и без такого погрома.

Blog post image

7) В лагере все дети рассказывают страшилки. Дали мне на поруки ребенка не из моего класса. Я ему рассказываю, что на заброшенном бассейне, что был на территории лагеря, ночью приходит стирать белье Белая прачка, якобы она стирает саван для мертвеца, и если с ней столкнуться она так ударит мокрым бельем, что позвоночник переломает. А еще говорю у нее есть дочка Кузька, она ее мать, отсюда и выражение: показать кузькину мать. Подговорил я свою ученицу, чтобы нарядилась в белое и испугала его, веду его туда. Он: "Там кто-то есть, там кто-то есть!" увидев издали огонек от сигареты. Она выскакиевает: "Ба!", он: "ААА!". Потом пошли пугать малышей. Она вся размулеваная и в белом. Подходим к бараку она стучит в окно после отбоя. Дети не откликаются, я говорю сильнее стучи. Она как даст. Херась! Стекло вдребезги, а мы по пяточкам.

Blog post image

8) Когда мы ездили на трамваях, заходили и говорили:

- Детский дом.

А как еще их мне везти? Детей много, за всех не заплатишь, машины тогда не было постоянной. Вот так и ездили. Однажды ехали из Айи, спустились по речке до Шевченко, ждем трамвай, заходим, а кондукторша нас выгнала. Мол постоянно ездят эти детдомовские не платят, а вот этот (на меня пальцем тычет) вообще самый наглый из них. Вышли, ждем другой. Отворяется дверь, выходит дяденька водитель и спрашивает:

- Детский дом?

- Да.

- Пешком идите!

Так пешком и пошли от Шевченко-Весновки, до Каблукова-Журавлева (Каблукова-Кихтенко ориентировочно).

9) Знаете что такое РЦТП? Распределительный Центр Трудных Подростков. Ныне он по другому как-то называется. Что-то такое бла-бла, для детей с девиантным поведением. В общем пугали мы детей, что если будут плохо себя везти их туда заберут, а на деле наоборот с РЦТП всех к нам выкидывали. Короче повели мы туда того же пацана о коем я выше в первых двух пунктах рассказывал. Там воспитатель мужик говорит одному, уже взрослому ученику: "Поговори с ним". Т.е. с моим учеником. тот боится и спрашивает:

- А вы здесь бить будете?!

Тот отвечает:

- Да, нет, ласкать будем!

Хохмач, так хохмач! А красивый сцуко! Вах-вах-вах!

Оть так.

-----

Они сбегали - мне за них влетало, они портили имущество - мне за них влетало, они не ходили в школу и не вставали по утрам на линейку - мне за них влетало. Но Все таки, я их в глубине души всех любил. Я скучаю по ним если честно и по тем нелегким дням скучаю. Я тогда еще молодой был, веселый, хулиганил порой с ними наравне. Как бы мне не работалось там тяжело, воспоминания о тех временах у меня только теплые.

С той поры, как я ушел, там умерло по меньшей мере 3 человека. Один учитель и два воспитателя. Интернат попадал в скандальные мелочные истории со СМИ, потом свергли директрису. В настоящий момент интернат расформирован и ныне там находится обычный интернат для малообеспеченных детей. Такой интернат там и был до того, когда там появился наш, о котором я рассказывал. Была у нас одна старая воспитательница, она работала там с незапамятных времен. Она говорила, что когда интернат был для обычных детей из малообеспеченных семей ее учеником был... Впрочем это уже совсем другая история.

17