С Сейтказы Матаевым у нас была беседа о своем, о журналистском. Буквально за полчаса до ее начала агентство КазТАГ сообщило о планах бизнесмена Кенеса Ракишева купить "Седьмой канал". Информация была от источника. А точнее – сразу от трех, и все они надежные, уверил Сейтказы Матаев. Он против домыслов и сплетен. Эта же идея – главная в некогда принятом в Казахстане Кодексе этики журналиста.
- К вопросу об этике. Многие ругают журналистов. Дескать, добывая, например, комментарии родных погибших в авиакатастрофе, корреспондент пренебрегает моральными принципами.
- Это наша профессиональная деятельность. Но в большей степени ответ на вопрос связан с уровнем самоцензуры журналиста. По Конституции в Казахстане цензура запрещена. Но есть самоцензура. Каждый журналист делает выбор. Это очень важно, я считаю. "Сыграть" ли на физических недостатках героя статьи или сюжета, высмеять ли его фамилию – вопрос о внутренней этике журналиста. И некоторые выносят такие вещи в заголовки.
- Выберите один вариант. Что неэтично: спустя более 10 лет работы в государственном СМИ написать пост "Я не могу больше врать" или на основе этой публикации коллеги выпустить статью под громким заголовком, облетевшим впоследствии весь Казнет?
- Я думаю, будет третий ответ. Ушла – молчи. 10-15 лет работала, получала деньги, выпускала материалы… Зачем такие вещи публиковать? Ну, получила британское гражданство, состоялось у тебя все – молча уйди. Зачем об этом кричать?
- Все-таки первое вы считаете, так скажем, более неэтичным?
- Я думаю, она должна была промолчать. Ну, ушла – многие уходят. А что касается второй части вопроса, трудно об этом судить. Каждый по-своему подходит. Я к "хабаровцам" неплохо отношусь. У канала есть своя аудитория. "Хабар" – это второй канал по охвату в стране, после "Казахстана". 90 процентов населения Казахстана получает информацию через телевизор.
- Так есть ли доля правды в том заголовке?
- Мне трудно судить. Бывает, что они начинают восхвалять одно, потому что это "пиаровский" материал, потому что заплатили.
- Я не о коммерческих материалах.
- Бывает, ошибаются. Или просто не говорят о чем-то.
- Давайте признаем, что в нашей сфере есть такое явление - "информационный шантаж". Это когда какое-либо издание вдруг начинает писать негативные статьи о том или ином ведомстве, компании и благополучно дожидается, когда пресс-служба придет с предложением о сотрудничестве, не безвозмездном, конечно. Что это?
- Я это не приветствую. Считаю такое поведение болезнью роста. Это пройдет. Единственное что могу сделать – предостеречь коллег от судов. Каждая публикация должна быть подкреплена фактами – никаких вымыслов и слухов. Есть у нас такие некоторые сетевые издания.