Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов42 подписчика
Всяко-разно
10
06:58, 21 ноября 2015

Как алмаатинец строил школу в Непале

Blog post image
Сейчас уже прошел почти год с тех пор как я оказался на волонтерском проекте "Building school for Nepal", но написать статью об этом я решил лишь только сейчас. Это было в конце прошлого года когда я вместе с другом Сунгатом Ахтановым путешествовали по Непалу. Мы пребывали в этой стране уже месяц, побывав во всех священных местах и даже сходили в треккинг на Аннапурна бейс кэмп (где я, к слову сказать, совершил подъем в рекордно быстрое время, удивив тем самым парочку шерпов). И пусть Эверест мы тогда так и не покорили, мы твердо решили остаться в этой стране еще на некоторое время, уж очень нам там понравилось. Не долго думая мы сдали билеты на обратные рейсы, отменили все намеченные планы в Алматы и стали искать для себя новых приключений. Идея поработать волонтером в стране третьего мира была как раз одной из таковых.
Blog post image

Мой друг навел справки и быстро нашел этот проект ("Building school for Nepal", коротко «BSFN»), но остаться и поехать в школу вместе со мной увы не смог, поспешно вернувшись на родину по семейным обстоятельствам. Так я и остался в Непале один.

После встречи в Катманду с основателем проекта Романом Геком и московскими архитекторами Мишей и Лизой (встреча была чем-то вроде собеседования) я получил "добро" на работу волонтером. Архитектурное образование здесь сыграло свою роль, однако ребят больше заинтересовала моя идея снять о проекте небольшой фильм, техника, к счастью, у меня была с собой. Тогда же Роман рассказал мне, что на время существования «BSFN» было уже шесть команд снимавших о проекте фильм, однако ни один из них так и не был закончен. Я же оказался седьмым кто решился на это.

Так или иначе, меня приняли, дали координаты деревни, где находилась школа и конкретные инструкции. А спустя пару дней я в одиночку отбыл в пункт назначения на локальном автобусе, опьяненный духом авантюризма.

Blog post image

Еще при встрече с Романом я узнал, что не являюсь на проекте "первопроходцем" из Казахстана. Двое алмаатинцев уже принимали участие на проекте. Эльмурат Нигматов (так же известный как Лем) и Озал Али уже внесли на проекте свой вклад. Именно они и были на стройке в наиболее сложные периоды как для строительства, так и для самого проекта. С Лемом мы позже встретились в одной Непальской деревушке, во время моего волонтерства, а после неоднократно виделись в Катманду и даже успели немного поработать. Еще одна участница проекта, алмаатинка Ирина Югай прибыла на проект за день до меня, однако познакомились мы только в школе.

Blog post image

Blog post image

Именно так, 23 ноября я и оказался в деревушке Джафе (в 180 км к юго-востоку от Катманду, в сторону Эвереста) где мне и предстояло строить школу и снимать об этом видео. Дорога проходила вдоль крутых обрывов, то поднимаясь почти к хребтам величественных Гималаев, то вновь опускаясь в низину ущелья. Дороги в Непале настолько круты, что простейший переезд на несколько километров может продолжаться в течении многих и многих часов, в силу сложности рельефа. Отбыв из города в шесть утра, в деревне я оказался только после четырех часов дня, последние часы из которых приходились на наиболее сложный и опасный участок дороги. Автобусы-убийцы, те что срываются с дороги в пропасть, в Непале не редкость и тем не менее это был и остается единственный вид транспорта.

Blog post image

Blog post image

Прибыв в деревню местные жители сразу указали мне дорогу, толком не спросив, что мне от них нужно. Как оказалось, если бы не школа эта деревня совершенно не пользовалась бы спросом у приезжих. Тигры людоеды здесь не водятся, да и старинных священных ступ здесь нет. Так и получается, что волонтеры, это чуть-ли не единственные «белые люди» что здесь есть.

Blog post image

Blog post image

Честно признаться, приехав в школу я ожидал увидеть здесь некую утопию, где два десятка человек со всего мира работают ради благой цели, дать детям Непала лучшую жизнь. Однако на деле все оказалось чуть иначе. Каждый волонтер, кто оказался здесь преследовал исключительно свои цели. Для кого-то это был побег, другие же хотели помогать. Испанец Микки, к примеру, раз в год проводит не менее трех месяцев в различных волонтерских проектах показывая тем самым свою гражданскую позицию. Барбара, же, оказалась здесь сменив не один волонтерский проект в поисках наименее затратного (в Непале волонтёры платят за возможность работать). Поляк Матеушь или Этибар из Азербайджана, просто любят путешествовать меняя одну страну за другой. Есть те, кто оказался здесь случайно, такие как я. Были и такие кто прибыл сюда целенаправленно именно на этот проект, такие как Мари из Греции. Многие не выдержав здешних условий быстро покидали школу, но были и такие как Лукаш, кто оставался на проекте дольше остальных пребывая в стране полу-нелегально (виза здесь дается максимум на пять месяцев), просто живя и работая здесь, называя проект своим домом.

Blog post image

Проект дал деревне новую жизнь. Благодаря волонтерам здесь появлялось много хорошего, но появилось так же и плохое. Не говоря о школе и образовании для детей, участники проекта сделали здесь нормальную связь, было проведено электричество. В деревне появились деньги. Местными были открыты небольшие магазины с минимальным набором товаров, в основном это было печенье, шоколад, пиво и сигареты. Появилось подобие кафе в подвале одного из домов (его называли "пещерой"). Основными покупателями и потребителями здесь были конечно же сами волонтеры.

Blog post image

Blog post image

Blog post image

Blog post image

Blog post image

Blog post image

На проекте был свой распорядок дня  привыкание к которому обычно занимало первый месяц. Подъем в пять утра, завтрак, после чего нас ждал восьмичасовой рабочий день на стройке с часовым перерывом на обед. В семь вечера обычно был ужин, а к восьми отбой. Остальное время волонтеры тратили на самих себя. Читали книги, гуляли по окрестностям, играли с ребятами в футболу или боксировали. Кто-то занимался с детьми подготовкой к домашнему заданию, кто-то шел в «пещеру» где заказывал яичницу или китайскую лапшу. Кухня на проекте была не сильно разнообразна больше чем наполовину состояв из риса и его производных. Правда порой ребята устраивали вкусные десерты в виде национальных блюд свих стран (Ирина, к примеру, приготовила национальное корейское блюда, названия увы не помню).

Blog post image

Через первый месяц моего пребывания, в тот момент когда работа и ребята уже стали чем-то привычным и родным я внезапно тяжело заболел. Не знаю, что меня больше всего подкосило, полное пренебрежение к собственному здоровью с моей же стороны или что-то другое, но я был вынужден уехать лечиться в Катманду, где мне так же не могли помочь, предлагая идти под нож. По иронии судьбы меня спасло средство из Казахстана доставленное посылкой.

Где-то между моими мытарствами по Непальским больницам и аптекам, я периодически возвращался в школу, в том числе для празднования с ребятами нового года. Новый год тогда отмечали у родителей директора будущей школы, в паре километров по ущелью. Именно там я отведал самый вкуснейший в своей жизни долбат (национальное блюдо) и впервые за долгое время попробовал мясо. Затем я снова вернулся в Катманду. Через несколько недель мне стало лучше от препаратов и я отправился путешествовать по стране, нашел небольшую работу дизайнером благодаря Лему и периодически приторговывал курительными смесями, но все время думал о школе, мечтая закончить обещанный мною фильм.

Нужно сказать, что за время моего пребывания на проекте, каждый день просыпаясь и работая вместе со всеми ребятами на стройке я всегда брал с собой камеру, ставил ее на штатив и уходил, периодически меняя место сьемок. К моменту когда я жил в Непале уже три месяца у меня набралось достаточно много хорошего материла, но мне не доставало нескольких ключевых сцен.

Blog post image

Blog post image

Blog post image

Blog post image

Blog post image

Именно тогда, спустя четыре месяца моей жизни в Непале я в последний раз вернулся на проект, доставив попутно привезенные мне из Алматы гостинцы для ребят, включая алмаатинский шоколад и хороший алкоголь. Все в школе ожидали, что я приеду поздно вечером, аккурат к празднованию локального праздника, но за день я успел добраться только до половины пути. В школу я попал только на следующий день. Разместившись и переговорив с Ромой я стал говорится к сьемке. Изначально я хотел снять лишь один эпизод, однако начав я так вошел во вкус, что снимал весь день, сделав именно тогда лучше моменты своей работы. Обсуждая с Романом какое видео будет предпочтительнее Рома сразу дал мне полную свободу, я же предложил идею видео-клип с рабочим процессом строительства, именно такое видео в итоге и получилось.

Отбыв в тот же день обратно в Катманду я в последний раз попрощался со всеми ребятами и со школой. Дальше меня ждала еще долгая дорога домой. Автостоп по Индии, Варанаси, путешествие в Кашмир на север и на Гоа на юг, но это уже другая история. Когда-нибудь я сделаю видео и об этом, а пока предлагаю насладиться тем самым клипом, шоу-рилом с места событий.

Конечно волонтерский проект «BSFN» - это не утопия. У проекта, как у любого благого начинания были хорошие дни и плохие. Была война за власть и острая нехватка средств. Но те, кто начал и вел этот проект отстояли его и в итоге довели до завершения, закончив школу и сдав ее. Но, на удивление, самое важное на проекте оказалась вовсе не постройка, и даже не дети Непала. Самым главным здесь были те самые ребята со всего мира, которые приехали сюда в надежде что-то найти, успокоение, дружбу, любовь или самих себя.

Blog post image

Случившиеся в Непале землетрясение нанесло сильный ущерб всей стране, было много пострадавших, много погибших. Но ни один волонтер проекта тогда не пострадал, школа выстояла. После событий волонтеры оказывали поддержку деревне, спасали раненых, а после всего уехали домой.

Не знаю как повернется жизнь, но буду очень рад когда-нибудь оказаться там вновь, просто посмотреть, во что превратилось дело рук более сотни людей со всего мира. Но куда больше мне хочется увидеть ребят с этого проекта, еще раз посидеть в какой-нибудь кафешке Катманду, поесть беттер нан с Андреем и Матеушем, разбить пару камней с Димой, выпить рокси с Лукашем или томпу с Лемом, покурить с Мари, потанцевать с Барбарой, выслушать Алесю или поговорить с Ромой.

Blog post image

 
10
814
6