Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов41 подписчиков
Всяко-разно
0
23:42, 11 августа 2010

О соц-экон причинах не диверсификации растениеводства Северного Казахстана и важности торговли

Это статья с конференции "Плодосмен и no-till – Основа no-till земледелия", 8-10 июля 2009 года, Шортанды, Казахстан. Решил поедлиться ею через блог.

МАРКЕТИНГ АЛЬТЕРНАТИВНЫХ КУЛЬТУР

КАК ВАЖНЕЙШИЙ ФАКТОР ДИВЕРСИФИКАЦИИ РАСТЕНИЕВОДСТВА

В СЕВЕРНОМ КАЗАХСТАНЕ

Шортан С. Ш., M. Sc., Agri-Tec International, Астана, Казахстан

Сулейменов М. К., академик АН РК, КазНИИЗХ и CIMMYT, Казахстан

Реферат

Статья содержит информацию о социально-экономических причинах отсутствия развития диверсификации, причинах неразвитости внешней торговли альтернативными культурами, обзор их импорта соседними странами и даны небольшие рекомендации по налаживанию торговли. При улучшении вопросов организации маркетинга диверсификация культур будет способствовать более устойчивому сельскохозяйственному производству.

Введение

В годы освоения целинных земель в 1950-х годах советское правительство ставило перед Казахстаном задачу максимального производства зерна яровой пшеницы. Поэтому системы земледелия были направлены на монокультурное возделывание пшеницы в чередовании с паром и ячменем. После приобретения независимости Казахстан сохраняет эту же структуру использования пашни, хотя такой внутренней потребности в производстве зерна пшеницы уже нет. В 2007 году, пшеница занимала самую большую долю в растениеводстве Казахстана - около 68% посевных площадей. Наибольшая доля пшеницы в областях Северного Казахстана: Северо-Казахстанской – 78%, Костанайской – 82% и Акмолинской – 83% (Агентство РК по статистике, 2008 г.). Такая ситуация отрицательно сказывается на следующем:

  • Плодородие почвы и устойчивость земледелия в регионе. По данным агрономических исследований, длительное возделывание зерновых культур (в основном пшеницы) в чередовании с паром, негативно сказывается на плодородии почвы, что ослабляет устойчивость земледелия (Сулейменов, 2003).
  • Прибыльность бизнеса. Альтернативные культуры (рапс, чечевица, нут), как показывает международная практика, в аналогичных почвенно-климатических условиях Канады более прибыльные (рентабельные) по сравнению с мягкой пшеницей (Zentner et al., 2002).
  • Эффективность использования техники. Техника может быть более эффективно использована за счет того, что разные культуры требуют разные сроки посева и уборки. Это может позволить сэкономить на вложениях в технику.
  • Риск в агробизнесе. В теории и практике, любая компания стремится диверсифицировать свои доходы, чтобы ее финансовое положение было менее рискованным. Доходы агробизнеса на севере Казахстана имеют сильную зависимость от цен на пшеницу. Поэтому, диверсификация также позволит снизить риск снижения/потери дохода.

Исследования, проведенные в КазНИИЗХ им. А.И. Бараева, показали, что для зоны южных черноземов Северного Казахстана зернобобовые и масличные культуры могут конкурировать с яровой пшеницей по экономической эффективности (Каскарбаев, 2003). Однако, несмотря на положительные стороны альтернативных культур, площади под ними в регионе невелики. Одной из причин этого является недостаточная изученность социально-экономических аспектов данного вопроса. Для этого, исследования были расширены за счет стипендии им. В. Талвица (W. Thalwitz) международного фонда IFAR. В данном материале представлены некоторые результаты этой работы.

Результаты исследований

Представленные результаты состоят из двух частей: (1) результаты опроса, и (2) некоторые вопросы торговли альтернативными культурами.

Результаты опроса. Для того, чтобы узнать мнение участников самого процесса диверсификации, были проведены интервью в четырех областях Северного Казахстана: Павлодарской, Акмолинской, Северо-Казахстанской и Костанайской. Основными причинами, почему производители не хотят выращивать альтернативные культуры, получились следующие:

  • Отсутствие хороших семян альтернативных культур. Семеноводство в Северном Казахстане в основном ориентировано на производство семян пшеницы и ячменя.
  • Устаревшие завозные сорта, так как селекция других культур была на «втором плане». На сегодня данная проблема решается импортом семян из России, Германии, Канады и других стран. Новые сорта казахстанской селекции только начинают поступать.
  • Незнание агротехники. Также как и с другими факторами, большинство агрономов имеют практический опыт в выращивании пшеницы и ячменя, и небольшой или никакой – по другим культурам.
  • Инфраструктура. Оборудование на элеваторах приспособлено под пшеницу и ячмень. Например, культуры с мелкими семенами, такими как рапс и лен, могли приниматься и обрабатываться только на считанных линейных элеваторах.
  • Спрос на рынке. Отсутствие спроса на товарное зерно альтернативных культур оказалось самой сильной причиной отсутствия желания выращивать эти культуры. Причиной этому, также оказалась история региона – основными товарными культурами тут были пшеница и ячмень, поэтому от него больше ничего не ожидают, поэтому и спроса нет.

Вышеперечисленные проблемы сами по себе не будут решаться, пока не будет потребность/спрос в их решении. Семена не размножают, если их не будут покупать; селекция не развивается, если она будет «для коллекции»; агротехника второстепенных культур не изучается, так как все сосредоточено на основной культуре; вкладывать деньги в элеваторное оборудование для других культур не будут, если эти культуры мало производят. Получается замкнутый круг.

Спрос на решение вышеперечисленных причин может появиться тогда, когда на товарное зерно данных культур также будет спрос. Когда объемы их торговли будут такими, что нужно будет больше семян, сортов, знаний и инфраструктуры.

В связи с тем, что торговля/маркетинг альтернативных культур оказался таким важным фактором в диверсификации растениеводства в Северном Казахстане, данный вопрос был выделен в отдельное направление изучения – был проведен теоретический обзор данной темы и сделаны попытки продаж. Далее речь пойдет о маркетинге альтернативных культур.

Некоторые вопросы маркетинга альтернативных культур. Итак, торговля альтернативными культурами стала краеугольным камнем в диверсификации растениеводства в Северном Казахстане. А именно, отсутствие спроса, из-за чего не появляется предложение.

Начнем с того, что сельское хозяйство – это бизнес. А бизнесу нужно, чтобы выращиваемые альтернативные культуры были прибыльными. А чтобы они были прибыльными, нужно их продавать, по цене, которая бы обеспечила прибыль. И в таком количестве, чтобы ничего не осталось, чтобы окупились дополнительные затраты на дополнительную специальную технику для этих культур. И чтобы покупателей было больше, иначе если будет мало, то они будут диктовать условия.

Почему же нет спроса? Скорее всего, из-за того, что от Казахстана на мировом рынке, в лице его экспортеров, не ожидают ничего, кроме пшеницы и ячменя, а также пшеничной муки.

Значит, нужно создавать спрос. В теории макроэкономики, есть 4 компонента совокупного спроса: потребительский, инвестиционный, государственный и экспортный/импортный. Чтобы было легче, разделим их условно на 2 вида: внутренний и внешний. Через сопоставление данных компонентов оценим возможность создания и/или увеличения спроса. И возьмем на вооружение результаты агрономических исследований, которые определили наиболее подходящие альтернативные мягкой пшенице культуры для Северного Казахстана. Начнем с общей оценки.

Горох: спрос вырастет если:

  • Население будет его больше потреблять. Это пока маловероятно из-за сложившейся культуры потребления. Поэтому надо менять культуру питания.
  • Бизнес его будет больше потреблять. Это более вероятно, например, путем увеличения использования гороха в животноводстве и птицеводстве. Данная отрасль сельского хозяйства уже начала превращаться в коммерческую, промышленную и крупномасштабную. Другое направление – это увеличение использования в переработке на крупу. Первоначальные опросы на рынках показали, что большая часть предлагаемого гороха завезена из России (Алтай), и тот горох, что продается под казахстанскими брендами (торговыми марками), был просто упакован в Казахстане. Данный фактор (потребление бизнесом) будет иметь одно из сильнейших влияний на расширение площадей под альтернативными культурами в регионе.
  • Государство начнет больше потреблять. Это, например, армия, медицина, образование, исправительные учреждения. Данный фактор имеет небольшой потенциал. Предполагается, если будет больше гороха местного производства, то и покупать будут больше его. Поэтому, нужно просто больше делать гороховой крупы и предлагать ее государственным организациям.
  • Будет продаваться больше на экспорт. Данный фактор, скорее всего, имеет потенциал быть самым сильным в увеличении совокупного спроса. Об этом факторе речь пойдет ниже.

Нут: тут ситуация примерно такая же, как и с горохом. Только нут менее популярен в Казахстане и его перспективы выглядят слабее. Однако на международных рынках нут имеет большой спрос и более высокие цены. Даже в соседнем Узбекистане цены на нут достаточно высокие, оправдывающие его производство даже при низкой урожайности.

Чечевица: эта культура мало известна в странах Центральной Азии, но имеет устойчивый спрос на международных рынках при высоких ценах. Потенциально эта культура может потребляться в странах центральной Азии, где в настоящее время на рынке продается чечевица турецкого производства.

Рапс: это новая культура, но уже занимает достаточно большие площади. Данная культура может заменить подсолнечник в переработке на продовольственное масло внутри республики; недавно было запущено два завода по его переработке на Севере Казахстана; и эта культура уже стала обретать популярность при экспорте из республики в связи со спросом в странах Европы, где из него делают продовольственное и техническое масло.

Лен: менее популярен, чем рапс, однако на него тоже имеется спрос в Европе. Но Казахстан пока не известен как производитель семян льна. Возможности получения экономически выгодной продукции есть на черноземных почвах. Горчица имеет такие же перспективы, как и лен масличный.

Подсолнечник: данная культура популярна на востоке республики и имеет потенциал для расширения на севере, однако она не считается предпочтительной в связи с ее агрономическими особенностями, и бизнес предпочитает ему выращивание рапса.

Рожь: данная культура известна в Казахстане, но пока не имеет большого потенциала расширения в связи со сложившейся культурой потребления. С одной стороны, в связи с ростом доходов, население начинает больше потреблять ржаные виды хлеба, но с другой, общее предпочтение пшеничного хлеба не дает первому занять большую долю. Также и со спиртом, где тоже используется рожь – пшеница там более популярна.

Пшеница твердая (или дурум): данная культура, несмотря на активную рекламу Казахстана за рубежом, имеет небольшую долю в общем производстве пшеницы. Ее даже очень сложно найти в статистических сводках. В Казахстане она имеет небольшую популярность в связи с тем, что ее использую только 2 макаронные фабрики – Цесна и Султан. Остальные используют мягкую пшеницу, несмотря на то, что по технологии должна быть твердая. Причину объясняют тем, что из твердой пшеницы макароны получаются более дорогими и наше население еще не готово покупать такие макаронные изделия.

Гречиха: примерно такая же ситуация как с горохом, но немного лучше. Потенциал есть за счет увеличения доли гречихи местного производства за счет уменьшения импорта из России. Просо. Традиционная культура для Казахстана, но потеряла свои позиции, которые могли бы быть восстановлены.

Как видно из вышеприведенного небольшого обзора, большинство культур имеют ограничения для скорого серьезного увеличения спроса внутри республики. И что ситуация и перспективы у каждой отдельной культуры свои. И что основными источниками увеличения спроса стали:

  • Животноводство и птицеводство.
  • Крупяная промышленность.
  • Внешняя торговля.
  • Развитие собственного рынка за счет изменения культуры питания и перехода на здоровое питание с использованием растительного белка.

Для того чтобы оценить данные возможности были сделаны попытки принять участие в создании свинокомплекса, производства гороховой крупы, и продажи альтернативных культур на экспорт. Остановимся на одной из возможностей, которая, скорее всего, имеет самый большой потенциал для скорейшего и существенного увеличения спроса – внешняя торговля.

В данной статье не будет приведено много аналитики о внешней торговле и ее технике, а будет сделан обзор импорта альтернативных культур ближайшими странами, и приведена краткая информация о том, как организовать торговлю. Информация об импорте была получена из статистической базы Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (FAO of the UN) за 2006 год. Информация об организации торговли была получена от потенциальных покупателей, экспедиторов и трейдеров/торговцев.

Горох: пятерка ведущих импортеров выглядит следующим образом (в тыс. т): Индия (1 400), Испания (663), Китай (349), Бельгия (338), Бангладеш (267).

Нут: Индия (127), Пакистан (99), Бангладеш (68), Испания (62), и Алжир (55).

Чечевица: Бангладеш (111), ОАЭ (81), Пакистан (81), Египет (76) и Турция (68).

Рапс: Япония (2 274), Германия (1 627), Пакистан (964), Бельгия (778) и Китай (738).

Лен: Бельгия (501), Германия (78), Китай (37), Франция (29) и Нидерланды (27).

Горчица: Бангладеш (49), Германия (35), Франция (24), Нидерланды (15) и Польша (8).

Подсолнечник: Испания (579), Нидерланды (351), Турция (313), Италия (203), Франция (200). Казахстан тогда импортировал почти 60 тыс. т.

Рожь: Испания (652), Япония (271), Нидерланды (121), Израиль (119), Германия (100).

Гречиха: Япония (78), Литва (9), Франция (8), Нидерланды (6), и Бельгия (5).

Просо: Нидерланды (28), Бельгия (21), Германия (19), Корея (15), и Соединенное Королевство (15).

Как видно из вышеприведенной информации, возможность для торговли альтернативными культурами есть. Необходимо только будет ее организовать.

Почему же торговли не было до этого? Как было отмечено ранее, Казахстан в международной торговле сельхозпродукцией до сегодняшнего времени известен как поставщик мягкой пшеницы и ячменя. Поэтому от него ничего не ждут – нет спроса, нет и предложения. Также, по нашему мнению, влияние оказывает небольшое количество сотрудников, владеющих английским языком, в казахстанских сельскохозяйственных компаниях. И у них нет опыта ведения международной торговли. Это связано с тем, что в основном пшеница и ячмень на экспорт продается на условиях DAF (когда доставка оплачена до границы) граница Казахстан-Россия, и покупателями выступаю или казахстанские представительства международных торговых компаний или компании-торговцы из России, Украины и Прибалтики. А чтобы начать торговать на мировых рынках, нужно изучить его, покупателей и условия торговли, для чего нужен английский язык, навыки маркетинговых исследований, свободный доступ к коммуникациям (Интернет и телефон) и, возможно, поездки по странам.

Для того, чтобы начать торговать, нужно будет найти покупателей, посвятить время на подготовку контрактов, и организовать логистику. Важными причинами, почему часто боятся торговать с покупателями из других стран, являются риски - риск неоплаты за поставленный товар, и риск потери товара или его качества при доставке со сложной логистикой. Тут выходом может быть такая форма оплаты, как аккредитив с такими условиями, например, чтобы он был безотзывным, покрытым или подтвержденным «первоклассным» банком. По данному вопросу лучше всего проконсультироваться со специалистами в банках по международным расчетам. По поводу логистики, скорее всего, тут нужно будет или работать с экспедиторами или найти компанию-торговца, которая могла бы купить товар у казахстанской компании, и продать найденному покупателю путем его доставки до покупателя.

Другой возможностью может быть организация экспериментальных проектов с торговыми компаниями, когда новые культуры пробуются в Казахстане, и при успешном получении урожая, весь товар покупается партнером-торговцем. Это что-то наподобие срочного (или форвардного контракта), когда обе стороны сделки делят производственные риски между собой.

Таким образом, получается так, что успех диверсификации в большей степени будет зависеть от того, как коммерческие/торговые/маркетинговые подразделения казахстанских компаний будут работать на внутреннем и внешнем рынках альтернативных культур.

Кроме того, необходима также активная поддержка государства в этом вопросе. Например, сафлор стал одной из новых альтернативных культур в Канаде, которого до сих пор даже не было в статистике. В связи с начавшимся освоением этой культуры канадское правительство объявило 20 мая 2009 года, что оно выделило 3,6 миллиона долларов на проект по обеспечению выхода канадский производителей сафлора на мировые рынки (world-grain.com, 2009).

Выводы

На данном этапе исследования, получены следующие выводы касательно социально-экономических факторов диверсификации растениеводства в Северном Казахстане:

  • Диверсификация необходима для растениеводства Северного Казахстана. Это позволит сохранить плодородие почвы, повысить прибыльность бизнеса, более эффективно использовать технику, и снизить риски.
  • Причинами малой привлекательности альтернативных культур являются: отсутствие отработанного механизма выхода на рынки сбыта для продукции альтернативных культур, отсутствие семян и сортов, недостаточный опыт их выращивания, недостаток инфраструктуры. Культура потребления в Казахстане не предполагает потребления большого разнообразия зернобобовых, масличных и крупяных культур. На мировом же рынке зерна республика пока имеет репутацию как поставщик мягкой пшеницы и ячменя.
  • Внутренний спрос можно увеличить путем развития животноводства, производства круп (переработки местного сырья) и распространения других видов растительного масла. Также необходима работа по изменению культуры питания с включением зернобобовых культур.
  • Большой потенциал имеется на рынках за пределами страны. Зерно бобовых культур много покупают страны Азии и Ближнего Востока. Масличные культуры много покупают Япония, страны Европы и Азии из-за культуры потребления и промышленного использования.
  • Для того, чтобы спрос из этих стран «дошел» до Казахстана, необходимо начать маркетинговые исследовании/попытки налаживания торговли: искать покупателей, обсуждать с торговыми компаниями, «прорабатывать» логистику. Этим необходимо заниматься коммерческим/торговым/маркетинговым подразделения казахстанских компаний. В развитых странах государство выделяет средства на продвижение новых культур на мировые рынки.
  • По поводу техники продаж, скорее всего это вопрос организационный, т.к. пшеница и ячмень из Казахстана доставляются до тех же самых стран, которые могут покупать альтернативные культуры.

Литература

  1. Каскарбаев, Ж.А. 2003. Перспективы почвозащитного земледелия в степных районах Казахстана. В сб.: Развитие идей почвозащитного земледелия в новых социо - экономических условиях. Доклады Международной конференции, Шортанды, с. 57-65.
  2. Сельское, лесное и рыбное хозяйство Казахстана в 2005 – 2007 гг. Статистический сборник. Астана. Агентство РК по статистике, 2008.
  3. Статистическая база. FAO, 2009.
  4. Сулейменов, М. 2003. Оценка основных элементов почвозащитной системы земледелия в изменившихся социально-экономических условиях В сб.: Развитие идей почвозащитного земледелия в новых социо - экономических условиях. Доклады Международной конференции, Шортанды, с. 8-18.
  5. Яковлева Е. Б. Макроэкономика. СПб. Поиск, 1997.
  6. World-grain.com. 2009. Canada to invest in safflower seed growers.
  7. Zentner, R.P., D.D. Nagy, E.G. Smith, D.L. Young, P.R. Miller, C.A. Campbell, B.G. McConkey, S.A. Brandt, G.P. Lafond, A.M. Johnston, and D.A. Derksen. 2002. Economics of crop diversification, and soil tillage opportunities in the Canadian prairies. Agron. J.94:216-230.

Abstract

An analysis of constraints for crop diversification in northern Kazakhstan has shown that traditionally the region was focused on production of high quality spring wheat grain for its supply to many parts of the FSU to improve baking quality of flour made of low protein wheat. Although Kazakhstan is independent country, and there is no crop production plans, farmers keep on producing wheat grain at the same level. Crop diversification studies have shown possibility of introducing alternative crops as oilseeds and pulses. The areas occupied by oilseeds as sunflower, rapeseed and flax have been increasing slowly. A lack of experience of marketing crops other than wheat and barley is major constraint for crop diversification.

0
531
1