ВЛЮБЛЕННЫЙ В МОРЕ

modgovkz 2015 M11 7
687
0
7
0

Синее бескрайнее море…   Оно манит своей безграничностью и пугает неизведанностью - кому, как не морякам знать об этом. Для многих из нас профессия моряка издавна была окружена ореолом красивых...

Синее бескрайнее море…   Оно манит своей безграничностью и пугает неизведанностью - кому, как не морякам знать об этом. Для многих из нас профессия моряка издавна была окружена ореолом красивых легенд, в которых сочетались морская романтика, дух далеких стран, захватывающие приключения. Однако для современных представителей этой деятельности, море - это  в первую очередь, кропотливый труд и огромная небывалая выдержка. Сегодня своей историей с нами поделился моряк с пятнадцатилетним стажем, сержант военно-морских сил ВС РК  Урдабаев Айдаулет Жарилкасымович.

Айдаулет Урдабаев «Сказать, что море значит для меня все, это значит ничего сказать.  Пятнадцать лет тому назад в порт Мурманска меня привели мечты о морях, дальних странах, кораблях. Я был молодым, романтичным. Жизнь на корабле, мне представлялась настоящим приключенческим фильмом. Это было во времена Советского Союза. С тех пор я начал жить  двумя жизнями. Одна жизнь в море, другая на берегу. Эти две жизни настолько сильно различаются, что даже трудно объяснить. Когда уходишь  в рейсы на  один, три и даже четыре месяцев. В советское время, выходил в автономный поход по Баренцовому и Норвежскому морю. После срочной службы, меня призвали в казахстанскую ВМС ВС РК. Здесь я прошел поход, начиная от Мраморного моря до Каспийского. Включая Черное, Норвежское,  Азовское море, пролив Босфор, Цимлянское водохранилище, Волго-Донской канал.  Всё как в приключенческих фильмах, которые зачастую умалчивают об изнуряющей качке и вибрации от мощного двигателя. Когда на палубе мороз, снег, дождь, ветер, шторм, на это никто не смотрит. Вышел в море - значит, работай», -  рассказывает Айдаулет. С собою на встречу Айдулет Урдабаев принес фотографии из личного архива, и любезно поделился с ими.

На этой фотографии Айдаулету Урдабаеву 17 лет.

Море - воспитывает характер человека. Море закаляет дух. Морская стезя -  трудный путь, но это одна из немногих профессий, которая действительно воспитывает в человеке стойкость к трудностям, умение ценить жизнь и человеческие отношения.

«Однажды в составе военно-морских сил ВС РК, мы прибыли в Южную Корею, для приема кораблей. Корейцы встретили нас тепло, вообще они очень гостеприимный народ. И вот когда дело дошло до момента приема пункта передачи, они начинают нам объяснять, как обращаться с корабельными снастями. Мы послушали немного, и начали показывать, как быстро можно связать морские узлы. Они в шоке! Почему – то они не думали, что в Казахстане моряки – это в первую очередь опытные специалисты своего дела», - вспоминает наш герой.

Айдаулет Урдабаев прошел путь от матроса до сержанта ВМС ВС РК.

Айдаулет Урдабаев "Есть на флоте должности, которые требуют профессиональных знаний и умений, которые даются только опытом, даже при наличии диплома о среднетехническом или даже высшем образовании. Ведь необходимо бывает не только правильно выполнить сложнейшие операции по техническому обслуживанию военно-морской техники, но и найти и устранить неисправность, возникшую в ходе работы. Нередко на палубе возникали экстремальные ситуации. Внезапно могла возникнуть полная темнота, дым, жесткий лимит времени, шторм. Да мало ли неожиданностей может преподнести море?"


"Когда я  работал помощником главного боцмана на корабле, в первую очередь, нес ответственность за содержание корабля, организацию корабельных работ и наблюдении за ними, помогал обучать матросов хорошей морской практике и многое чего другого. Всего сразу не перечислишь".

"А как помощник  боцмана  всегда  любил  свой корабль, наверное, как мать любит своего ребенка, холит и лелеет его. Старался делать все с любовью,  всегда поглядывал  украдкой на соседний корабль - а не лучше ли он покрашен? А не новее ли трап с борта на сходни?".

По словам коллег, Айдаулету был  не страшен ни выход «вслепую» из базы, ни провал на глубину, ни всплытие «под перископ» в штормовом океане. Он всегда «чувствовал» корабль. Смог уловить любое его движение, помогал, откорректировать его так, что  стальная тысячетонная махина  начинала прислушиваться.

Корабль – это не автомобиль, который можно остановить, чтобы пройтись по твердой почве и наглотаться вволю чистого воздуха, и не качели, чтобы, когда голова закружится, соскочить и, как ни в чем не бывало, занятся чем-то другим. Море – это почти постоянная качка, которую в «бортовом» ее варианте еще более – менее можно перенести, но вот когда эта качка приобретает «килевой» характер, то тогда хоть за горизонт стой и вой. На вопрос, бывает ли страшно морякам, сержант Урдабаев  ответил, что страх зависит от опыта, от корабля и моря, где идет судно.

«Да, качало, конечно – улыбается Айдаулет, - кто-то начинал молиться Богу, у кого-то были свои талисманы. Но плох тот матрос, который не успокоит себя в бурю! В таких случаях, надо уметь беречь свою силу, иначе можно устать. Менялись у насосов и сохраняли силы для скорейшего продолжения гонки! В таких случаях на попутном волнении опасность заключена не столько в скорости, сколько в потере управляемости!»

Однажды, возвращаясь из служебной командировки, домой, Айдаулет Урдабаев по традиции купил для своих родных и друзей несколько сувениров на вокзале, среди которых была и чай под название «Дочь моряка». Чай выпили, а вот коробка до сих пор хранится в домашней коллекции  различных безделушек семьи Урдабаевых.

Помимо всего в коллекции у Айдаулета Урдабаева можно увидеть еще не мало сувениров, приобретенных на память о службе в море.

Как утверждают многие моряки, психология человека, годами бороздившего океаны, со временем меняется. Ведь иногда поход в море может затянуться намного больше чем на месяц, два или три. В то время, когда ты полностью окружен мощью моря и неизведенностью волн, ты начинаешь даже привыкать к тоске по дому. Недаром говорят, что душевное состояние моряка могут понять только моряки. А для нас это навсегда останется загадкой.

На традиционный вопрос о денежном довольствии, Айдаулет Урдабаев лишь широко улыбается и отвечает: "Не жалуемся. Хватает на семью. Однажды я познакомился с одним русским боцманом в Иркутске. Не забуду никогда его слова. Я зарабатываю столько, сколько я стою. Вот тоже самое я могу и вам ответить. Для меня всегда главным приоритетом в жизни не деньги были, а стать профессионалом своего дела, набить руку, а без опыта, лишений и трудностей - это точно не приходит. И конечно же - это моя семья. Супруга и дети".

Наших моряков часто приглашают принять участие во всевозможнных конференциях, семинарах и дискуссиях. На этой фотографии Айдаулет Урдабаев вместе со своими сослуживцами на территории военно-морской базы ВМС США. Ньюпорт (штат Род Айлэнд). С американскими коллегами, Айдаулет Урдабаев признается, что нашли много чего общего, особенно в соблюдении морских традиций, любви к морю и к кораблю - нашему родному дому.

В промежутках между рейсами Айдаулет Ордабаев продолжает жить морем. По словам нашего сегодняшнего героя, он часто скучает по океанскому простору, лазурной воде, свежему ветру, новым странам.

Как и у всех, у моряков тоже есть свои обычаи и традиции. Например на палубу принято ступать правой ногой. Кроме того, на ней ни в коем случае нельзя плеваться и свистеть.  Выход в море в пятницу, и тем более в пятницу 13-го числа многие моряки в Казахстане пытаются избегать. Перед первым походом в море, на палубе существует негласная традиция под названием "оморячивание", когда моряк должен выпить целый плафон забортной воды.

17 августа 1996 года впервые в истории Казахстана был поднят флаг военно-морских сил – самого молодого и в то же время стратегически значимого вида вооружённых сил республики. За относительно короткий период практически с нуля были созданы национальные ВМС, способные отстаивать национальные интересы государства в Каспийском море.

В первые годы независимости сухопутные войска и силы воздушной обороны были сформированы на базе существующих соединений и частей, дислоцировавшихся ранее на территории нашей страны (в то время Среднеазиатского военного округа). Морских же частей на территории Казахстана никогда не было. Поэтому формирование ВМС ВС РК началось с обретением Казахстаном суверенитета практически «с нуля».

В первую очередь необходимость создания ВМС была связана с особенностью Каспийского моря. Известно, что выход к данному морю имеют пять государств: Казахстан, Россия, Азербайджан, Исламская Республика Иран и Туркменистан. Основной задачей военно-морских сил ВС РК является защита неприкосновенности государственной границы, территориальной целостности, суверенитета и экономических интересов Республики Казахстан в казахстанском секторе Каспийского моря. А также отражение нападения и нанесение поражения агрессору, участие в локализации и пресечении вооружённых конфликтов, охрана и оборона водных районов нашей зоны ответственности и многое другое. Поэтому важной составляющей безопасности Казахстана является задача по сохранности и защите данных районов, которая возложена на ВМС ВС РК. Нужно отметить, что в 2015 учебном году значительно возросло количество выходов кораблей в море – было пройдено порядка 7 000 миль (это около 14 000 км), а также спектр решаемых ими задач. Был выполнен целый комплекс учебно-боевых задач, объединенных общим замыслом, десятки учений по противовоздушной и противокатерной обороне, сотни корабельных учений и тренировок, а также ракетные и артиллерийские стрельбы, выставление дымовых завес в море, стрельб из стрелкового оружия и многое другое.

В работе наших моряков в море много своих плюсов и минусов, но те, кто твердо решил связать свою жизнь с море, вряд ли поменяют намеченный курс. И пусть даже то, что сейчас происходит мировых водах, все эти ужасные случаи пиратства не пугают наших моряков!

У моряка нет трудного и легкого пути, есть только славный путь!

Оцените пост

7