Комментарий к правительственному проекту «Правил .... в сети Интернет»

Получила сейчас по рассылке Адил соз. Думаю, что это надо почитать. "Правительство разработало проект «Правил регистрации, пользования, распределения доменного пространства казахстанского сегмента...

Получила сейчас по рассылке Адил соз. Думаю, что это надо почитать.

"Правительство разработало проект «Правил регистрации, пользования, распределения доменного пространства казахстанского сегмента сети Интернет». Вы можете ознакомиться с ним на нашем сайте: http://www.adilsoz.kz/site.php?lan=russian&id=1055. Этот документ по просьбе Международного Фонда защиты свободы слова «Адил соз» комментирует юрист Игорь Лоскутов.


Похоже, что прошлогодняя история с «общественным обсуждением» проекта так называемого «закона об интернете» (Закон Республики Казахстан от 10 июля 2009 года № 178-IV «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам информационно-коммуникационных сетей») в этом году повторяется на подзаконном уровне.

Напомним, что в 2009 году Агентство по информатизации и связи (АИС) РК провело массу круглых столов, совещаний и конференций с участием представителей общественности, отечественных и зарубежных. На них было высказано немало предложений по совершенствованию внесенного в то время в парламент РК проекта закона, который должен был поставить под государственный контроль деятельность бесчисленных сайтов, блоггеров и прочих независимых комментаторов, вещающих во Всемирной сети. Многие из этих предложений вроде бы даже находили понимание у внимавших им казахстанских чиновников. Однако в опубликованном в официальной печати тексте принятого закона от них не осталось и следа.

Прошло время, настала пора принимать подзаконные акты к принятому закону. И вот уже Министерство связи и информации РК, пришедшее на смену реорганизованному АИС РК, предложило проекты приказов о внесении изменений и дополнений в правила распределения доменного пространства казахстанского сегмента сети Интернет и об определении регистратуры. Для обсуждения данных проектов была создана рабочая группа. Представители общественных организаций (в частности, Интернет-Ассоциации Казахстана) предложили многочисленные поправки к проекту, все они были внимательно выслушаны и обсуждены. А дальше все вновь пошло в соответствии со знаменитой фразой Чапаева из одноименного фильма: «Всё, что вы тут наговорили - это наплевать и забыть. А теперь слушай, что я говорить буду!». Для окончательного утверждения был предложен совершенно другой вариант, в котором уже говорилось не о внесении изменений и дополнений, а предлагалась новая редакция правил.

 

Новый проект содержит жесткое и категорическое требование нахождения интернет-ресурсов с доменным именем «KZ» на территории Республики Казахстан. Оно, к слову, уже было в Правилах, отменялось в марте этого года, но, похоже, ненадолго. Как справедливо указывается в Письме ОЮЛ «Интернет Ассоциация Казахстана» от 29 июля 2010 года № 43: «... это приведет к конфликту с существующими популярными интернет-ресурсами таких компаний, как Google Inc (www.google.kz), Яндекс (www.yandex.kz), Microsoft (www.microsoft.kz), Hewlett-Packard (www.hp.kz), которые пришли на казахстанский рынок и, учитывая огромное количество пользователей, расположили свои домены «KZ» на своих технических площадках».

Не вызывает сомнений, что подвергнется критике и предложенное в проекте определение понятия «интернет-сервер» как серверного оборудования, на котором используется интернет-ресурс. По местонахождению этого оборудования и будет определяться принадлежность сайтов к отечественным или иностранным интернет-ресурсам и, соответственно, процедура рассмотрения споров с их участием: в порядке обычного искового или особого судопроизводства.

В остальном проект сенсационных новшеств не содержит, удивляет лишь использование местами устаревшей терминологии. Так, в нем содержится запрет на пропаганду или агитацию изменения политического строя. Как известно, еще 20 лет назад мы знали два политических строя - социализм и капитализм. Сейчас многие авторы выделяют тоталитаризм, авториторизм и демократию. Какой строй авторы проекта признают правильным, а за какие ратовать нельзя, остается неясным.

Хочется также сказать о проблемах, которые не решила новая редакция Правил. Это, например, вопросы о том, как соотносятся права на доменное имя со статусом собственника интернет-ресурса? Ведь именно от этого зависит, кого правоохранительные и прочие уполномоченные органы будут считать ответственным за его деятельность. Пока же ситуация так и осталась, что называется, «подвешенной в воздухе». Хозяева тех сайтов, которые направлены на нарушение закона, разумеется, не стремятся афишировать свою личность. В результате для борьбы с такими анонимами представителям соответствующих государственных органов на практике остается один путь - к регистраторам, за информацией о лице, на которое зарегистрирован домен. Да и в разделе проекта «Порядок пользования доменным именем» фактически говорится о правах и обязанностях собственника сайта.

Не решенным остался и вопрос о доменах третьего уровня (зависимых от доменов второго уровня). Они регулярно страдают из-за решений казахстанских судов о запрете деятельности их соседей, в результате чего в Казахстане оказывается недоступным весь домен второго уровня со всеми расположенными на нем блогами, типа livejournal.com.

Не разрешают предлагаемые Правила проблему соотношения прав на домен и товарный знак, заложником которой недавно оказался сайт «Центр тяжести», когда не по решению, а по определению суда, в рамках коммерческого спора, как мера обеспечения иска было приостановлено пользование доменом «ct.kz», что фактически парализовало на определенное время деятельность этого очень посещаемого казахстанского интернет-ресурса.

Это далеко не весь перечень вопросов, на которые, конечно же, невозможно полностью ответить в рамках предложенного проекта правил. Но хотя бы попытаться, с привлечением широких кругов общественности, можно. Чего, казалось бы, стоило поместить проект на том же сайте Министерства связи и информации РК и там же организовать соответствующий форум, на котором все желающие могли бы размещать свои предложения, чтобы уполномоченные сотрудники министерства давали на них свои ответы и комментарии?

К сожалению, до такого уровня интерактивности и транспарентности мы, очевидно, пока не доросли."

Оцените пост

0

Комментарии

0
Я вот не пойму их если честно. Задали курс на развитие казнета и одновременно такие дурацкие инициативы. Как будто госаппарат это семиголовый дракон и каждая голова не знает что творит другая.
0
один вопрос - если сервер должен находиться в КЗ, то подскажите кто этим занимается у нас? сколько это стоит? дороже, чем разместить его в штатах? и непонятно, если есть домен кз - и хостинг в тех штатах кто мне это запретит? разве можно государству получить исключительные права на домен, чтобы потом указывать географическую принадлежность?
Я лошара в этих вопросах - сорри если что-то неправильно сформулировала - интересуют с практической точки зрения
0
ну наш ник.кз прогибается под государственные требования что же он может еще сделать-то? я уже давно понял что серьезные проекты лучше регистрировать в другой зоне или как минимум иметь там зеркало
0
ээээх, все равно говори не говори, а сделают по своему
0
Нашему государству еще далеко до понимания облачных вычислений.
Вижу один выход для разработчиков у которых серваки за бугром - брать малый хост для ридайректа на свой сервак с доменом в другой зоне.
Показать комментарии
Дальше