Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов42 подписчика
Всяко-разно
3
22:33, 28 октября 2015

ВОЕННЫЙ ЛЕТЧИК ҚАНАТБЕК АСҚЕРБЕКҰЛЫ «КАЖДЫЙ ДЕНЬ Я ИСПОЛНЯЮ СВОЮ ДЕТСКУЮ МЕЧТУ»

Из чего состоит авиационная кухня? Какая психология у летчиков? Быть летчиком – это призвание или что-то другое? Многим любопытно узнать, как взлетает самолет и как может садиться «наощупь», в тумане, как он устроен, как действует экипаж в той или иной ситуации. Для многих летчик - это образ смелого, уверенного в себе человека с большой силой воли. А для кого-то - это стало настоящей детской мечтой! Кто-то, с возрастом, мог забыть о ней, но сегодняшний наш герой приложил немало труда и старания, чтобы ее осуществить.

Когда мы впервые встретились с Қанатбеком в рабочем кабинете замполита в/ч 19132, в первую очередь, его взгляд упал на лежавший  на столе диктофон. «Что вот так вот сразу и записывать будете?» - с недоверием в голосе спрашивает молодой летчик. Высокий парень в синей форме с задорной челкой, на тот момент пытался выглядеть невероятно собранным и строгим. Хлопнув тетрадей по столу, в итоге он, подытожив, улыбнулся: «О чем-нибудь приятнее постарайтесь спрашивать». Ну, вот как-то так и начался наш диалог. Говорили в основном, на тему небесных полетов и летной работе, ну, конечно же, о призвании быть настоящим летчиком.

Blog post image

Қанатбек: "Еще, будучи маленьким, я всегда задирал в небо голову, и мечтал летать в небе. Даже моя бабушка Күніш всегда и всем родственникам говорила, вот увидите мой Қанатбек будет летчиком! Она даже напевала иногда «Самолет летит, а вертолет гудит. Молодой Қанатбек за штурвалом сидит». Наверное, мы вместе этого так сильно хотели, что сама судьба распорядилась таким образом, что моей мечте пришлось сбыться! Может быть, потому, едва я вспоминаю о ней, передо мной сразу же встает небо моего детства, а уж после этого все остальное. Тут уж, видно, ничего не поделаешь,- как все это тогда запало в сердце, так и осталось на всю жизнь".

Blog post image

В 2014 году Қанатбек приступил на службу в должности летчика-штурмана в в/ч 19132. Пока на счету у молодого летчика-штурмана свыше 150 часов налета. За один месяц в части, им позволяют налетать свыше 20 часов, иногда больше. В свои двадцать два года Қанатбек является одним из перспективных и подающий большие надежды летчиком.

Blog post image

Қанатбек: «В 11 классе в школе я увидел объявление о наборе в ГАЦ РК (Государственный авиационный центр). Долго не думая, решил идти именно туда. В центре ровно год мы обучались теории,  а потом ровно месяц проходили практику. За время обучения научился очень многим важным предметам и навыкам. Нас учили, как оказывать первую медицинскую помощь. Учились выживать, проводили спасательные операции. Для того, чтобы сделать первый шаг в небо, требуется довольно много узнать - практическую аэродинамику, устройство самолета, правила радиообмена, научиться пилотированию, выдерживанию режимов полёта, ну и, конечно, самое трудное - это посадка. Во время практики, я впервые сел за штурвал самолета TL-2000 Sting Carbon Ultra Light. Было ли это круто? Не то слово! Я чуть не расплакался от счастья. Помню, взлетел, набрал высоту, пролетел круг, сел. Вышел из кабины, и мне хотелось кричать от счастья! Единственным моим желанием на тот момент было, чтобы меня в полете увидела моя бабушка. После этого полета, во мне что-то  начало меняться. Я начал больше думать о внутреннем мире летчика, об особенностях его работы и  профессионализме».

Blog post image

Авиация, а особенно военная авиация, по мнению Қанатбека, это призвание. Это профессия для избранных. Вопреки трудным моментам в учебе и позднее, в работе военного летчика-турмана,  Қанатбек никогда не жалел о сделанном выборе. О своей работе он говорит с большой любовью и восхищением, но при этом становится понятно и насколько серьезно он к ней относится. Дисциплина и обязанности в боевой авиации для него, нечто вполне естественное, которое является частью будней.

Қанатбек: «После этой практики, никого из родственников не удивило мое желание поступить в Военный институт Сил воздушной обороны имени дважды Героя Советского союза Т. Я. Бегельдинова. Сдал теоретические и практические экзамены для поступления. Медкомиссию прошел. И вот оказался в числе тех счастливчиков, которым выпал шанс стать одним из курсантов ВИСВО. На первом курсе меня разместили в «кубрике» (спец. комната примеч. автора)  с другими двадцатью курсантами. За год мы стали настоящими друзьями, держим связь до сих пор. Помню, часто преподаватели нам говорили, чтобы  мы должны быть настоящими, яркими летчиками! Стремиться быть головой слона, а не мухи. Обладать огромным терпением, холодным, расчетливым  разумом.  Но по сей день, я остаюсь в глубине душе немного романтиком. Но совсем чуть-чуть».

Blog post image

Бритва, зубная паста, мыло - вот и всё содержимое тумбочки. Личного пространства - несколько метров. Жизнь в кубрике подчинена особым законам, но к ним ребята быстро привыкают. Военный институт Сил воздушной обороны имени дважды Героя Советского союза Т.Я. Бегельдинова – единственное учебное заведение в Казахстане по подготовке и выпуску будущих военных летчиков. Молодому парню, мечтающему летать, одна дорога - сюда. За партами - курсанты со всего Казахстана: от Кызылорды до Щучинска. Отбор - жесткий. По статистике за время обучения 30 процентов курсантов отсеивают из-за профнепригодности. Военный летчик - это здоровый, психически устойчивый и, главное, целеустремленный человек.  И не случайно ребята всё так сосредоточенно и старательно записывают.

Blog post image

Дисциплина в училище - армейская, а требования - вузовские.

Blog post image

С головой погрузиться в теорию лётного дела - второй шаг по дороге в небо.

Blog post image

Самолеты здесь - даже в коридорах. В перерывах между занятиями их "атакуют" со всех сторон. Ведь первые несколько лет учебы курсанты изучают свою будущую профессию разве что на тренажерах. Полная иллюзия полета в формате 3D. Кабина, штурвал - все настоящее. И даже облачное небо кажется совсем реальным. Задача - смоделировать все возможные условия полета. Такая виртуальность помогает довести действия летчика за штурвалом до автоматизма. От курсанта до летчика - это 4 с лишним года. Ведь за это время курсант успевает сделать только несколько первых шагов в профессии. Какой путь придется пройти, чтобы стать настоящим асом летного дела и остаться в профессии, будущие пилоты и штурманы пока не догадываются. Их просто манит бескрайнее небо.

Blog post image

Қанатбек: «На занятиях нам часто говорили, что человеку, жаждущему подвигов, в авиации делать нечего. Если нужны экстремальные ситуации - пусть при сорокаградусном морозе прыгнет в прорубь или привяжет к ноге резиновый канат и прыгает вниз с моста. Адреналина получит достаточно. А летчику нужны холодный расчет, быстрая реакция, глубокие профессиональные знания. То, что на земле воспринимается подвигом, в небе оценивается иначе - сдержанно, хладнокровно. Там должна быть система надежности».

Blog post image

В полете от летчика требуется высокая дисциплина, и заключается она не только в том, чтобы строго выдерживать заданный режим, но и в том, чтобы неукоснительно выполнять все инструкции и указания командира. Малейшая беспечность, зазнайство, пренебрежение требованиями наставлений в части не остаются безнаказанными. Сразу вслед за этим можно получить строгое наказание.

Қанатбек: «С самого начала службы в части было опровергнуто мнение некоторых прибывших  лейтенантов, считавших, что если в институте они получили достаточные теоретические знания и теперь задача их заключается только в том, чтобы летать. Практика показала, что какой бы теоретический багаж ни был приобретен в институте, современная авиация требует постоянного непрерывного совершенствования. И это уже закон для каждого из нас в нашей части. Представляете, какие сложные, взаимоисключающие качества должны быть у летчиков? Вот потому они и редки. Кроме того - феноменальная оперативная память и склонность к риску. Иначе ты просто трус. А разве может быть по-другому? Я очень горжусь своей синей формой!».

Как говорят в народе, без опытного и мудрого учителя в таком деле как авиация, далеко не улетишь. В конце нашей беседы, горячо Қанатбек поблагодарил полковника Жалына Аязбаева, заместителя по безопасности полетов  в/ч 19132 и командира эскадрильи Ардака Нугманова.

А вот, с каким пожеланием в конце обратился к своим сверстникам военный летчик:
«Это не глупости мечтать! Не бойтесь своей мечты. Она сбывается! Надо просто каждый день стараться и трудиться ради ее воплощения».

Blog post image

Кстати, некоторые наши пилоты категорически отказываются фотографироваться непосредственно перед полётом. Плохая примета, говорят. Если вечером не успел побриться, утром я никогда в жизни это не сделаю, признается Қанатбек.

3
2712
0