Краткий пересказ произведения Абай Кунанбайулы «Слова Назидания»

27760
3
0
7

Слова Назидания Абай Кунанбайулы одно из ярчайших наследий казахского народа. Абай сумел открыто показать недостатки казахов, которые актуальны и по сей день. И это его краткий пересказ и содержание..

170-летию Абая посвящается

Краткий пересказ произведения Абай Кунанбайулы «Слова Назидания»

Одним из ярчайших произведений и трудов мыслителя и философа казахского народа Абай Кунанбайулы являются Слова Назидания. Написанные в последние годы Абая, Слова Назидания состоят из 45 Слов, разные по объему и написанию. В дословном переводе с казахского Слова Назидания переводятся как Черные Слова (Қара сөздер), перевод который имеет свой смысл, так как в этих трудах видна явная критика (не ненависть) казахского народа Абаем. За все свои годы Абай осознал недостатки и минусы казахов, и устрашившись того что он никак не сможет это решить, он решил в себе привычном стиле написать об этом.

СЛОВА НАЗИДАНИЯ

(СЛОВА 1-15)

СЛОВО ПЕРВОЕ

«Чем теперь заняться, как прожить оставшуюся жизнь?»

Абай ищет смысл своей жизни на старости лет, перебирая варианты как правление, умножение стада, наука, богослужение, воспитание детей и внуков и последнее записывание своих мыслей. Все, кроме последнего кажется Абаю бессмысленным и неподходящим, поэтому он решает писать, которые в итоге и станут Словами Назидания.

СЛОВО ВТОРОЕ

«В детстве мне приходилось слышать, как казахи смеялись над …»

Абай критикует казахов за то, что они смеются и ругают всех остальных: узбеков, русских, ногаев, в то время как они сами ничего не достигли и не умеют. Ведь у каждой из этих национальностей есть свои преимущества и хорошие особенности, а у казахов лишь раздоры да ругань. Поэтому вместо критики он предлагает брать пример с них.

СЛОВО ТРЕТЬЕ

«Отчего слова их неискренни, а сами они ленивы и одержимы властолюбием?»

Абай говорит, что казахи ленивы, думают лишь о скоте, статусе, власти и себе и будут добиваться этих целей любыми методами. Нет места для других работ (земледелие, торговля, наука, искусство), чести, единства, правде. Не от том думают правители и судьи, поэтому нужно для них поставить образование на первое место.

СЛОВО ЧЕТВЕРТОЕ

«Не пустое веселье, а полезный и разумный труд исцелит душу»

Нельзя постоянно быть беспечным и глупым, и так же нельзя быть всегда печальным и вдумчивым. Не стоит смеяться со злым умыслом или просто на потеху, не каждый смех хороший. Ведь жизнь не вечна, и прожить её надо достойно.

СЛОВО ПЯТОЕ

«Мнят себя страдальцами, обремененными тяжкими заботами и несчастьями, будто они разумнее детей»

Материалистические ценности для казахов внедрились в фольклор и культуру, став уже частью народа. Ни честь, ни правда, ни узы, ни даже Бог, ничего нет выше денег и власти. И каждый себя оправдывается и считает себя невиновным.

СЛОВО ШЕСТОЕ

«Начало успеха — единство, основа достатка — жизнь»

Единство духом, верой, крепкими узами, а не единство (общее) благополучия, имущества и из-за зависимости. Жизнь – не боязнь смерти, а когда жива душа и ясен ум. Ведь без живой души, человек ничем не лучше собаки.

СЛОВО СЕДЬМОЕ

«Не раскрыв для себя видимых и невидимых тайн вселенной,

Не объяснив всего себе, человеку не стать человеком»

У человека два начала, физическое и духовное. Сегодня, взрослые люди зациклены на физической части, в то время как основная часть человека душа, тяга к знаниям, свершениям, подвигам. А так люди не лучше скота, которое ничего не знает и ни к чему большему не стремится.

СЛОВО ВОСЬМОЕ

«Станет ли кто прислушиваться к нашим советам или внимать наставлениям?»

Бии считают себя всех умнее, богачи думают что все можно купить, воры-мошенники не имеют чести, беднякам нет дела до знаний и правды. Кто же тогда будет учиться и кого учить?

СЛОВО ДЕВЯТОЕ

«Я хоть и живу, живым себя не считаю»

В этой части Абай делится своим разочарованием в казахах, что приводит его к собственной неудовлетворенности.  Глубина его разочарования настолько велика что он перестает что-либо чувствовать, надеяться и мечтать.

СЛОВО ДЕСЯТОЕ

«Пока богатство в его руках, он кичится им. Растратив,

хвалится тем, что он “и он когда-то был богат”»

Зачем человеку ребенок? Если он не сможет ни воспитать его, ни использовать в своих целях. Зачем человеку богатство? Если он получив его легким и нечестным путем, так же легко и бессмысленно потратит. Если у тебя есть что-либо потрать лучше на образование, свое или своих детей, чтобы сделать из них лучших людей.

СЛОВО ОДИНАДЦАТОЕ

«Чем промышляет, как живет народ? Есть два средства. Одно из них — воровство»

Весь казахский народ застрял в преступности и безнаказанности, где все думают только о том, как украсть и заработать, и как надоумить других до этого. Воры, баи и сам народ работают в сговоре среди преступности, обмана и денег. Некому искоренить это зло, все просто текут по течению.

СЛОВО ДВЕНАДЦАТОЕ

«Кто небрежен, не соблюдает себя в строгости, не умеет сострадать, того нельзя считать верующим — без бережливости и внимания не удержать в душе иман — веру»

Правильно что люди делятся своими просвещенскими знаниями, но главное этому человеку не поддаться корысти и самоуверенности. Прежде, он должен полностью отдаться своей вере, во-вторых, он должен продолжать совершенствоваться. Ведь нет толку от богослужения без понимания.

СЛОВО ТРИНАДЦАТОЕ

«Существует двоякий путь верования»

Вера, иман, человека может существовать за счет полного понимания и принятия её, другая вера есть результат полученных знаний и твердости духа. Но надо беречься людей, которые называя себя верующими, не страшатся перед Богом лжи, самоуверенности и грехопадения.

СЛОВО ЧЕТЫРНАДЦАТОЕ

«Есть ли у человека что-либо драгоценнее его сердца?»

Сердце, душа, наиважнейшая часть человека, которая отвечает за добропорядочность, сострадание, чистоту и отвагу. Но многие люди забывают об этом и оступаются вновь и вновь, так как вернуться на путь истинный бывает тяжело.

СЛОВО ПЯТНАДЦАТОЕ

«Между умными и глупыми людьми, по-моему, есть существенная разница»

Абай считает, что умные люди думают только о правильных и существенных делах, никогда не теряют голову и всегда владеют собой, своими поступками и жизнью. Глупые же люди легко отвлекаются, живут беззаботно, совершают бездумные поступки и затем жалеют об этом оставшуюся жизнь.

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ…

 

В просторах интернета легко найти полную версию Слов Назидания на разных языках в скачиваемом и онлайн формате. Тем же, кто затрудняется оставлю здесь пару ссылок:

Русский язык - http://bourabai.kz/articles/black_word.htm

Қазақ тілі (Казахский язык) - http://bourabai.kz/articles/abai.htm

Английский язык (English)- http://abay.nabrk.kz/ebook_5004/#top

Узбекский язык  - http://abay.nabrk.kz/ebook_5001/#top

Татарский язык - http://abay.nabrk.kz/ebook_5002/#top

Турецкий язык - http://abay.nabrk.kz/ebook_5003/#top

Иврит (?) - http://abay.nabrk.kz/ebook_5006/#top

Немецкий язык - http://abay.nabrk.kz/ebook_5008/#top

Монгольский язык - http://abay.nabrk.kz/ebook_5011/#top

Также в интернете можно найти массу рефератов, эссе, диссертационных работ на тему Абая, где проходит анализ, исследуется связь с религией, другими писателями Казахстана, ближнего и дальнего зарубежья, а также его влияние на казахскую культуру. Но, я не смог найти короткого описания и анализа Слов Назиданий, поэтому хочу предложить вашему вниманию свой короткий пересказ Слов Назиданий Абая. Конечно, краткий пересказ никак не сможет полноценно передать смысл и посыл Абая, но я попытался.

Оцените пост

7

Комментарии

Чтобы написать комментарий нужно войти в систему