Yvision.kzYvision.kz
kk
Popcorn
Popcorn
Popcorn
3 932 постов66 подписчиков
Это проект о хорошем, качественном кино
-9
12:34, 27 июля 2010

Рецензия на фильм "Начало" (Inception)

И каждый видит сон о жизни
И о своем текущем дне,
Хотя никто не понимает,
Что существует он во сне.

«Жизнь есть сон» Педро Кальдерон

Решил написать рецензию на фильм "Начало" и отправился в "Номад". Каждый раз зарекаюсь смотреть там фильмы, и каждый раз хожу. Картинка в "Номаде" не всегда бывает в фокусе, звук почему-то тоже "гуляет". Хотя, казалось бы, ну что стоит наладить звук в столь маленьком помещении? Чай не оперная сцена. Но любимый "Рамстор" так удобно расположен, что пройти мимо очень тяжело.

Рецензия разбита на две неравные части, и чем дальше ты зайдешь, мой дорогой читатель, тем глубже заснешь проникнешься сутью проблемы. В принципе, дочитывать необязательно, главное, вовремя остановиться.

Из блога Рустама Ниязова: заставка в стиле демотиватора для рецензции на фильм "Начало"

Итак, начнем с того, что название "Начало" даже близко не соответствует оригинальному "Inception". Более точный перевод звучал бы скорее как "Внедрение". Внедрение - это очень непростой психофизиологический акт - залезть в подсознание человека и немного пошуровать там, чтобы изменить его поведение в нужную сторону. На простом языке это называется проще: "поселить в голове чужих тараканов".

Что тебе снится?

Герой ДиКаприо по имени Дом Кобб занимается кражей промышленных секретов, спрятанных в дальних уголках памяти всякого рода миллионеров, бизнесменов и других VIP-ов. Главное в его работе - заставить клиента уснуть. Затем подключить к его руке особый синхронизирующий прибор, который погружает всех участников в единое пространство сна. Если отбросить все эти виртуальные побрякушки, то он, в сущности, обыкновенный вор. Каким был одноименный герой Кобб из ранней нолановской работы "Преследование". Если вернуть побрякушки обратно, то Кобб вновь становится таинственной и оригинальной личностью, шныряющей по мозгам, как по речным камушкам.

Из блога Рустама Ниязова: иллюстрация из сайта www.nolanfans.com

Конечно, эта очень грубая натяжка для режиссера Нолана. Свои первые опыты по выстраиванию лабиринтов для обреченных героев он устраивал еще в фильме "Помни", где герой Гая Пирса Леонард болен очень странной болезнью - потерей кратковременной памяти. Леонард постоянно забывает обо всём, что с ним происходит на отрезке времени длиной с один офисный перекур. И все 113 минут экранного времени он ищет убийцу своей жены, превратив свое тело в сплошную записную книжку, где успевает накидать новую подсказку, пока память не совершит очередной soft reset.

Изящно? Да. Чистый и понятный сюжет, без технических костылей и проводков, подключенных к голове. Но с тех пор утекло слишком много воды и нефти. На дворе уже не наивный 2000-й год. Что-то явно изменилось в воздухе, в атмосфере нашего восприятия. Не иначе, как наступило время больших и маленьких мистификаций. Время самопадающих башен-близнецов, саморазогревающегося глобального потепления и самооживающих бинладенов.

Из блога Рустама Ниязова: иллюстрация в стиле демотиватора, кадр из фильма Начало

Нолан увлечен новой повествовательной эстетикой, это очень заметно, да он особо ничего и не скрывает. Уже в победоносном "Темном рыцаре", все его герои только потому и герои, что им постоянно протягивают из-за кадра руку помощи. Все эти взрывчатки в животах, совершенно беспрепятственные проникновения в святая святых, удивительная способность угадывать время и место. Пока один герой творит свое действо, весь мир отворачивается от него, чтобы позволить красиво распахнуть кулисы и выдать зрителям очередную порцию визуальных "вкусняшек".

Достаточно убедить зрителя в том, чтобы он принял на веру лишь пару сюжетных допущений, как тут же, в награду за податливость его ума, киноэкран завалит его та-а-а-кой картинкой, та-а-а-а-ким водоворотом событий, что впору к театральным креслам привинчивать ремни безопасности.

А потому, ничего страшного не происходит. Нолан подсовывает нам этот допотопный прибор, словно извлеченный из пыльных съемочных чуланов Legendary Pictures. И тихо успокаивает, мол, не обращайте внимания на эти проводки! Просто поверьте на миг, что у людей появилась какбэ возможность участвовать в одном и том же сне. Это сюжетное допущение, понимаете... Поверили? Тогда расслабьтесь и откиньтесь на спинку кресла.

Чтобы долго не мусолить идею, режиссер с первых же минут наглядно демонстрирует столь непростую и, в буквальном смысле, беспробудную работу Дома Кобба. Не успев даже приступить к стаканчику с попкорном, зритель оказывается в мрачном японском замке "гесуто-хасу", где герой ДиКаприо предстает гостем очень влиятельного бизнесмена Саито (Кен Ватанабе). Но на самом деле они оба спят, и видят один и тот же сон. Территория сна создана искусственно, и находится в голове Артура (Джозеф Левитт), одного из членов команды Дома, который, собственно и является хозяином сна. Быть хозяином сна означает контролировать действия жертвы, выстраивать ловушки, чтобы найти самое сокровенное, что он прячет в своем подсознании. Во сне это сокровенное может принять, к примеру, облик самого обычного банковского сейфа, в котором лежит бумага с такой, например, надписью:Из блога Рустама Ниязова: иллюстрация к обзору фильма "Начало"

Что важно, сюжет фильма не ограничивается плоской одномерной моделью сна. Если искомый секрет запрятан слишком глубоко, или клиент позаботился о том, чтобы хорошенько защитить свои мозги от вторжения, то команда Кобба может заснуть вторично, внутри самого сна, опускаясь еще глубже в подсознание одного из участников. Главное - клиент не должен почувствовать подвоха, потому что находится не в собственном сне, где его хранят даже родные стены, а в чужом, специально сконструированном.

Так и живет Дом Кобб, копаясь в мозгах клиентов, пока к нему не обращается тот самый Саито, недавняя жертва его сонного шпионажа. Оказывается, влиятельный японец давно подыскивал себе хорошего спеца для одной очень важной работенки. Он даже готов не держать обиду на Дома, который не далее, как вчера устроил ему во сне полный ойпырмай, пытаясь украсть его секреты. Чем-то Дом ему понравился. Возможно, своей полной безбашенностью. А, может и кое-какой слабостью. Дело в том, что у Кобба очень серьезные проблемы с властями США, и он вынужден жить в Австрии вдали от своих любимых детей, лишь изредка перезваниваясь с ними по телефону. И если для Дома воссоединение с детьми - несбыточная мечта, то для могущественного Саито - это всего лишь один звонок нужным людям.

Итак, сделка состоялась. Правда, Саито предлагает Дому не привычный шпионаж, а диаметрально противоположную работу. Нужно не утащить из памяти клиента очередной шифр или секрет, а вложить ему в подсознание всего одну мыслишку. Скажем так, идею. Разрушительную, заманчивую, способную овладеть носителем с головы до кончика его клюшки для игры в гольф...

Из блога Рустама Ниязова: иллюстрация стилизована под демотиватор, кадр из фильма Начало

Лично мне фильм очень понравился. Ясно чувствуется дух второй и третьей "Матрицы". И нарастающие басы Ганса Циммера, и застывшие в воздухе герои, и постоянная смена декораций, выкидывающая зрителя то в залитый дождем даунтаун, то в засыпанный снегом склон горы. Как и у Вачовских, герои символичны, и вещают сплошными цитатами. Если уж Нолан взялся строить в воображении зрителя некий лабиринт, то было бы странно не увидеть в фильме Ариадну (ее играет Эллен Пейдж), а главной целью главгера сделать убийство своего внутреннего Минотавра.

Второй фильм, имеющий явное влияние на изящный синопсис Нолана - "Остров проклятых", где ДиКаприо играет американского судебного пристава. Герой ДиКаприо прибывает на остров, чтобы расследовать исчезновение пациентки из больницы для умалишенных преступников. Уверен, что Нолан нисколько не лукавит, говоря о том, что взращивал идею "Inception" целых восемь лет. Просто по мере готовности, сценарий впитывал в себя проверенные образы и сюжетные штампы (чуть не написал "проекции"), которые хорошо проявили себя в прокате, а потому грех не воспользоваться их энергетикой.

Впрочем, время тотальных мистификаций порождает новый символизм, постепенно вытесняющий естественную привычку человеческого ума допытываться правды. Модная нынче виртуализация смыслов осваивает новые территории, перемалывая под свою логику ставшие почти классическими кинообразы. Интересно, что будет, если поместить вполне обычный ходульный персонаж из детских книжек о пиратах в абсолютно пустое пространство без окон и дверей? Тот же Джек Воробей из фильма "Пираты Карибского моря 3: на краю света", побывав в некоем Тайнике, настолько потрясен увиденным, что буквально собирает остатки своего сознания по частям.

Зритель не отреагировал никак, следовательно, он подготовлен. И, чтобы отвлечь его от очевидных промахов сценария, ему дают возможность насладиться неясными связями, которые окружают фильм целой паутиной смыслов.

 

Из блога Рустама Ниязова: кадр с актрисой Эллен Пейдж, фильм НачалоРазве не приятно узнать, что актриса Эллен Пейдж обрела свою скромную славу в фильме "Люди Икс Последняя битва", где играла героиню, умеющую проходить сквозь стены. Теперь, в "Начале" ее героиня работает "архитектором", строящим виртуальные лабиринты, чтобы предотвратить чье-то бегство. Символично, не правда ли?

     

Иллюстрация из http://www.imdb.com/media/rm2265876992/nm2438307

Или герой Юсуф (Дилип Рао), отвечающий в команде Кобба за усыпляющие вещества - до участия в "Начале", Дилип прославился в игрушечно-страшном фильме "Затащи меня в ад", где сыграл доброго ясновидца. Там он открывал людям глаза на сущность зла. У Нолана он погружает людей в сон.

     

Кадр из фильма Начало: Марион КоттиярдНу, и самая кайфовая аллитерация случилась с актрисой Марион Котийар. Ее лучшая в жизни роль - Эдит Пиаф в оскароносном фильме "Жизнь в розовом цвете", где героиня Марион исполняет знаменитую "Non, je ne regrette rien". И эта же песня служит сигналом для пробуждения в "Начале", разносясь эхом в зыбких подсознательных мирах героев. Нолан, кстати, не признается и говорит, что все получилось случайно, но мы ведь понимаем :)

   

Ты еще не спишь?

Мне кажется, мистификации всегда приходят в усталый и разочарованный ум, который уже не предпринимает никаких усилий, чтобы различать цвета, линии, и перспективы. Жизнь стала очень быстро меняться. Человеское сознание не успевает закидывать "якорь", чтобы уцепиться за более менее твердый кусочек суши. Действительность переливается всеми цветами радуги, обманывая и уводя от сути вещей.

Сюжет "Начала" напомнил мне одну классическую драму времен Тридцатилетней войны. Драма под названием "Жизнь есть сон", написанная очень известным испанским драматургом Педро Кальдероном. Жил-был один король, супруга которого ожидала ребенка. Гадая по звездам, король получил мрачное предсказание: его сын убьет своим рождением мать, и будет сеять вокруг себя беду. Действительно, его супруга умирает при родах. И тогда король приказывает заточить своего единственного сына в одинокой башне. Впрочем, когда принц вырос, в его судьбу вмешались другие люди. Однажды они усыпили сына и перевезли во дворец, чтобы показать ему истинную жизнь. Но тут в принце пробуждается нечто звериное, которое повергает окружающих в ужас. И тогда люди снова усыпляют его и возвращают на башню. И с тех пор принц не может понять: или он вечный узник, которому снится, что он принц, или он принц, которому снится вечная тюрьма...

А помнишь, как всё начиналось? Давай-ка вернемся немного назад, к "Противостоянию" Стивена Кинга. Помнишь хижину посреди кукурузного поля, которая одновременно приснилась нескольким людям? Над землей восходит Зло. Оно собирает свою армию. А Добро зовет героев в кукурузные кущи. Мне кажется...

Что, ты уже спишь?

Сладких снов, мой дорогой читатель.

-9