Yvision.kzYvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов41 подписчиков
Всяко-разно
0
05:26, 25 июля 2010

Что такое права человека? (www.platon.kz)

Blog post imageМарек Новицки

Знания о правах человека являются дисциплиной, находящейся между философией и особенно этикой, многочисленными областями юридической науки и политическими науками. В своем современном виде эта область знаний появилась после Второй мировой войны, хотя ее истоки прослеживаются уже в древности, в средневековье, а особенно в эпоху Просвещения. В коммунистическом мире права человека не были предметом ни исследований, ни преподавания, хотя само это словосочетание, которое было дополнено прилагательным «социалистические», начало появляться в семидесятых и восьмидесятых годах, запутывая и умышленно размывая емкие, наплывающие с Запада идеи, называемые у нас «буржуазными правами человека».

В девяностые годы в Польше наступило быстрое распространение концепции прав человека, однако, невозможно в течение нескольких лет наверстать полувековое отставание в развитии общественного сознания, особенно ввиду того, что многочисленные недоразумения вызывают и другие, косвенно связанные с правами человека термины, как демократия, левые, правые и т. п., смысл которых исказила сначала идеология ПНР, а позднее политики периода системных преобразований.

Невозможно вести дискуссию о чем-либо без установления смысла основных понятий. Итак, не пытаясь найти общепринятые дефиниции (таковые, впрочем, не существуют), попробуем определить основные понятия, которыми будем пользоваться во время нашей дискуссии о правах человека.

Первым объектом недоразумений является слово «демократия». Журналисты часто спрашивают о том, какой смысл заниматься правами человека, если «у нас уже есть демократия». Они отождествляют демократию с правлением большинства, а доказательством существования такого правления является, по их мнению, проведение честных, свободных выборов. Действительно, сейчас у нас в Польше правление большинства. Однако такое правление может быть неслыханно жестоким по отношению к отдельным людям и всякого рода меньшинствам, а иллюстрацию этого тезиса можно найти в истории. Возьмем хотя бы пример Сократа, приговоренного к смерти большинством; такой пример отнюдь не делает чести политической системе Афин. Если мы попросим произвольно взятую группу людей выписать на листочке 10 или 20 признаков, характеризующих их, а также ситуацию, в которой они находятся, то окажется, что будут преобладать черты, характерные для меньшинства. Большинство же склонно забывать о проблемах меньшинства, а иногда даже относится к некоторым из них с враждебностью. Значит, неограниченное правление большинства является угрозой для отдельных лиц и групп. Поэтому в наших разговорах демократией мы будем считать ограниченное правление большинства. Правление это ограничено совокупностью прав и свобод, полагающихся отдельным людям, а большинство не имеет права нарушать эти права и свободы. Таким образом, права и свободы индивидуума ограничивают волю большинства.

Продолжение статьи тут

0
167
1