Бессмертный полк: великолепная семерка — летчики

Тимур Кубеков 2015 M10 25
1307
6
19
0

Выкладываю статью с нашей газеты "Сарбаз". Статья про наших героев-летчиков. Талгат Бегельдинов лично сбил 4 немецких самолета. Той же осенью он был назначен командиром эскадрильи 144-го гвардейского...

Выкладываю статью с нашей газеты "Сарбаз". Статья про наших героев-летчиков.

Военнослужащие ВВС СВО ВС РК являются наследниками летчиков-казахстанцев, героически сражавшихся 70 лет назад с гитлеровцами в небе на фронтах войны. Нынешние казахстанские летчики всегда помнят о боевых подвигах своих предшественников

Среди летчиков-героев Великой Отечественной войны самым известным, пожалуй, считается дважды Герой Советского союза генерал-майор Талгат Бегельдинов. Родившийся 5 августа 1922 года в Акмолинской области, он провел детство в Бишкеке, где с подросткового возраста стал заниматься в аэроклубе. В 16 лет он впервые поднялся в небо и понял, что это его стихия. По окончании Чкаловского военного авиационного училища в Оренбурге отправился на фронт.

Сражался на самолете Ил-2 – одномоторном штурмовике, который советские конструкторы прозвали «летающим танком», а немцы – «черной смертью», проявив отвагу и мужество. В боях в небе над украинскими городами Знаменка, Кировоград 26 октября 1944 года Талгат Бегельдинов лично сбил 4 немецких самолета. Той же осенью он был назначен командиром эскадрильи 144-го гвардейского штурмового авиационного полка, которая героически штурмовала скопления войск и техники в Польше и Германии, в боях за города Краков, Ополе, Катовице, Вроцлав и Берлин. Всего за годы войны Талгат Бегельдинов совершил 305 боевых вылетов, лично сбил 7 самолетов, сам был сбит. На параде Победы 1945 года Бегельдинов был награжден второй звездой Героя.

После войны, он долгие годы вносил свой вклад в развитие гражданской авиации в Казахстане. Прославленный летчик ушел в мир иной в 2014 году. Его имя носит Военный институт Сил воздушной обороны в Актобе и Республиканская военная школа-интернат в Караганде.

Другим дважды Героем Советского союза является командир эскадрильи 270-го истребительного авиационного полка генерал-майор Сергей Луганский.

Он родился в 1918 году в Алматы. К началу войны за его плечами уже было 59 боевых вылетов и сбитый самолет в ходе войны с Финляндией. Воевал на самолетах ЛаГГ-3, Як-1Б, ходил в лобовую атаку, прикрывая переправу через Волгу, форсирование Днепра. За 221 боевой вылет и 18 сбитых самолетов удостоился звания Героя в 1943 году.

Хочу от себя написать алматинскую байку (скорее всего это было):

Звонок ночью в милицию: "...Кто-то распивает спиртные напитки возле памятника Луганскому....". Приехал наряд милиции. Видят, что под памятником сидит мужик, в трико и в рубашке. Рядом стоит полупустая бутылка водки и простая закуска.

- Ты чего, мужик?! Сдурел?

- Мужики, я имею право выпить возле своего памятника или нет?

 


Еще один дважды Герой - Леонид Беда из Костанайской области совершил 214 боевых вылетов на штурмовике Ил-2, участвуя в Сталинградской битве, в боях в небе над Донбассом, Крымом, Беларусью, Литвой, Польши, Германии, штурме Кенигсберга. За мужество и героизм, проявленные в боях, летчик Леонид Беда был награжден дважды званием Героя. После войны служил в том числе и в Туркестанском военном округе, дослужился до командующего авиацией Белорусского военного округа, звания генерал-лейтенанта. Его земляк, костанаец Иван Павлов участвовал во Ржевско-Сычевской, Великолукской и Смоленской операциях, освобождении Беларуси и Балтии, ликвидации Земландской группировки противника. За время войны совершил 237 боевых вылетов на штурмовике «Ил-2». После получения первой звезды Героя, земляки собрали денежные средства на покупку самолета, на борту которого написали «Земляку Герою Советского Союза т. Павлову — от трудящихся г. Кустанай». На борту этого самолета летал летчик-герой.

Говоря о подвиге летчиков, в первую очередь вспоминается Нуркен Абдиров, отдавший свою жизнь, совершая подвиг.

Нуркен Абдиров родился в 1919 году в Каркаралиснком районе Карагандинской области. Окончив Чкаловское военное авиационное училище в Оренбурге, отправился на фронт. Летал на штурмовике Ил-2, уничтожив за 16 боевых вылетов десятки
немецких автомашин и несколько танков.

Роковым для сержанта стал день 19 декабря 1942 года. В небе над донским казачьим хутором Коньковым Боковского района Ростовской области России завязалась горячая битва самолетов. Немецкий летчик совершил прямое попадание в мотор Ил-2 Нуркена Абдирова. Самолет загорелся. Осознавая невозможность вернуться на позиции советских войск и отсутствие шансов выжить, Абдиров не стал просто падать с самолетом на землю, а направил горящую авиамашину в колонну немецких танков, протаранив их камикадзе. Поэт Сапаргали Бегалин посвятил поэму герою.

В годы накануне войны, авиация была новой сферой, осваиваемой человеком. Профессия летчика была не просто новой, современной, модной, она была очень престижной, популярной, почетной. Летчики казались супергероями, сын самого Сталина пошел в летчики. Каждый мальчишка хотел летать на самолете, покорять небо. Не был исключением и Байзулла Акижанов – «крылатый сын аула Курголь», как его назвал военный журналист Сапаргали Жагипаров. Земляк и родственник поэта Алаш-Орды и Октябрьской революции Сабита Донентаева, Байзулла Акижанов родился в 1923 году в павлодарском Прииртышье.

В авиацию он пришел подростком, занимаясь в Семипалатиснком аэроклубе. Тяжела была дорога в авиацию у молодого парня – родной брат его, образованный, эрудированный интеллигент был репрессирован. По окончании училища в Оренбурге Акижанов отправился на фронт, воевать с фашистами на своем Ил-2. На самолете было два пулемета, шкас (скорострельный синхронный авиационный пулемет), две пушки, потом появился стрелок, и соответственно третий пулемет, 600 килограммов бомб, 4 реактивных снаряда. Потом летчику удалось повоевать за штурвалом американского Дугласа Си-47, который прозвали «Дакота» и новейшего стратегического бомбардировщика Боинг-29, известного как «Суперкрепость».

С первых дней проявив себя старательным летчиком, Акижанов участвовал в военных операциях Равва-Русского штурмового авиаполка с Алексеем Жиляковым, Василием Пономаревым, порой сражаясь с пробоинами в самолете. Однажды, получив серьезное повреждение, ему пришлось приземляться «на брюхо». Байзулле Акижанову удавалось снимать итоги боя на фотоаппарат, несмотря на разгар битвы, в том числе во время штурма Праги. Самым незабываемым моментом для летчика стала битва над Берлином, бомбардировка логова Гитлера – Рейхстага. В майские дни 1945 года на стенах Рейхстага Байзулла Акижанов с группой летчиков оставили надпись: «Мы - летчики-штурмовики 2-ВА - Василий Пономарев, Алексей Кривонос, Владимир Моисеев, Иван Сыров, Василий Лаврентьев, Михаил Шахматов, Георгий Холмушин, Байзулла Акижанов - штурмовали Берлин. 4 мая 1945 года». Когда лучших летчиков командиры наградили часами «Победа», один из сержантов, механиков эскадрильи оказался обделенным и обиделся на несправедливость. Тогда Байзулла Акижанов снял собственные часы и вручил их механику.

После войны Байзулла Акижанов остался верным военной авиации, испытывая новые штурмовики, дальние бомбардировщики, обучая летчиков морской авиации Тихоокеанского флота, был личным пилотом главнокомандующего военно-воздушных сил СССР, Главного маршала авиации Александра Новикова. Внес он свой вклад и в развитие гражданской авиации Казахстана. А в годы перемен – перестройку, первые годы независимости, кризис начала 90-ых годов, будучи авторитетным активистом ветеранской организации, способствовал посильной помощи ветеранам, по которым больно ударили социальные потрясения.

Свои боевые воспоминания Байзулла Акижанов публиковал на страницах газет, в том числе «Қазақстан сарбазы». Скончался ветеран в январе 2015 года.

На фронтах войны в небе за штурвалом самолета проявили себя и женщины.В истории вписаны имена Марины Расковой, Валентины Гризодубовой, Лейлы Мамедбековой. Но особую славу заработали летчицы, которых называют «ночные ведьмы». Среди них и Хиуаз Доспанова из Казахстана.

Она воевала в составе 588-го авиаполка, который считался ночным бомбардировочным. Немцы поражались умению и мужеству ночных летчиц, одной из которых была Доспанова. Она родилась в 1922 году в Атырауской области, закончила с отличием школу в Уральске, была пионервожатой, комсоргом, увлекалась авиацией и занималась в аэроклубе.

Не поступив в Военно-воздушную академию, она уже подумала, что попасть в авиацию ей не суждено и хотела отучиться на медика в Москве. Но, оказалось, что стать летчицей ей было суждено. Началась война, и Хиуаз Доспанова попала в группу штурманов в формирующийся женский авиаполк.
Она награждена за освобождение Кавказа, за освобождение Праги, за победу над Германией. В 2004 году Хиуаз Доспанова была награждена званием Халык Кахарманы. На войне она получила инвалидность. После войны некоторое время занималась общественной деятельностью. Рано ушла на пенсию по состоянию здоровья. Скончалась Хиуаз Доспанова в 2008 году.
Память об этих героях вечна. Они должны быть примером и идеалом для тех,
кто служит в военно-воздушных силах сегодня.

Автор статьи: Аскар ДАИРБЕК

 

Оцените пост

2

Комментарии

-4
Тут Жас Улановцы с QR кодом
-12

А вот интересно. Советский солдат, воевавший во (на?) второй мировой войне воспринимается сегодня исключительно могущественным героем. Он как Алеша в Трептов-парке. Он не ковыряет в носу, он простой парень, у него нет квартиры от государства. Он хороший по умолчанию. Он завоевал для нас победу, за это мы должны ему кланяться в пояс.

А чем он отличается от участника любой другой войны? Почему солдат 1812-го года не заслужил такого же трепетного отношения? Почему ветеранам гражданской войны не принято было кланяться и памятники не ставили? Финской, японской, хуйзнаеткаковской?

Участник ВОВ автоматически покрывается слоем золота, даже если он чистил картошку в тылу.

Идиотизм начался 20 лет после войны при Брежневе когда секретари парткома вдруг поняли, что война - это наше все...........

продолжение тут: tema.livejournal.com
-9
Никто вас не заставляет, не хотите кланяться, ну и не надо, дело ваше
-8
Своим умом думай, всякую херню не читай и не пересказывай!
-10
Дожили, теперь мне ватное быдло будет делать замечания о независимом взгляде)
Показать комментарии
Дальше