Реквием по мечте / Requiem for a Dream (2000)

Артемий 2010 M07 20
2578
32
2
0

Собственно: Сара Голдфарб - престарелая вдова, живущая в Бруклине, в одном из районов Нью-Йорка. Она одинока, и единственная ее радость - это сладости и телевизор, который время от времени крадет...

Собственно:
Сара Голдфарб - престарелая вдова, живущая в Бруклине, в одном из районов Нью-Йорка. Она одинока, и единственная ее радость - это сладости и телевизор, который время от времени крадет ее сын Гарри, балующийся наркотиками. Гарри живет отдельно со своей подругой Мэрион Сильвер, и они мечтают в будущем открыть бутик модной одежды, так как Мэрион творческий человек - у нее хорошо получаются различные выкройки.

В один момент, другу Гарри Тайрону, приходит в голову мысль: купить крупную дозу чистого наркотика, разбавить ее, и уже не употреблять самим, как раньше, а начать продавать по первоначальной цене. В расчет друзья не взяли тот факт, что зависимость всех троих уже далеко не на уровне "баловства" для вечеринок.

***

В году эдак 2003, про этот фильм мне рассказал брат, когда мы вышли покурить в подъезд. Он просто захлебывался впечатлениями, и рассказывая про сюжет, ожесточенно жестикулировал. Честно сказать, я даже особо не прислушивался, думая о чем-то своем, и кивая лишь для виду. Запомнил я только то, что фильм очень цепляет и вообще просто что-то невероятное. Название запало мне в память, наверное, своей необычностью.

Буквально спустя несколько недель, сидя на учебе, на паре, мой тогдашний друг спросил у меня, не смотрел ли я фильм "Реквием по мечте"? Я ответил что нет, не смотрел, и спросил что же в этом фильме такого. Друг ничего не ответил, лишь сказал что все увижу сам, и пообещал записать мне его на "болванку".

И вот, я припер фильм домой, и сказал родителям, что тут есть мега-фильм, который стоит глянуть. Мама убежала через пять минут после начала, аргументировав тем, что не будет смотреть какую-то чернуху про наркоманов, отец же смотрел со мной фильм до конца.
Признаться честно, фильм меня удивил. Я не понял того, что же в этом фильме такого невероятного, из-за чего посмотревшие его, по собственным словам "еще 2 дня/неделю/месяц отходили". Ну да, фильм про наркоманов. Ну да, жестокий. Ну да, в общем сильный фильм. Но что же в нем такого исключительного?

Пересматривал я его еще несколько раз, и только вот с каждым новым разом я проникался тем, от чего все восторгаются. Проникался другим, не так и не тем, как остальные. Я внимательно наблюдал за тем, как это кино поставлено, и обнаруживал "рычаги" воздействия на зрителя. Года три или четыре назад, я купил себе лицензионный диск, с различными дополнительными материалами, которые кстати, еще так и не посмотрел. Да что там бонусы, я и сам фильм-то не смотрел с лицензии, поставив диск на полку, в категорию избранное.

Давеча как вчера, я впервые посмотрел его в оригинале, с чудовищно кривыми официальными субтитрами. Перевод субтитров оказался настолько местами отдаленным от истинного смысла, что если бы я не понимал в английском вообще ни хера, понимание некоторых сцен было бы совсем другим. Но, речь не об этом, речь о самом фильме.

Как я уже сказал, фильм я смотрел вчера, а последний раз около 6-7 лет назад. Разумеется, восприятие мое сильно видоизменилось, при чем в лучшую сторону понимания и употребления материала. Фильм меня опять не поверг в знаменитую "после-просмотровую депрессию", но заставил в некоторых местах едва сдерживать слезы: настолько сильно играют актеры, чьи реплики похерили российские локализаторы, и чью сущность реплик можно прочувствовать лишь увидев как оно есть на самом деле. Увидев, за что даются награды Академий, увидев, что заставляет западных зрителей оглушать стены кино-залов рукоплесканиями.

Говорить о фильме в том ключе, что он именно о наркомании, было бы неправильно, пласт идей в нем гораздо толще и объемней. Фильм рассказывает о нас всех, ведь наркоман - это не пришелец с другой планеты, это может быть твой сосед или родственник, твой сын или родитель. Бич современного общества - он не эфемерный, и берет всех без разбора. И наркомания, в той или иной степени, она всюду - алкоголизм, табакокурение, употребления "травки", сладости, секс или интернет. Поэтому надо понимать, что фильм "Реквием по мечте" - он в первую очередь именно о зависимости, и у каждого - своя. У данных героев фильма - она такая.

Актриса Эллен Берстин, номинированная на "Оскар" за роль Сары Голдфарб, одинокой вдовы, сыграла великолепно, и чем дальше в фильме, тем сильнее контраст между началом, и концом. Впрочем, это относиться ко всем четырем героям фильма, но именно у нее, как у самой зрелой и опытной актрисы самая сильная роль. Воплощение старой женщины, чья жизнь - это тюрьма в четырех стенах, передано с полным профессионализмом. Сара все свои дни проводит около телевизора, смотря любимое шоу, герои которого, посредством силы воли, граничащим с одержимостью, борются с пороками нездорового образа жизни.

Сара страдает ожирением, и в один момент, когда она смотрела шоу, ей звонит человек, представившийся сотрудником телекомпании, и сообщает о том, что она прошла отбор для постановки, и это ее заветный шанс попасть туда, в ее мечту - телевизор. Думая о своем выступлении, на котором она всех поразит, Сара примеряет свое платье, бережно хранимое в шкафу со времен выпускного ее сына Гарри. Красное платье, ее любимое, к ужасу оказывается ей маленьким в теле. Решив это исправить, она садиться на диету, сначала с ограничением пищи, а после этого неудачного опыта, на таблетки, выписанные недалеким доктором, в которых содержаться амфетамины. Пытаясь ускорить сброс лишнего веса, Сара глотает таблетки горстями, постепенно теряя связь с реальностью и превращаясь в полу-сумасшедшую затворницу.

Сын Сары, Гарри Голдфарб, в исполнении актера Джареда Лето, - типичный молодой человек из бедного квартала, росший без сильной руки отца Сеймура, который умер давным-давно, и не имеющий какой-либо работы, проводящий рутинные дни как умеет и может. Он пока не наркоман в клиническом понимании - он не страдает острой зависимостью, поначалу - это всего лишь средство эйфории, под которой он находиться еще совсем не значительное время.

У Гарри есть подруга Мэрион, которую он искренне любит, и мечтает жениться на ней, но будучи человеком не занятым работой, он принимает план своего друга о торговле наркотиками местным торчкам, которых Гарри презирает, так как считает что это уже совсем конченые люди, а его собственная зависимость - иллюзорна, от которой он может избавиться в любой момент.

Но жизнь "пушером" опасна и недолговременна: их план, поначалу работавший как часы, проваливается, и все деньги приходиться выкладывать уже на на развлечения и подарки, а на вызволение Тайрона из тюрьмы, как человека, близкого знакомого с основными поставщиками. Зависимость становиться все чудовищней, ломки Гарри еще выдерживает, и явно видно, что он человек не потерянный, и попав в другое общество, возможно он вырвался бы из пут наркомании, и его мечта с Мэрион сбылась.

 

Подруга Гарри, Мэрион Сильвер, сыгранная одной из моих любимейших актрис Дженнифер Коннелли, в отличие от остальных, родилась в богатой семье. Ее отец - крупный производитель женского белья. По всей видимости, Мэрион, достаточно став взрослой для отдельного проживания, уезжает из отчего дома и поселяется одна, не поддерживая связь с родителями. Она любит Гарри, и даже толком не поняв когда, пересаживается с "легких" наркотиков на тяжелые.

Одно время она была дизайнером одежды, и имела планы на открытие собственной линии одежды, которые Гарри поддерживал. И хотя она сама не особо верила в возможность реализации, поддержка Гарри питала видимость и доступность этой мечты. Но, мечта так и осталась мечтой: героиновая зависимость оказывается гораздо сильнее, и в отличие от Гарри и его друга Тайрона, она не может терпеть ломки, и готова на все, лишь бы получить дозу, стремительно опускаясь на самое дно.

Дженнифер Коннелли сыграла свою героиню, как и всегда, с настоящим великолепием. Однозначно, ее роль меня впечатлила больше всего: сцены ссор с Гарри во время абстиненции, и многие остальные сняты и сыграны так, что сводит живот.

Марлон Уайанс, больше известный ролями в туповатых комедиях про веселую жизнь в черном гетто, просто поразил. Уровень актерской игры, хоть и ниже чем у остальных, но тем не менее находиться на значительном уровне, в чем несомненно заслуга режиссера фильма, задававший тон на площадке. Герой Марлона, Тайрон Лав, молодой афроамериканец, и есть главный стратег идеи бодяжить чистый наркотик, и продавать уличным наркоманам, опустившимся в самое болото.

Тайрон знаком с местным оптовиком зелья, Броуди, который видя, что его протеже вполне успешно толкает героин, решает дать ему более ответственную работу, именно в тот момент, который ознаменовал войну вежду бандитскими группировками за первенство наркоторговли. Как сказалась эта война на героях фильма, и есть стремительный скачок в нагнетании напряжения сюжета, ведь поставки в город прекратились, а все трое уже крепко сели на иглу.

Фильм "Реквием по мечте" снял американский режиссер Даррен Аранофски, известный такими лентами как "Пи", "Фонтан" и "Рестлер". В какой-то степени "Реквием" можно считать его первым фильмом, и уровень продемонстрированного мастерства постановки в дебюте, я могу лишь сравнить с "Красотой по-американски" Сэма Мендеса. Подобных дебютов можно перечислить по пальцам одной руки, фильмов, которые стали не только всемирно известными, но и обладающие настоящей силой глубокого и умного культового кино.

Еще хочу сказать пару слов о, без сомнения, известнейшем саундтреке, написанным композитором Клинтом Манселлом. Заглавная тема широко известна даже среди тех, кто может и не знать о фильме. Музыка сопровождает видео-ряд практически постоянно, и в нем львиная доля восприятия ленты.

Скажу сразу, если вы не видели этот фильм, не ждите ничего похожего на, например, британскую ленту "На игле", или "Кокаин" с Джонни Дэппом. "Реквием по мечте" - это чудовищно пронзительная психологическая драма, неприкрыто честная и жесткая. И хотя, в фильме не показана прямая чернуха со всеми тошнотворными подробностями наркомании, благодаря гениальным рукам Даррена Аранофски и оператора Мэттью Либатика, туго натянутая струна напряжения растягивается все сильнее и сильнее к финалу, звеня от раскрываемого кошмара, и грозя лопнуть, не давая, тем не менее заглянуть за край. Но он незримо чувствуется своим отсутствием дороги в обратную сторону.

Оценки по десятибалльной шкале:
Зрелищность:
8
Работа актеров: 9
Работа режиссера: 9
Сюжет: 8
Коротко о фильме: очень сильное кино
Можно ли смотреть: на мой взгляд - нужно обязательно

Оцените пост

2

Комментарии

0
Да, замечательный фильм. Однако, не поверг и меня в "после-просмотровую депрессию", даже после нескольких просмотров.
0
Как и меня. Что впрочем, никак не уменьшает его значимость.
0
Недавно, кстати ознамился с этой лентой, но мнение выскажу позже.. под конец месяца, ибо много и качественно писать не могу))
0
*ознакомился
0
давит на психику. наглядный пример естественного отбора. наркотики алкоголь и другие вредные привычки в своем роде инструменты для естественного отбора. люди, которые настроены на самоуничтожение и саморазрушение умирают. такие представители рода человеческого уступают место для более сильных в борьбе за существование.. досадно. но факт. отличный пример каким быть не стоит.. жаль конечно их...

p.s. надо подросткам показывать вместе с книжкой ужасы наркомании(такие есть в школьных библиотеках с красочными фото и рассказами) в качестве профилактики.=)
Показать комментарии
Дальше